Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Виды и типы пропаганды



Выделяют два вида пропаганды в зависимости от позитивности намерений пропагандистов:

1. Конструктивная или позитивная пропаганда осуществляется с целью предоставить полезную для аудитории информацию. Она учитывает интересы аудитории и призвана помочь как можно большему количеству людей. Может носить познавательный, воспитательный, социальный характер. Например, пропаганда здорового образа жизни.

2. Деструктивнаяили негативная пропаганда агрессивна, навязчива, призвана разжигать вражду в обществе. В ней используются грубые техники манипуляции сознанием людей, воздействие на бессознательные инстинкты. Негативная пропаганда служит узкому кругу лиц, и вредит обществу в целом. Она не гнушается лжи и искажает, переворачивает настоящее положение вещей с ног на голову.

Даже самый критично настроенный и здравомыслящий человек слепо верит ей, не желая проверять истинность увиденного/услышанного/прочиненного самостоятельно. Такая пропаганда чрезвычайно опасна и вредна. Ее используют для разжигания социальных противоречий различных масштабов и уровней сложности, вплоть до военных конфликтов.

Более распространена и известна в обществе классификация пропаганды по типам:

1. Белая пропаганда. Такая пропаганда заслуживает наибольшего уважения. Информация преподносится точно, правдиво, с указанием официальных источников ее получения. В таком случае человек имеет возможность осмыслить полученную информацию и сделать собственные выводы.

2. Серая пропаганда. Это смешанный тип пропаганды. Достоверность предоставляемой информации проверить сложно, она может содержать часть правды, скрывая нежелательные для восприятия аудиторией детали.

3. Черная пропаганда. Такая пропаганда полностью основана на обмане аудитории. Нет возможности проверить ее подлинность, она преподносится как единственно возможная и верная.

Противостоять пропаганде бывает чрезвычайно сложно, но каждому человеку следует критично воспринимать любую, поступающую извне информацию, особенно носящую негативный характер.

№24

Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологи-ческих особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда; это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой–либо профессиональной деятельностью. Наиболее общими признаками соответствия человека работе являются ее успешность, удовлетво-ренность человека, ее выполняющего, и преобладание в ее ходе благоприятных функциональных состояний (внутренняя мобилизованность, хорошее самочувствие, положительные эмоции).

Профессиональная пригодность не является врожденной характеристикой. Она формируется в условиях выполнения специалистом реальной трудовой деятельности на протяжении всего трудового периода его жизни. В ходе длительного выполнения профессиональной деятельности у работника формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но изменяется и его личность. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональ-ный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности человека, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способ-ностей человека.

Оценка профессиональной пригодности потенциального субъекта труда неоднозначна. Например, наличие дальтонизма (неспособность распознавать красный и зеленый цвета) является свидетельством профнепригодности к водительским профессиям. С этим трудно не согласиться: водитель, не различающий цвет светофора на дороге, – это катастрофа. Да, в этой ситуации это так, но если вместо цветового сигнала сделать пространственный (вместо красного цвета – горизонтальную черту значительного размера как символ опущенного шлагбаума; вместо зеленого – вертикальную черту как символ открытого пути и т.д.), т.е. изменить условия, будет ли дальтонизм признаком профессиональной непригодности? Следовательно, можно говорить об условной профнепригодности, о профнепригодности относительно данных условий труда.

Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются:

– гражданские качества (характер ценностных ориентаций человека, особенности его мировоз-зрения, их соответствие общественным приоритетам, степень гражданской зрелости и активности, отношение к обществу). В некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодными (учитель, воспитатель, судья, руководитель);

– отношение к труду, профессии, интересы, склонности к данной области труда – так называемая профессионально–трудовая направленность личности;

– общая дееспособность (физическая и умственная): широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность;

– способности единичные, частные, специальные, т.е. качества, необходимые в определенных видах деятельности, – память на ароматы – для кулинара, звуковысотный слух – для музыканта, пространственное мышление – для конструктора и т.п.;

– знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

Выделяют два типа профессиональной пригодности:

– абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности);

– относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здоро-вого человека).

№25

Профессиограмма – это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях.

Профессиограмма включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. Психологическая и психофизиологическая характеристики составляют психограмму.

Психограмма – это «психологический «портрет» профессии, содержащий требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Психограмма способствует оптимизации и повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.

Возможны различные подходы к исследованию профессии и построению ее профессиограммы: комплексный (учитывается широкий круг характеристик: социальных, технологических, медицинских, гигиенических), аналитический (анализ обобщенных нормативных и морфологических показателей структуры профессии), задачно-личностный подход (описание объективных профессиональных задач, профессиональных знаний, умений, результатов труда и психологических характеристик субъекта, необходимых для выполнения задач). Наиболее часто при составлении профессиограммы используют задачно-личностный подход.

Профессиограмма с позиции задачно-личностного подхода должна отвечать следующим требованиям:

1) четко выделять предмет и основные результаты труда;

2) подчеркивать направленность труда на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм);

3) не выделять отдельные составляющие профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая ее приоритетные составляющие;

4) иметь направленность на решение практических задач (профотбор, обучение, рационализация трудовой деятельности);

5) показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в процессе труда, позволяющие человеку выбирать оптимальные направления роста с учетом своей индивидуальности; показывать перспективы изменений в самой профессии;

6) отражать некомпенсируемые профессионально важные качества личности.

Качества личности – обобщенные свойства личности, характеризующие человека по следующим аспектам:

социальному (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, культура, удовлетворенность профессиональной деятельностью);

психологическому (черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление воли);

физиологическому (тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем).

Профессионально важные качества (ПВК) – это психологические качества человека, необходимые для данной профессии, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.).

ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой – они сами совершенствуются в ходе деятельности.

№26

Одной из главных задач, которые ставит перед собой организация каждой профессиональной деятельности, становится соответствие человека, претендующего на должность (субъект труда), условиям, диктуемым профессией (объективные требования). Этот вопрос призваны решать следующие дисциплины: психофизиология, общая психология, психодиагностика, психология личности и другие. Они справляются с задачей путем разработки и использования таких понятий, как «профессиограмма» и «психограмма». Чтобы найти оптимальное соотношение субъекта деятельности и самой деятельности, используют два метода, принципы которых кардинально отличаются: профессиональный подбор и отбор. И тот и другой основаны на особенностях, свойственных потенциальному объекту труда, а также на специфике самого трудового процесса. Подбор заключается в том, что профессию, профессиональную сферу или специальность подбирают к определенному человеку с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Это выполняют с целью полноценной реализации потенциала этого работника в оговоренной должности, успешного выполнения им всех заданий и обязанностей, адекватное поведение и реагирование при любых ситуациях (типовых или нестандартных), а также для получения им профессионального удовлетворения.

Как уже было сказано, профессиограмма и психограмма становятся необходимыми для организационного поведения и управления персоналом. Психограмма – это составляющая часть профессиограммы, которая, в свою очередь, является описанием, характеризующим структуру и специфику любого вида деятельности, ее социально-экономические, производственно-технические и психофизиологические условия. Кроме того, она включает список требований, которые профессия выдвигает к работнику.

Профессиограмма предназначена для достижения наиболее эффективного выполнения профессиональных требований, создания условий, способствующих развитию навыков сотрудника, а также для получения продукта, необходимого обществу.

Кроме того, психограмма – это документ, который становится основой для выявления возможных путей, следуя коим, человек сможет приобрести необходимые психологические качества. В результате анализа ее данных принимают решение о профессиональном обучении, переобучении, повышении квалификации, если они необходимы в рамках данной профессии.

Этот документ (график, видеофильм или другая форма организации информации) отражает список качеств и черт характера человека, которые понадобятся ему в ходе осуществления его трудовой деятельности, то есть она призвана охарактеризовать специалиста. Документ имеет следующую структуру: Название профессии и входящие в ее состав специальности, которые могут различаться в зависимости от специфики труда или объекта воздействия. Умения, знания и навыки, которые необходимы при подготовке и переподготовке работников. Сюда включен список требований и условий, выдвигаемых к уровню подготовки, описание того, как проходила подготовка к данной специальности, перечень характеристик и свойств, отражающих степень профессиональной, нравственной и познавательной направленности каждой личности. Список существующих психофизиологических противопоказаний и требований к профессии. Благодаря этому компоненту правильно составленная профессиограмма способна отразить те качества личности, которые могут гипотетически препятствовать выполнению обязанностей. Также она иллюстрирует факторы, провоцирующие профессиональную деформацию работника, например, наличие конфликтов с сотрудниками, давление постоянного напряжения и однообразия деятельности.

Формулировка, количество пунктов документа, а также их визуализация разрабатываются индивидуально (в том числе психограмма). Пример может выглядеть так: Перечень типовых производственных показателей работы (сферы деятельности, видов труда, типов трудовых орудий, важнейших производственных функций, видов специфических сложностей, свойственных профессии, форм трудовой организации, а также характера социальных связей). Описание санитарно-гигиенических условий (микроклиматических условий, режима труда, порядка распределения выходных дней и отпусков, травматизма, профзаболеваний, мероприятий, направленных на повышение безопасности труда). Перечень существующих медицинских противопоказаний. Характеристика квалификационного профиля (степень профессиональной подготовки, показатели уровня общего интеллекта, перечень моральных стимулов, оказывающих мотивирующее влияние на работника).