Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Культурологический ракурс анализа проблематики



ВВЕДЕНИЕ

В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных дисциплин вносит свою лепту в дело изучения не только собственных, но и социально-психологи­ческих закономерностей, в решение научно-практических задач прикладного психологического исследования культуры. Познание культуры фиксируется на качественно-опреде­ленных ее сторонах и характеристиках — деятельностно-ценностных, если, например, речь идет о культуре человечества, социально-исторических, если предмет анализа — культура определенного исторического периода, например, «культура Возрождения», антропологических, если исследуются сравни­тельные особенности общественного становления человеческих обычаев, традиций и др., дифференциально-психологических, если речь идет о культуре данного человека, наконец, художе­ственных или музыкальных, если речь идет о художественной культуре или культуре музыкальной [1, 181, 139]. Признавая ведущую роль деятельностного подхода в рас­крытии собственно-психологических закономерностей (он из­бран в качестве концептуальной и операциональной основы настоящего исследования), отметим, что имеют право на суще­ствование и другие современные междисциплинарные направ­ления [4]. При калейдоскопичности моделей субъективности культу­ры XX века [73, 225] решить проблему преемственности раз­вития культуры как процесса невозможно без диалогической организации исследователя, находящегося одновременно и внутри, и вне эпохи, его породившей, и внутри, и вне собст­венно-психологического подхода. Ситуация межкультурного общения, репрезентация явле­ний одной культуры представителю иной культуры, функцио­нирование и развитие самой культуры в рамках человеческой цивилизации возможно лишь на основе понимания культуры,

6________________________________Бочкарев Л. А.

ее смысла. Проблема понимания является одной из актуальнейших междисциплинарных проблем. Благодаря усложнению, интенсивному развитию социальной жизни ныне вступают в диалог культуры, которые ранее были обособленными и обладали в силу этого различными смысловы­ми структурами. В условиях современного информационного потока многие люди слабо вовлечены в историю собственной локальной куль­туры, культурные ценности прошлого и настоящего не в дос­таточной степени включены в образ жизни людей. Существует значительное расхождение между качеством современной куль­турной среды, ее подвижностью и медленным формированием навыков ориентации в ней. Вследствие этого существует зна­чительный разрыв между уровнем профессионалов в области культуры и широкими массами непрофессионалов [б]. Послед­ние — люди, плохо знающие и понимающие свое культурное окружение, не привыкшие использовать в повседневной прак­тике его сложные элементы, выражающие недовольство этой сложностью и часто призывающие запретить то, что непонятно. Современные демократические преобразования в нашей стра­не, несомненно, увеличили количество барьеров для понимания как на уровне общесоциальной конкретно-исторической ситуа­ции, так и на уровне локальных социокультурных ситуаций, что требует социально-психологического вмешательства и поис­ка способов и путей решения общезначимых и личных проблем. В современной психологии проблема понимания выдвигает­ся на передний план в контексте проблемы межиндивидуаль­ного общения. В филологических науках, семиотике эта проблема имеет давнюю историю, получившую в последнее время новый тол­чок благодаря интенсивным межкультурным исследованиям. В эстетике усиливается интерес к проблеме благодаря ком­плексному изучению процессов творчества и восприятия. И, несомненно, проблема понимания — в эпицентре вни­мания искусствознания. Искусство, во все времена бывшее «зеркалом» культуры как целого в единстве и взаимосвязи всех ее компонентов, в наши дни является подлинным «кодом» глобальной человеческой культу­ры, с одной стороны, и каждой конкретной субкультуры, с другой. Ни одна другая сфера деятельности не может обеспечить такого прямого и доступного пути к смыслу любой культуры и к сердцу каждого человека, как искусство.

Введение____________________________________7

Трудно переоценить роль искусства в диалоге культур, в про­цессе их сближения, возрождения и самоопределения, региона-лизации. Несмотря на огромную актуальность искусства в деле раз­вития человеческой культуры, к сожалению, еще нет фунда­ментальных исследований, посвященных изучению культуроло­гических механизмов художественной деятельности. Открытие сектора теории искусств и лаборатории психоло­гической антропологии в Российском Институте культурологии способствовало экстенсификации изучения динамики художес­твенных процессов в социокультурном контексте, структурно-системному рассмотрению искусства как культурно-историчес­кого и антропологического феномена, поиску путей управле­ния процессами художественного понимания, организации меж­культурных исследований в сфере восприятия социодинамики художественной деятельности. География плотнонаселенного современного мира создает беспрецедентно пестрый и разномасштабный контекст совре­менного искусства, которое может быть понято лишь с учетом исходных — родных для представителей каждой культуры координат восприятия. Что значит адекватное данной культуре восприятие? Что есть адекватная историко-культурная ретрансляция произведения? Ответы на эти вопросы можно получить, опираясь не толь­ко на гуманитарную проблематизацию художественного мате­риала, сопоставление анализируемой культуры и ее проявле­ний с другими культурями, выделение ведущих культурных парадигм, но и на данные экспериментальных исследований. Настоящий психологический контакт с внутренним миром искусства возможен через включение подсознательных, архетипических пластов человеческой психики. Поэтому культурологи­ческий анализ не может обойтись без знания механизмов бессоз­нательного психического, функционирующих как в структуре художественного творчества, так художественного восприятия. В художественной деятельности функции «следов» и «зна­ков» архетипической картины мира могут нести не только сами языково-композиционные структуры, но и формы бытования искусства, типы образной символики, его ассоциативно-коннотативный фонд. Исследовать культурологические механизмы художественного восприятия и творчества — значит проникнуть в социальную технологию внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей,

_8________________________________Бочкарев Л. Л.

выяснить структурные составляющие того или иного способа культурно-детерминированной перцептивной и творческой дея­тельности, закономерностей ее динамики. Бесспорно, все культурологические механизмы художест­венного творчества и восприятия в то же время суть механиз­мы социально-психологические, так как субъектом художест­венной деятельности является определенная группу, индивид как сын своего народа, культуры [19]. Социально-психологические, межкультурные механизмы художественной деятельности (на материале музыкального искусства) — в центре внимания автора настоящей книги, который, выполняя социальный заказ, сконцентрировал свои усилия на разработке основных проблем новой отрасли отече­ственной науки — музыкальной психологии, рождение кото­рой было обусловлено как практическими, так и теоретиче­скими проблемами не только музыкознания, культурологии, но и многих других наук.