Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Участники образовательного процесса



Выделяются различные плоскости взаимодействия. Такие как взаимодействие «учитель-ученик», взаимодействие «личность-коллектив», взаимодействие «учитель-родители», «учитель-учитель». В последнее время достаточно много внимания уделяется влиянию на образовательный процесс семьи ребенка, взаимодействию семьи и школы, при этом раскрывается новый характер взаимоотношений в триаде «учитель - ученик - родители». В школу пришло большое число специалистов других специальностей, что породило новые плоскости взаимодействия: «учитель-специалист», «ученик-специалист», «родитель-специалист», а также более многомерные связи.

Таким образом, количество участников образовательного процесса и линий взаимодействия значительно выросло. Каждый из них понимается как активная единица, т.е. субъект.

Категория субъекта, как известно,— одна из центральных в философии, особенно в онтологии (Аристотель, Декарт, Кант, Гегель). Большое внимание она вызывает и в современной пси­хологической науке (С.Л. Рубинштейн, К..А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.А. Лекторский).

Характеристики субъекта (по С.Л. Рубинштейну):

1. субъект предполагает объект. В силу этого в познании бытия С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимо­связанные стороны: «1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как по­знающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание» [22, с. 326].

2. Субъ­ект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического). Познающий субъект - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах» [22, с. 326].

3. Общественный субъ­ект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; кол­лективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот.

4. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней субъект и формируется сам. С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произволь­ная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой де­ятельности "я" данного индивида» [22, с. 334]. Это поло­жение выступает в качестве одной из основных характеристик не только субъекта, но и самой деятельности.

5. Субъект — сознательно действующее лицо, самосо­знание которого — это «осознание самого себя как существа, осо­знающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующе­го лица в процессе его деятельности — практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе» [22, с. 335]. Это определение получает в теории С.Л. Рубинштей­на форму афоризма «Человек как субъект жизни».

6. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми.

7. Субъектность есть неразложимая цело­стность общения, деятельности, самосознания и бытия.

8. Субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности. Согласно С.Л. Рубинштейну, «субъект в своих дея­ниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и опреде­ляется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть» [22, с. 6].

9. Субъектность есть категория интерпсихическая.

К этим субъектным характеристикам чело­века необходимо добавить его характеристику и как личности в ка­честве субъекта. Она включает, по Е.А. Климову, направленность, мотивы; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность. Все эти характеристики в полной или свернутой форме при­сущи и субъектам образовательного процесса [1]. И все эти характеристики необходимо учесть при построении процесса взаимодействия.

Ж. Пиаже также рассматривал ак­тивность как одну из ведущих характеристик субъекта. Субъект находится в постоянном взаимодей­ствии со средой; ему врожденно присуща функциональная актив­ность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действи­ях, среди которых разные трансформации, преобразования объ­екта (перемещение, комбинирование, удаление и т.д.) и созда­ние структур являются ведущими. Ж. Пиаже подчеркивает важ­ную для педагогической психологии мысль относительно того, что между объектом и субъектом всегда существует взаимодей­ствие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта. Другими словами, субъект действия - это всегда деятель.

Далее, возникает вопрос о соотнесении понятий «субъект» и «личность».

Субъект и личность. Проблема субъектности в последние десятилетия выступает в качестве объекта специального изучения в психологии лично­сти (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский). Идея субъектности чело­века, означающей «...свойство самодетерминации его бытия в мире» (В.А. Петровский), рассматривается в качестве опорной для данной области психологии. «Быть личностью... означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», — отмечает В.А. Петровский, рассматривая через эту категорию вну­треннюю связь между личностным и субъектным. Согласно В.А. Петровскому:

1. «Быть личностью значит быть субъектом соб­ственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром». Это включает физический, психофизичес­кий, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением.

2. «Быть личностью значит быть субъектом пред­метной деятельности», в которой человек выступает как дея­тель.

3. «Быть личностью это быть субъектом обще­ния». В.А. Петровский подчеркивает важную для понимания связи этих категорий мысль, что «... быть личностью как субъек­том общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отраженности) человека в жизни дру­гих людей».

4. Быть личностью означает быть субъектом самосознания, что включает самооцен­ку, открытие собственного «Я» и пр.

К этим субъектным характеристикам чело­века необходимо добавить его характеристику и как личности в ка­честве субъекта. Она включает, по Е.А. Климову, направленность, мотивы; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность. Все эти характеристики в полной или свернутой форме при­сущи и субъектам образовательного процесса.

И.А. Зимняя предлагает анализ специфических особенностей субъектов образовательного процесса.

1. Каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогиче­ское сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой об­разовательной системе, учреждении администрацией, преподава­тельским коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нор­мативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в фор­ме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная по­лиморфная деятельность. Общая цель образовательного процес­са как деятельности — сохранение и дальнейшее развитие обще­ственного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным на­родом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направ­ленными целями передачи и приема, организации освоения это­го опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффектив­ность действия которого определяется осознанием обеими его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

2.Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает ради достижения общей цели — «для уче­ников и затем для себя». Субъект учебной деятельности дейст­вует как бы в обратном направлении этой схемы: для себя — ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда экс­плицируемой перспективы. Общая для образовательного процес­са точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со сто­роны ученика определяет прагматический, «реально действую­щий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он ха­рактеризует действия совокупного идеального субъекта, пред­ставленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы ле­жат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваясь не только учеником, но и пе­дагогом.

3. Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система зна­ний, способов деятельности, передача которых со стороны пе­дагога встречается с определенным способом их освоения обу­чающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятель­ность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.

4. Развитие и саморазвитие субъектов. Специфика образовательного процесса заключается в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика.

Субъекты об­разовательного процесса словно бы «обречены» на саморазвитие, внутрен­няя сила которого служит источником и импульсом развития каж­дого из них.

5. Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в си­стеме его отношений с другими. Образовательный процесс в лю­бой педагогической системе представлен самыми разными людь­ми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т.д.). Именно поэтому проблема коллектив­ного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я.Л. Коломинский) и учительского коллектива как ча­стного случая социальной общности (А.В. Петровский, А.И. Дон­цов, Е.Н. Емельянов и др.).

 

1.1.2.Теории межличностного взаимодействия.

Теория обмена (Дж. Хоманс).Корни теории обмена лежат в теоретическом направлении, которое называется бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение). В основе бихевиористких теорий лежит понимание поведения как совокупности реакций (ответов) на воздействие внешней среды (стимулов). Поэтому схема поведения выглядит в нем достаточно жестко: стимул — реакция. Этот подход приводит к возможности трактовать поведение человека как определенную реакцию на действие того или иного стимулирующего фактора. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положений теории обмена.

1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше.

2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие.

3. Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем.

4. Аксиома депривации - пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды.

5. Аксиома агрессии - одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.

6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

Однако теория обмена критикуется за излишне упрощенный подход к взаимодействию. Кроме того, в логике обмена есть противоречие между 1 и 4 постулатами. Исследование, проведенное Харриет Цукерман (1967), показало, что ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем трудятся менее продуктивно. А согласно первому принципу теории Хоманса, такая высокая награда, как Нобелевская премия, должна стимулировать творческую активность. Можно предположить, что Нобелевская премия является слишком большим вознаграждением, что вызывает потерю интереса к творческой деятельности. Лауреат, недавно удостоенный этой высокой награды, считается не только крупным ученым, но и знаменитостью; кроме того, когда люди обретают новый статус, они по-новому оценивают себя.

 

Символический интеракционизм.Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.

Возникает вопрос о взаимодействии индивида и социума. Уильям Джемс (1842-1910) американский философ и психолог, первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я» - концепции (системы представлений человека о самом себе). Формирование Я - концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я- концепции выступают:

1. Сравнение себя с другими.

2. Свидетельства восприятия другими.

3. Оценка результатов деятельности.

4. Переживание внутренних состояний.

5. Восприятие своего внешнего облика

Ч. Кули и Дж. Мид - предложили новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. Глубокое понимание Я неразрывно связано со столь же глубоким пониманием общества - в том, что касается их взаимозависимого отношения. Так, в 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я - концепцию. «Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такое групповое взаимодействие, характеризующееся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки.

Итак, основные положения символического интеракционизма:

1. Люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.

2.Эти значения выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия - интеракции.

3. Эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида.

 

Управление впечатлениями (Ирвин Гофман).И. Гофман указывает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс Гофман назвал управлением впечатлениями (impression management). В ходе этого процесса мы скрываем какие-то черты, а какие-то намеренно выпячиваем. «Я», считает Гофман, это не собственность автора, а продукт театрализованного представления между публикой и исполнителем. Исполнитель рассчитывает на понимающую реакцию, т.е. «управление впечатлением». Основные понятия теории Гофмана:

1. Самость – это театральный эффект, порождаемый разыгрываемой сценой. Поэтому он может разрушиться во время представления. Чаще все происходит спонтанно.

2. Внешний вид и реквизит – социальный статус (галстук, костюм, портфель).

3. Манеры. Тон голоса, соответствующие жесты, они говорят о роли.

4. Ритуал. Ограничивает пространство театра. Ритуал придает упорядоченность и прочность в повседневной жизни.

5. Сцена. Это среда, к которой люди приспосабливают свое представление. Они разрабатывают условия - бытовые или рабочие, чтобы вызвать в других желаемые реакции.

6. Главные роли - исполнители и публика.Исполнителипытаются создать впечатление, что они ближе к аудитории, чем это есть на самом деле, скрывают фальшивость. Публика помогает. Исполнитель пытается передать идею и публика хочет верить, что она наблюдает уникальные выступления – все интеракции житейских спектаклей. Кроме того, люди на авансцене стремятся идеализировать картину самих себя и понимают, что что-то должны скрывать (тайные удовольствия, мелкие обманы).

7. Мистификация метод исполнителя. Специально создается «социальная дистанция» между собой и публикой с целью вызвать благоговейный трепет. Это помогает удерживать убеждения публики в подлинности спектакля.

8. Стигма.Гофман рассматривал разрыв между тем, чем человек должен быть, «фактической социальной идентичностью», и тем, что он на самом деле из себя представляет, «реальной социальной идентичностью». Любой человек, имеющий между этими двумя идентичностями разрыв, «заклеймен». Дальнейший успех интеракции зависит к какой категории из двух принадлежит человек. В случае дискредитируемой стигмы исполнитель должен держать строгий контроль над напряжением, возникающим из-за того, что аудитории известно о его трудностях. Здесь для исполнителя стоит проблема в задавлении информации таким образом, чтобы его трудность оставалась неизвестной аудитории.

9. Ролевая дистанцияозначает степень отделения себя от ролей, которые человек играет. Ролей много и мало кто поглощен некоторой определенной ролью.

Таким образом,при переходе из одной ситуации в другую люди меняют "выражения" своего внутреннего образа. Они предпринимают усилия по предопределению ситуации для других людей, давая им подсказки для того, чтобы другие люди реагировали на них и действовали желательным для них образом. Главной базовой единицей анализа становится команда, а не личность. Команда – группа индивидов, сотрудничающих в постановке взаимодействия. В процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые как нельзя лучше слу­жат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Презентуя себя в повседневных ситуациях, мы - сознательно и бессознательно - передаем другим людям информацию.

С точки зрения Гофмана, человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Психоанализ (З. Фрейд).З. Фрейд утверждает, что главной причиной образования стабильных социальных групп является присущее всем людям чувство преданности и покорности лидерам. Процесс взаимодействия людей отражает их детский опыт, и лидер отождествляется с могущественными личностями, с родительскими фигурами. Позитивный либо негативный опыт взаимодействия с родителями, а также прохождения Эдипового комплекса будет влиять на специфику взаимодействия индивида с другими, на усвоение и следование им социальным правилам и нормам.

Интерактивное общение сопровождается психологическим воздействием, целью или результатом которого является перестройка индивидуальных или групповых отношений, мотивов, взглядов, установок. Изменение личности под воздействием других людей в ходе такой перестройки могут быть временными и переходящими или устойчивыми. На пути таких воздействий каждая личность выстраивает психологические защиты, фильтрующие воздействия и отделяющие полезные от вредных для этой личности. По этой причине психологические воздействия лишь при определенных условиях вызывают некоторые изменения в психике людей, соответственно, в поведении и профессиональной деятельности.

Таблица 1

Теория Автор Основная идея
Теория обмена Дж. Хоманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты
Символический интеракционизм Дж. Мид, Г.Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются теми значениями, которые они им придают
Управление впечатлениями И.Гофман Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создать и поддерживать благоприятные впечатления
Психоанализ З.Фрейд На межличностное взаимодействие глубокое влияние оказывают пережитые в раннем детстве конфликты, интериоризованные представления о себе и других и психологические защиты личности