Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Дозволительно ли вступать в брак после развода.



Дорогие братья и сестры, хочу сразу отметить, что данная статья адресована, прежде всего, Христианам, а также людям, находящимся на пути к Христу. Вопросы сохранения семьи и отношения к ней сегодня приобретают огромную значимость. Я не буду сейчас приводить цифры (это тема другого – огромного по масштабам исследования), но думаю, что на сегодня очевидна огромная катастрофа в этой сфере общественной жизни. В результате обесценивания института семьи именно христианские страны стоят на пути демографической ямы, а также значительного падения нравственности. Это социальная проблема также порождает проблемы в психике огромного количества людей. Многие христианские священнослужители, идя по пути компромисса с миром, готовы считать вопросы семьи второстепенными, передавая их в руки многочисленных психоаналитиков, и соглашаться с любыми проявлениями в данной сфере жизни человека. Но Святое писание демонстрирует совершенно иное отношение Бога к семье. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт: 27-28) Мы привыкли рассматривать семью, как один из общественных институтов, и я думаю, что это не совсем правильно. Уже в самом этом понимании коренится значительная ошибка. Институт семьи – это часть творения, а, следовательно, жизнь в семье является естественным состоянием человека. Семья обладает совершенно иным статусом. Отказ или нежелание искренне говорить об этом в соответствии с Писанием приводит на деле ни к наполняемости церквей, а к их пустоте. Поэтому, я считаю правильным для всех христианских церквей без страха и сомнений начинать активную деятельность по восстановлению ценности брака и семьи.

В данной статье рассмотрен лишь один из аспектов данной обширной темы, а именно вопрос правильного христианского отношения к разводу и позволительности повторного брака. Единственным источником при написании данной статьи служило Святое писание, причем применялось как буквальное лингвистическое толкование (Синоидальный перевод Библии на русский язык). Как уже говорилось выше, все попытки свободного смыслового толкования Библии в данном вопросе не приносили положительных результатов, поэтому именно такой подход, я считаю единственно правильным.

Как уже говорилось выше, Брак является частью творения, которое Господь продолжает творить и сегодня. Так же как мы восторгаемся таинством появления новой жизни, мы восторгаемся зарождением новых христианских супружеств. Это сравнение достаточно четко и правильно показывает источник и суть брачных отношений. В 1-2 главе Книги Бытие мы видим Господа как творца всего живого и видим его как творца брачных отношений. Господь создает мужа и жену как неотъемлемую часть друг друга. Разрушение семьи можно сравнить с нанесением себе непоправимого увечья, в результате которого человек остается инвалидом. Господь как творец не приемлет разрушения своего творения. Клятва, данная при заключении брака, является свидетельством перед людьми о факте творения Бога и свидетельством перед Богом о принятии данного творения, всех благословений и всей ответственности с ним связанных. Для понимания значимости данного союза для Бога, необходимо обратить внимание на то, что именно отношения между мужем и женой используется в Библии в качестве образа взаимоотношений Бога и Церкви.

В Торе Богом даны четкие и подробные указания относительно супружество, в форме конкретных императивов. Бог, таким образом, четко указывает на значимость супружеских отношений для жизни верующего человека. Израильтянам не разрешалось сочетаться браком с близкими родственниками, (Лев.20:14,17,21; Втор.22:30), или с язычниками (Втор.7:3, Нав.23:12-13). Факт обнаружения добрачных связей девушки приводил к закидыванию камнями (Втор.22:20-21), так же, как и факт измены (Втор. 22:23-27). В Новом завете Иисус Христос предельно конкретно выражает свое отношение к браку: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано». (Матф.19:3-11) В данном случае, мы видим стремления фарисеев как-нибудь искусить Иисуса, предполагая, что по данному вопросу состоится некая полемика, сродни той, что имела место в спорах между фарисеями и саддукеями. Такое же стремление, к сожалению, сегодня проявляют некоторые христиане, в том числе, и священнослужители. За стремлением представить данный вопрос в виде сложных рассуждений, явно проявляется стремление людей пренебречь Божьей заповедью. Иисус, отвечая на их вопрос, подтверждает что брак является частью творения Божия, он говорит о муже и жене как едином организме, который сотворил сам Господь. Так же как мы не имеем права ни при каких обстоятельствах лишать жизни других людей или самих себя, мы не имеем права уничтожать свой брачный союз или брачный союз других людей. Единственной причиной для развода Иисус называет грех прелюбодеяния. Давайте попробуем разобраться о чем именно в данном случае говорит Христос. В Нагорной проповеди Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Матф.5:28) Христос говорит о необходимости чистых помыслов и уважении по отношению к браку. Греховные мысли и желания тоже являются грехом. Они являются поводом для покаяния и большой духовной работы над собой, но они не являются поводом для развода. Брак как единый организм может болеть, но не должен умирать от этого. Слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди не должны служить оправданием для разводящихся. Понятие прелюбодеяния в данном случае предельно конкретно. Под прелюбодеянием в данном случае понимается только физическая сексуальная связь одного из супругов с посторонним человеком. Этим грехом человек отвергает акт сотворения Богом данной семьи, показывает неприятие воли Божьей. Разрушая этот единый организм виновная сторона так же наносит сильную боль и увечье своему супругу. В таком случае Бог допускает для невиновной стороны возможность развестись.

Но что влечет за собой развод? Нам следует помнить что развод, как и любой другой грех по Закону влечет за собой смерть. Однако для христиан падение во грех не означает неизбежности смерти. У христианина всегда остается возможность покаяния. В случае состоявшегося бракоразводного процесса действия Закона и Евангелия не прекращаются. И Бог предельно четко говорит о том, чего он хочет от человека в том случае, если семья распалась. «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей]». (1Кор. 7:10-11) Таким образом, Бог предельно четко выражает свою волю, которая заключается в покаянии согрешивших мужа и (или) жены. Покаяние подразумевает под собой признание своего греха перед Богом и людьми, сожаление о нем, отказ от греховной жизни и желание, выраженное в словах и делах перед Богом и людьми соблюдать волю Божию. Поэтому идеальным для разведенных христиан является оставаться в безбрачии и стремиться к примирению с бывшим супругом. Однако Бог допускает различные ситуации, которые могут возникнуть при разводе. Так сторона, являющаяся инициатором развода, а значит и нарушения Божьего творения не имеет права больше никогда вступать в брак. Писание говорит об этом предельно четко. «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано». (Мф.19:8-11) Не следует пытаться юлить в данном случае. Христос предельно ясно выразил свою точку зрения по этому вопросу. Развод сам по себе является грехом прелюбодеяния. Все последующие попытки виновной стороны создать новую семью также являются прелюбодеянием. Более того они значительно усугубляют грех так как вовлекают в греховную жизнь еще одного человека. Для Бога эти отношения никогда не будут браком, а будут прелюбодеянием. «В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». (Мк.10:10-12) Основанием для прощения человека Богом, является его покаяние, а покаяние подразумевает отказ от греховной жизни, а, следовательно, и от стремления создать другую семью. Людям следуют понимать, что, разрушая семью, они обрекают себя на одиночество. Ученики не напрасно были поражены степенью ответственности супругов за семью. Что же касается невиновной стороны, то Бог допускает возможность создания новой семьи. Единственным поводом для развода является грех прелюбодеяния другого супруга. В таком случае невиновная сторона имеет возможность создать другую семью. Бог может сотворить одну плоть в этом случае. Однако следует помнить, что и для невиновной стороны второй брак является нежелательным. Во-первых, «невиновная» сторона должна предельно четко осознавать свою причастность ко греху. Так или иначе, данный человек допускал ошибки в браке и грешил против своего супруга, что могло повлиять на его грехопадение. Этот факт не оправдывает прелюбодеев и желающих развестись (а для Христа это одно и тоже). Однако и «невиновная» сторона имеет веский повод задуматься о своем поведении, раскаяться в своей греховной жизни и стремиться к ее исправлению. Во вторых, невиновный супруг должен иметь любовь в Господе к своей согрешившей половине и всегда оставлять ей возможность к покаянию. Ведь обязательство навсегда остаться одному в случае покаяния, может служить искушением для слабого в вере человека и приводить его к еще большим грехам. Необходимо понимать, что для христианина на первом месте всегда должна выступать воля Иисуса Христа которая заключается во взаимном прощении и любви. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». (Ин.15:12-14) Таким образом создание условий для покаяния согрешившего супруга и его дальнейшее прощение не должно являться постыдным для христианина, но наоборот проявлением его христианского смирения и любви к ближнему.

Понятие христианского смирения не должно исключать разумности в принятии решения о возможности невиновной стороны вступать в другой брак. Не все люди способны оставаться в безбрачии на протяжении очень долгого периода времени. «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». (1Кор.7:8-9) Апостол Павел указывает на тот факт, что в случае если подобное воздержание ведет ко греху, то человек (в данном случае невиновная сторона) имею право вступить в новые брачные отношения. «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». (1Кор.7:27-28) При вступлении в новый брак необходимо, однако, учитывать, что при принятии такого решения восстановления прежних брачных отношений становиться абсолютно невозможным. «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, - то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел». (Втор.24:1-4) В данном стихе Бог говорит, что если инициатор развода (я думаю, что не важно мужчина или женщина) одумается и раскается в этом греховном желании, а невиновная сторона уже имеет или имела брачные отношения, то предыдущий брак быть восстановлен в любом случае не может. Это объяснимо, потому что в данном случае иметься акт творения Богом новой семьи для невиновной стороны. Таким образом любые стремления воссоздать предыдущие брачные отношения будут являться стремлением к разрушения действующего брака, а значит к прелюбодеянию. Для того чтобы исключить какие-либо искушения в данном вопросе Господь предельно четко выражает свою волю. Этот факт также должен служить поводом к серьезному размышлению для невиновной стороны о том, что после решения заключить другой брак, прежний становиться невозможным навсегда. Как уже было сказано выше, всегда когда есть хоть какая-то возможность для терпения лучшим для невиновной стороны будет оставаться в безбрачии и посвящение своей жизни Господу.

Также важным будет понимание того как быть людям, которые только пришли ко Христу. Многие из них совершили множество ошибок в прошлом. Я думаю, наиболее правильным здесь будет применение принципа «закон обратной силы не имеет». Совершенно очевидно, что человек пребывающий без Бога живет в другом царстве – царстве греха. Соответственно, он жил по законам этого царства. Приходя к Богу она начинает быть гражданином царства Божия, а следовательно начинает жить по закону Господа нашего Иисуса Христа. Конечно, все что можно исправить нужно исправить, ибо покаяние подразумевает отказ от греха. Если же есть вещи которые исправить нельзя – необходимо покаяться в этом, отдать Христу и больше не грешить. Я думаю о покаянии написано масса статей и поэтому не буду более подробно останавливаться на этом.

Подводя итоги, следует еще раз остановиться на базовых вещах. Самым важным является понимание семьи как творения Божия. Человек, нарушая заповеди, может только разрушать. Мы можем уничтожить жизнь, но мы не можем ее воскресить. Мы можем разрушить семью, но мы не можем ее создать без воли Господа. Поэтому человеку нельзя разводиться, ни при каком условии, за исключением греха прелюбодеяния (физическая сексуальная близость с другим человеком). Всем верующим людям необходимо прилагать все усилия для сохранения семей и их благополучия. Любовь к мужу или к жене есть любовь к самому себе и одно из проявлений любви к Богу.