Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Стоглавый собор 1551 года



 

Процесс усиления государственной власти неизбежно вновь выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть, источники доходов которой были немногочисленными, а расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей.

На совещании молодого царя с митрополитом Макарием в сентябре 1550 года была достигнута договоренность: монастырям запрещалось основывать новые слободы в городе, а в старых слободах ставить новые дворы. Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, кроме того, "выводились" назад. Это было продиктовано потребностями государственной казны.

Однако такие компромиссные меры не удовлетворили государственную власть. В январе-феврале 1551 года был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестром и проникнутые нестяжательским духом. Ответы на них составили сто глав приговора собора, получившего название Стоглавого, или Стоглава. Царя и его окружение волновало, "достойно ли монастырям приобретать земли, получать различные льготные грамоты.

По решению собора прекратилось царское вспомоществование монастырям, имеющим села и другие владения. Стоглав запретил из монастырской казны давать деньги в "рост" и хлеб в "насп", т.е. - под проценты, чем лишил монастыри постоянного дохода. Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.

Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV Грозного обрушился на наиболее видных представителей иосифлян. 11 мая 1551 года (т.е. через несколько дней после завершения собора) была запрещена покупка монастырями вотчинных земель "без доклада" царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 года). Тем самым был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 года.

Вместе с тем, были проведены преобразования во внутренней жизни церкви. Утверждался созданный ранее пантеон общерусских святых, унифицировался ряд церковных обрядов. Были приняты также меры по искоренению безнравственности духовного сословия.

 


Опричнина

 

Опричнина – один из самых загадочных и страшных периодов истории русского государства. Историки до сих пор дискутируют о том, было ли это нововведение обусловлено мудростью политика - правителя Московского государства Ивана Васильевича IV Грозного, или же оно явилось прихотью свирепого царя.

Предпосылками к установлению опричнины явились события 1560-х годов, когда Иван IV натолкнулся на ярое сопротивление бояр в вопросе о необходимости продолжения Ливонской войны. Уехав в конце 1564 года в Александрову слободу, царь послал оттуда в Москву две грамоты. Одна была обращена к народу, который он заверял в своих добрых к нему чувствах. Вторая грамота адресовалась митрополиту. В ней Иван IV обвинял бояр и духовенство в измене и потворству изменам, а также заявлял о своем намерении отречься от престола.

Уже через несколько дней в царскую резиденцию прибыла делегация духовенства и боярства с целью упросить Ивана Васильевича вернуться в столицу на престол. Самодержец посланников принял и потребовал у Боярской думы согласия на введение в государстве чрезвычайного положения. Он заявил, что впредь будет волен казнить и миловать по своему усмотрению, и потребовал учредить опричнину.

Зимой 1565 года Иван IV царским указом поделил страну на две части. Был учрежден «особый» двор с территорией, войском, финансами. Самые экономически развитые районы страны вошли в особый государев удел («опричь»). Это были торговые города, расположившиеся вдоль рек (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг и др.), а также хорошо укрепленные города на западных и юго-западных границах. Эти земли с помощью неподсудных опричников отбирались у бояр, которые высылались в «земщину», - так стала называться остальная территория государства. Новыми владельцами конфискованных земель становились дворяне-опричники. К концу опричнины (1572г.) ее территория составляла порядка шестидесяти процентов территории всего Московского государства. Даже орган управления для государева удела появился особый – опричная Дума. Земщиной же управляла Боярская Дума, полностью зависимая от воли царя.

Первоначальное количество опричников составляло 1000 человек, позднее увеличилось до пяти тысяч. На их содержание требовалась огромная сумма приблизительно в 100 тысяч рублей. По тем временам примерно столько же стоили 2 миллиона четвертей ржи.

С введением опричнины фактически была установлена диктатура самодержавной власти, обладавшая ярко выраженными чертами восточного деспотизма. По сути своей опричное войско представляло собой карательный механизм с внешней атрибутикой монашеского ордена и традициями бандитской шайки. На людей наводили ужас мрачные символы опричнины: прикрепленные к седлам собачьи головы и мётлы, чтобы выгрызать и выметать измену.

При поступлении на службу опричники давали царю клятву, напоминавшую монастырский обет отречения от всего мирского. Они действовали в земщине как на вражеской территории, безнаказанно осуществляя террор и злоупотребляя предоставленной им царем властью. Нормой становились изощренная жестокость и зверства в расправе над людьми. В глазах народа опричники были страшнее татар. Пытки и казни стали повседневным явлением, - уничтожали князей и дворян, не пощадила опричнина и простой люд. На каждого убитого боярина приходилось примерно 3-4 землевладельца. А на каждого землевладельца – 10 простолюдинов.

Отличавшийся болезненной подозрительностью царь, постоянно искал среди приближенных к нему людей предателей. Ему мерещились заговоры, цель которых - лишить его власти, а то и жизни. В результате десятками летели головы зачастую совершенно невинных людей. Не щадил Иван Грозный честных и независимых людей, заступавшихся за гонимых.

Зимой 1569-1570 гг. по приказу царя был учинен кровавый погром в Новгороде, заподозренном в измене и желании перейти к Литве. По ходу продвижения опричного войска от Москвы к Новгороду в Твери, Торжке и во всех других селениях опричники грабили и убивали население. В результате этого кровавого похода, длившегося почти полтора месяца, число жертв составило не менее 10 тысяч человек всех возрастов и сословий. Большую часть убитых в самом Новгороде составили посадские люди. Грабились церкви, монастыри. Население облагалось настолько непосильными налогами, что для их взимания применялись пытки и казни.

С особым рвением царские прихоти выполняли родственники покойной Анастасии Захарьиной, первой жены Ивана IV. Среди них боярин Алексей Данилович Басманов - ловкий царедворец и храбрый воин, а также один из вдохновителей опричнины. Верными опричниками государя были князь Афанасий Вяземский (любимец царя, пользовавшийся его неограниченным доверием) и боярин Василий Грязной (активно участвовавший в нападении на дома знатных людей и похищении их жен). Казнями и пытками ведал незнатный дворянин Малюта Скуратов. В 1569 году он лично задушил в Твери низложенного митрополита Филиппа, принародно отказавшего царю в благословении. От рук опричников погибли многие представители духовенства: архимандрит Герман, новгородский архиепископ Пимен. Осенью того же 1569 года верными в Новгороде был убит двоюродный брат царя князь Владимир Старицкий, а также уничтожена вся его семья.

Из Новгорода царь с опричным войском направился к Пскову, который также ждала печальная участь. Однако, казнив нескольких псковичей и разграбив их имущество, государь вернулся в Москву. Там начались поиски тех, кто был на стороне новгородских изменников. И вот тут-то дошла очередь и до самих организаторов опричнины: многие из них были убиты также зверски, как лишали жизни других.

В пособничестве предателям были обвинены даже любимцы царя: опричники Басмановы (отец с сыном), князь Афанасий Вяземский, печатник Висковатый и другие. В массовых репрессиях, которые развернулись летом 1570 года в Москве, Иван IV принимал непосредственное участие. К концу июля 1570 года в Москве было казнено около 200 человек. Осужденных на смерть кололи, рубили, вешали, обливали кипятком. С изощренным садизмом Иван Васильевич вводил особые способы истязаний несчастных: раскаленные сковороды, печи, клещи. Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы, - всех подвергали гонениям, а имущество отбиралось в собственность царя. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму во избежание расправы над ним, царь приказал взорвать на бочке пороха на том основании, что схимники подобны ангелам и должны лететь на небо.

За семь лет существования опричнины число замученных и убитых составило в общей сложности 20 тысяч человек. Население же всего Московского государства к концу 16 века равнялось приблизительно 6 миллионам.

Парадоксом истории явился тот факт, что конец опричнине положил прорыв крымского хана Девлет-Гирея к Москве летом 1571 года. Опричное войско практически не оказало сопротивления хану, который сумел поджечь столицу. Город выгорел дотла. Именно тогда русский государь понял, что над страной сгустились тучи. Объединившиеся по его указу земско-опричные войска дали бой крымскому хану. Поход Девлет-Гирея «отрезвил» Ивана Грозного и явился причиной официальной отмены опричнины. В 1572 году русский царь, так страстно некогда жаждавший усиления самодержавной власти, наложил запрет даже на упоминание об опричнине. Часть конфискованных земель была возвращена прежним владельцам.

Большинство историков сходятся во мнении о том, что опричнина явилась кровавой реформой, не способствовавшей развитию государства, а, напротив, разрушавшей его устои.

Русский историк В.О.Ключевский написал об опричнине Ивана Грозного: "Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал".

 


Вывод

 

Во время правления Ивана IV можно выделить два основных этапа, это до опричнины и после нее. Основная часть реформ приходится на первый период. Мы склонны придерживаться традиционной точки зрения, что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Нам кажется, что Иван IV был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину, но с другой стороны, сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.

 


Литература

1. Эл.библиотека - http://www.ote4estvo.ru/cari-i-imperatory-xvi-xviii/101-ivan-iv-groznyj.html

2. http://www.ivan-grozny.com/index.php?secid=8

3. http://rulers.narod.ru/grozny/grozny.htm (Н.И. Костомаров. Царь Иван Васильевич Грозный, С.Ф.Платонов Время Ивана Грозного, В.О. Ключевский. Характеристика царя Ивана Грозного)

Размещено на Allbest.ru