Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» российских муз 4 страница



Иные проблемы в художественной культуре "серебряного века" решали мастера раннего русского авангарда. Экспансия новаторства и тотальное обновление — таковы лозунги, начертанные на знаменах молодого поколения бунтарей, создателей эстетики художественного эксперимента, творцов "искусства будущего". В русле авангардистских устремлений рождались многочисленные, охватившие разные виды искусства, направления— кубизм, футуризм, примитивизм, абстракционизм и др. Возникновению этих течений способствовали творческие объединения и художественные кафе, среди которых на особую роль претендовала петербургская "Бродячая собака".

Заметным творческим объединением художников была группа с вызывающим названием "Бубновый валет". Один из основателей "Бубнового валета" — художник И.И. Машков (1881—1944). В натюрмортах Машкова возрождаются традиции русского лубка, красочной вывески, яркой игрушки. Мир картин подчеркнуто упрощен, даже заземлен. Образы статичны, декоративны. Изображенные предметы на полотнах Машкова всегда взяты "в упор" без всякого психологизма или недосказанности.

В творчестве художников "Бубнового валета" заметно вляние кубизма. Об этом говорят работы П.П. Коталовского (1876—1956), в которых вещи словно сопротивляются пространству, их форма теряет цельность, расслаивается, ломается на составные части (например, полотно "Агава", созданное в 1916 г.).

Стремление передать динамичность жизни в разных ракурсах характерно для творчества А.В.Лентулова (1882—1943). Важным компонентом его стиля является своеобразный "монтаж" частей предмета, увиденных в разное время и с разных позиций. Образы его картин расслаиваются, наполняются спонтанной энергией, подчиняются причудливому ритму. Воображение художника позволило воссоздать на полотне уникальный, красочный, звонкий мир московских соборов ("Василий Блаженный", "Иван Великий. Звон", "Небоз-вон"). Словно от мощных гулких звуков раскололась в этих панно московская архитектура, зазвучал каждый ее храм, зазвенел московский воздух.

Эксперименты кубизма, "игра" со временем, попытки разложить целостный художественный образ на сумму элементов пробудили у художников желание распознать тайное тайных— природу живописи. В 1913г. М.Ф.Ларионов опубликовал свою нашумевшую книгу "Лучизм", в которой утверждал полную независимость живописи от окружающего мира, от предметной среды. "Лучизм" стал манифестом дальнейших поисков нового формотворчества. Так рождался абстракционизм, создателями которого по праву считаются два мастера - В.В. Кандинской (1866-1944) и КС. Малевич (1878-1935). Попытка обратить живопись "в нуль форм" полнее всего выразилась в двух знаменитых полотнах Малевича — "Черный квадрат на белом фоне" и "Белый квадрат на черном фоне".

В искусстве поэтического слова расцвел футуризм[160]течение, родственное формотворческим экспериментам в живописи. Наиболее близко к западному футуризму как идеологии индустриального города стоял молодой В.В. Маяковский. Его настроения позднее, в 1923г., вылились в создание ЛЕФа ("Левого Фронта искусства").

Впервые же слово "футуризм" появилось в названии группы поэтов-"эгофутуристов". Признанным лидером эгофутуристов был Игорь Северянин (И.В. Лотарев, 1887—1941). Знаменитым поэт стал после публикации сборников "Громокипящий кубок", "Златолира", "Ананасы в шампанском" (1913—1915). Его поэзия воспевала атрибуты полуаристократической жизни, мир "золотой молодежи" в интерьере дымных ресторанов и будуаров.

Известное творческое объединение поэтов-футуристов называлось "Гилея". В него вошли братья Д.Д. и Н.Д. Бурлюки, В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, Е.Г. Гуро, В.В. Маяковский. Называли они себя "будетлянами" (русский аналог слова "футурум"), или "кубофутуристами". Последнее название примечательно, ибо выдает кровную связь нового течения с кубизмом в живописи. Были и другие футуристические группы, в частности— "Мезонин поэзии", куда некоторое время входил начинающий Б.Л. Пастернак.

Футуризм характеризуется бунтарством против традиционных форм и образов, новым отношением к рифме, слову, материалу поэзии. Антиреалистическая, антисимволистская направленность "революционного поэтического блока" очевидна.

Наиболее последовательно реализовал в творчестве эти установки А.Е. Крученых (1886-1968). Он работал над разрушением традиционной поэтической речи, искал самоценное, "самовитое слово", бунтовал против любых признаков смысла или рифмы. Целиком погруженный в языковые эксперименты, он все дальше уходил от адекватного восприятия собственного творчества и наконец объявил шедевром следующие пять строк:

 

дыр бул щыл

убещур

скум

вы со бу

рлэз

 

Один из самых одаренных футуристов "серебряного века" — Б.Л. Пастернак (1890—1960). До революционных потрясений 1917 г. он успел опубликовать два первых поэтических сборника — "Близнец в тучах" и "Поверх барьеров".

Лирик по складу дарования, Пастернак отдал дань открытиям "младосимволистов", акмеистов, кубофутуристов.

В поэзии Пастернака темы-образы, сплетаясь друг с другом, передают не одномоментность жизни, а ее многоголосное звучание. Ритм стихов полон динамики. Строчки, по выражению Виктора Шкловского, "рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда"[161]. Поэт вслушивался в мир, и в вихре все новых метафор рождались звуки, олицетворяющие чудо жизни ("шепчет яблони прибой", "грохочущая слякоть", "как лед, трещал и таял кресел шелк").

Тайны музыки, ее неповторимый образный строй влекли многих поэтов-футуристов. Особый след в поэтическом осмыслении музыкального искусства оставил последовательный "буцетлянин" Велимир Хлебников (В.В. Хлебников, 1885—1922). Подобно древним, искавшим гармонию космических сфер, поэт пытался услышать единый ритм бесконечных токов жизни. Время, по мысли Хлебникова, было целостной материей, а музыка — той "природой", что объединяет настоящее, прошлое и будущее. Поэтому поэтические откровения Хлебникова полны самой разнообразной "музыки".

Художественное экспериментаторство в эпоху "серебряного века" открыло дорогу новым направлениям искусства XX столетия. Огромную роль в интеграции достижений русской культуры в культуру мировую сыграли представители художественной интеллигенции Русского Зарубежья.

После революции за бортом отечества оказались многие деятели "русского культурного Ренессанса". Уехали философы и математики, поэты и музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оппозиционно настроенные философы с мировым именем: НА Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О.'Лосский, С.Л. Франк, Л,П. Карсавин, П.А. Сорокин (всего 160 человек). Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.З. Шагал и В.В. Кандинский, НА. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В. Рахманинов и СА. Кусевиц-кий, Н.К. Рерих и А.И. Куприн, ИА. Бунин и Ф.И. Шаляпин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, трагическим по сути выбором "между Соловками и Парижем". Но были и те, кто остался, разделив со своим народом его судьбу. Как написала А.А. Ахматова осенью 1917 г.:

 

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда..."

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорблялся скорбный дух.

 

Сегодня из "зоны забвения" возвращаются имена "потерянных россиян". Этот процесс затруднен, так как за десятилетия исчезли из памяти многие имена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личные библиотеки.

Таким образом, блистательный "серебряный век" завершился массовым исходом его творцов из России. Однако "распавшаяся связь времен" не разрушила великую русскую культуру, многогранное, антиномичное развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые, порой взаимоисключающие тенденции истории XX века.

Вопросы и задания

 

1. Дайте общую характеристику художественных течений "серебряного века".

2. Какие культурные процессы характеризуют "русский духовный ренессанс"?

3. Какие философы оставили наиболее заметный след в развитии художественной культуры "серебряного века"?

4. Какова судьба реализма в искусстве этого времени?

5. Какие "сверхпроблемы" пытались решить мастера "серебряного века"?

6. Какие темы развивались в искусстве на грани веков?

7. Что такое символизм? Как повлияла философия символизма на развитие поэзии? Расскажите о поэтах-символистах.

8. Расскажите о проявлении символистской эстетики в живописи.

9. Охарактеризуйте творческий облик В.Э. Мейерхольда.

10. Расскажите о наиболее известных сочинениях АН. Скрябина. Как соотносились музыка и философия в его творчестве?

11. Охарактеризуйте творческий облик А.А. Блока.

12. В чем смысл новаторских исканий А. Белого?

13. Какие сочинения Д.С. Мережковского можно отнести к "мистическому символизму"?

14. Расскажите о наиболее известных сочинениях В.Я. Брюсова.

15. Кто из деятелей "серебряного века" пытался преодолеть грань, разделяющую живопись и музыку? Назовите его произведения.

16. Как вы понимаете музыкальность стиха?

17. Что такое неоклассицизм? Какие явления в художественной культуре "серебряного века" можно отнести к этому направлению?

18. Расскажите о представителях акмеизма в поэзии.

19. Что вы знаете о поэзии М.А. Кузмина, Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама?

20. Расскажите о лирике А.А. Ахматовой.

21. Что такое модерн? Каковы его проявления в архитектуре?

22. Как развивались тенденции неорусской архитектуры в Москве?

23. Расскажите о музыке С.И. Танеева, Н.К. Метнера.

24. Какие сочинения молодого С.С. Прокофьева вы знаете?

25. Расскажите о "Мире искусства". Какова его эстетика?

26. Охарактеризуйте творческий облик АН. Бенуа.

27. Как возникли "Русские сезоны" С.П. Дягилева?

28. Расскажите о балетах И.Ф. Стравинского.

29. Чем знаменит Н.К. Рерих?

30. Расскажите о творчестве Б.М. Кустодиева.

31. Расскажите о проявлениях романтизма в живописи. Охарактеризуйте творческий облик И.И. Левитана, К.А. Коровина, М.В. Нестерова.

32. Расскажите о музыке С.В. Рахманинова.

33. В чем проявился ранний русский авангард?

34. Расскажите о кубизме, футуризме и абстракционизме в искусстве "серебряного века".

35. Какова судьба творцов "серебряного века"? Почему они не приняли коммунистическую идеологию?

Глава 2.