Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Лирика А.К. Толстого



 

А.К. Тостого называют сторонником теории »чистого исскуства». Однако лирика АК Толстого не укладывается в прокрустово ложе этого литературного течения, так как она многопланова и не замыкается на тех темах, к которым традиционно обращались поэты,исповедующие художественные принципы эстетического направления в литературе. АК Толстой живо откликался на злободневные события эпохи, в его лирике предсавлена гражданственная тема очень ярко. Свою позицию в литературной и политической полемике он выразил в стихотворении «Двух станов не боец, но только гость случайный..»1858, в нем речь идет о споре между западниками и славянофилами(адресовано изначально Аксакову) Но смысл стихотворения шире: Толстой выражает свою главную этическую установку-он там, где истина, правда, для него неприемлимо следование какой либо идее только потому,что она исповедуется кругом друзей. Поэзия АК ТОЛСТОГО в тех спорах, которыми была ознаменована эпоха 1850-1860х годов, как раз состоит в постановлении идеалов добра,веры,любви, в утрверждении высоких духовных начал,которые вдруг утратили свою очвидность, и стали восприниматься как обветшалые. Програмным в этом отношении стало позднее стихотворение «Против течения» 1867 г оно диологично и обращено к тем, кто как и сам поэт привержен вечным ценностям для кого значимы мечта вымысел и вдохновение, кто способен воспринять божеств красоту мира. Настоящее для него мрачно, поэт ощущает натиск нового времени. Он говорит о недолговчности новейших убеждений. Духовгные основы остаются прежними. Историческая аналогия показывает что правда не за большинством, а за той немногочисленной группой, которая идет «против течения» .

О верности своим убеждениям ,об обреченности на внутреннее одиночество мыслящего человека идет речь в послании И.А. «Гончарову»м.1870 «Для своей живи лишь мысли».

В сихотворении «Темнота и туман застилают мне путь» 1870 возникает образ царь-девицы, которая для него воплащение гармонии,красоты- идеал ,поиск которого есть жизнь. Образ дороги- семантика жизненного пути, обретения собственнной духовной стези.

Толстой воспринимает современность не только как «шум толков, сплетен и хлопот», но и как смену эпох, закат старой дворянской культуры. «Ты помнишь ли, Мария…», «Шумит на дворе непогода», «Пустой дом» возникает образ опустевшего брошенного дома – стал символом оскуднения рода, распада связи времен, забвения семейных преданий.

В стихотворении «По гребле неровной и тряской..» 1840 образ времени получает неожиданный лермонтовский разворот. В сознании лирического героя одномоментны два восприятия времени: с одной стороны он существует в реальном потоке времени, но при этом утрата переживаемой еденичной ситуаыции.

Предметный план стихотворений прост - ряд бытовых и пейзажных картин, по которым скаользит взгляд поэта. Чувство родины в лирике Толстого дает о себе знать а разных формах: и в особом интересе к исторической теме,и в использовании народно-поэтических ритмов.

Историческая тема для него любимая, разрабатывается всесторонне, в разных жанрах: баллады, былины, сатирич.стихотворения, элегии, роман, трагедии. Особенно его привлекала эпоха Ивана Грозного.,как переломный момент русс.истории. В это время по мнению Толстого происходит уничтожение исконн русс характера.правдолюбия и духа свободы.

Выделял два периода –Русь Киевская и русь татарская. Первая – историческое прошлое в котором толстой находил общественный идеал. Страна была открыта для внешнего мира и активно сотрудничала с др странами. В Балладах песня о гаральде и ярославне, три побоища, песня о походе владимира на корсунь, боривой- он как раз создает цельный характер героя-воина, показывает прямоту и благородство отношений. Русь времет и грозного для него иная. В балладе «поток богатырь» показывает суть произошедших перемен.прием сравнения двух эпох глазами богатыря.

В ранней лирике уже есть историческая тема , традиции исторической элегии в «Колокольчики мои» ,но поэт видоизменяет жанр. Лирический монолог на обращение к колокольчикам.

Ближе к традиционной исторической элегии «ты знаешь край, где все обильем дышит» лирическая медитация как воспоминание об идеальном мире ,а жанр структура элегии создает атмосферу интимности.

Историческая тема разрабатывается в жанрах баллады и былины. Баллады обращены к домонгольскому периоду.Как психологичские портреты. В ранних(василий шуйский, князь михайло репин, старицкий воевода толстой обращается к трагическим моментам русской истории. Поздние – Канут, Боривой, Змей Тугарин, Гапон Слепой. – более разнообразны.есть и торжественные и патетические. Стержень- противостояние двух ветвей хрисианства.

В былинах копировал фолк образы. Имитировал былинный тих. Отсутствует развитое действие , в Садко – есть только картинка, несколько аккордов без рассказа. Так же в Илье муромце.

Народная песня.

 

«Мне в душу полную ничтожной суеты» воспроизведена та же ситуация –любовь внезапный порыв, как страсть, преображающая мир, воскрешающая душу героя, одновременно разрушающая мелочное и суетное.
Любовь у Толстого – божественный дар. Высшее гармонизирующее начало. «Меня во мраке и в пыли..» 1851 в нем слышна связь с пророком Пушкина. Тут ситуация внутреннего преображения обретения дара пламени и слова,и оно совершается под влиянием дара любви. Любовь делает понятным человеку язык мира.