Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Х-во м.б. ликвидировано по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 31).



Им-во ликвидируемого х-ва, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами пропорционально их долям в УФ, а также с учетом их личного трудового участия, если иной порядок не предусмотрен уставом (ст. 32).

Потребительские кооперативы. Ст. 116 ГК, Закон от 25 февраля 2002 г. “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь” в ред. 2012 г.

Закон не распространяется на производственные кооперативы, а также на иные специализированные кооперативы (гаражные, жилищно-строительные и др.)(ч. 2 ст. 2). Организация и деятельность жилищно-строительных, жилищных кооперативов, а также гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, урегулирована Указом от 28 января 2008 г. № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок».

указом от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» утверждено Положение о садоводческом товариществе.

Потреб. кооперация – система потреб. общ-в, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потреб. общ-в и населения Республики Беларусь унитарных предприятий и учреждений.

Задачи потребкооперации: организация оптовой и розничной торговли, общественного питания, закупка у граждан и юридлиц сельхоз. продукции и сырья, дикорастущих плодов и ягод, производство сельхоз. продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, оказание платных услуг населению, организация рынков, создание санаторно-курортных учреждений, учебных заведений, различных организаций (проектных, научных и др.) (ст. 3).

Потреб. общество - добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лицв форме потребительского кооперативас целью удовлетворения их материальных (имущественных) и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (абз. 3 ст. 1).

Таким образом, в отличие от производственных кооперативов членами потребительских кооперативов могут быть не только граждане, но и юридические лица. Однако эта организация не может состоять исключительно из юридических лиц-членов.

Для членства в ПК гражданин должен достигнуть 16-летнего возраста. Число учредителей - не менее 3-х (ч. 2 ст. 7). Максимальное количество членов Законом не ограничивается. В случае, когда членами потреб. общества являются жители нескольких населенных пунктов и кол-во членов этого об-ва превышает 100 чел., в об-ве м. создаваться кооперативные участки (по решению правления ПО).

Особенность данной некоммерческой организации состоит также в том, что она создается для удовлетворения материальных (имущественных)потребностей ее членов (ч. 4 ст. 7).

Члены ПО имеют право пользоваться преимуществом при приобретении товаров, оказании услуг в организациях торговли и бытового обслуживания ПО, пользоваться льготами члена, осуществлять на договорных условиях сбыт потреб. об-ву и его унитарным предприятиям сельскохозяйств. продукции и сырья, продукции личного подсобного х-ва и промыслов и т.д. и т.п. (ст. 12).

Член ПО уплачивает вступительный и паевой взносы. Вступительный взнос направляется на возмещение издержек, связанных со вступлением в ПО (абз. 8 ст. 1). Паевой взнос - имущественный взнос, выраженный в денежной и (или) неденежной форме, вносимый гражданином или юридическим лицом в порядке, определяемом уставом ПО (абз. 9 ст. 1).

Член ПО вправе добровольно выйти из потребительского общества (абз.8 ст. 12). При выходе члена ПО из его состава вступительный взнос ему не возвращается, а паевой взнос возврату подлежит в порядке, определяемом уставом (ст. 14).

Член ПО может быть исключен из организации по решению правления ПО (абз. 10 ст. 21).

ПО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых данное общество создано (абз. 4 ст. 9).

ПО - собственник своего им-ва. Его им-во является неделимым и не распределяется по долям (вкладам) между членами и работниками ПО (ч. ч. 1, 2 ст. 24).

ПО отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. ПО не отвечает по обязательствам своих членов (ч. ч. 1, 2 ст. 27).

Субсидиарная ответственность членов ПО по обязательствам организации определяется гражданским законодательством и уставом общества (ч. 3 ст. 27).

В частности, члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса (при ведении учета в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в течение трех месяцев со дня окончания финансового года) покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (п. 4 ст. 116 ГК).

Учредительный документ – устав.

Высшим органом управления ПО является общее собрание его членов. При наличии в об-ве кооперативных участков высшим органом управления является собрание уполномоченных (ч. 1 ст. 16).

Исполнительный органправление, которое избирается общим собранием на 5 лет. На такой же срок избирается председатель правления ПО (ч. 3 ст. 20). Председатель и члены правления ПО избираются по согласованию с республиканским и областным союзами потребительских обществ, членом которых общество является, и соответствующим районным исполнительным и распорядительным органом (абз. 7 ч. 2 ст. 17). Член правления не может быть избран членом ревизионной комиссии (ч. 4 ст. 20).

Кроме того создается ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль за соблюдением устава ПО, его деятельностью, деятельностью структурных подразделений, унитарных предприятий и учреждений (ч. 3 ст. 16).

У членов ПО – обязательственные права по отношению к организации. Вещных прав они не имеют, за исключением жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных и некоторых других видов кооперативов, члены которых, полностью внесшие паевые взносы за квартиру, гараж или дачу, приобретают право собственности на указанное имущество при условии регистрации этого права (п. 4 ст. 219 ГК).

Ликвидация П.об-в и их союзов производится по решению их высших органов управления с согласия соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа (в случае ликвидации респ. союза П.об-в – с согласия Правительства), а также по основаниям, предусмотренным законодательством (ч. 1 ст. 41).

При ликвидации ПО, союза потребительских обществ имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается другим потребительским обществам, членам союза П. об-в или союзу П. об-в в порядке, определяемом высшими органами управления ПО, союза ПО (ч. 2 ст. 41).

Фонды. Ст. 118 ГК. Указ от 1 июля 2005 г. № 302 (ред. 11.06.09) “О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов”, которым утверждено Положение о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь.

Под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая орг-ция, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе (п. 1 ст. 118).

Фонд не вправе преследовать цели, связанные с выявлением и выражением политической воли граждан. Запрещается создание фондов, имеющих целью осуществление экстремистской деятельности (п. 2 Положения).

Т.о., фонд как юридическое лицо имеет следующие особенности:

1) фонд – это не имеющая членства организация. Учредители фонда не являются его членами, не имеют имущественных прав по отношению к фонду, не принимают участия в деятельности фонда и его управлении, не несут ответственности по его обязательствам.

2) может быть создан одним лицом.

3) для создания необходимо объединение имущественных взносов учредителей.

4) особые цели деятельности – общеполезные: культурные, образовательные, благотворительные и т.д.

Cубъектный состав учредителей фонда ограничен, поскольку к созданию фондов допущены только граждане Республики Беларусь. В литературе отмечается, что термин «гражданин» применен в законодательстве ошибочно.

Учредительный документ – устав, который может быть изменен правлением (советом) фонда в порядке, предусмотренном уставом (ч. 1 п. 1 ст. 119).

Фонды создаются в явочно-нормативном порядке.

Могут создаваться международные, республиканские и местные фонды.

Международный – такой, который образован в Республике Беларусь и имеет представительства и (или) филиалы на территории одного или нескольких иностранных государств (п. 8). Указанные представительства и (или) филиалы д.б. созданы в течение 6 месяцев со дня госрегистрации фонда, в связи с чем в регистр. орган д.б. представлены изменения или дополнения в устав, вызванные этим. УФ – 1000 б.в.

Республиканский – такой, который имеет представительства и филиалы не менее чем в 4 областях страны и г. Минске (они создаются в таком же порядке, что и представительства и филиалы респ. фондов). УФ – 1000 б.в. (п. 9).

Местный – это фонд, который не м.б. отнесен ни к международным, ни к республиканским. УФ – 100 б. в. (п. 10).

Если международный и республиканский фонд не формируют в установленные сроки представительства и филиалы, они должны изменить свой вид и внести соответствующие изменения в устав.

Наименование фонда должно содержать слово «фонд» и указание на характер деятельности и вид фонда(ч. 2 п. 1 ст.118).

Местные фонды регистрируются управлениями юстиции облисполкомов и Мингорисполкома, а международные и республиканские– Министерством юстиции (п. п. 24, 25).

Органами фонда являются:

1) Правление (совет), который формируется учредителями и имеет основной функцией обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан(ч. 3 п. 3 ст. 118).Это высший орган.

2) Дирекция (директор) фонда – исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью фонда (ч. 5 п. 3 ст. 118).

3) Попечительский совет, создается при учреждении фонда его учредителями, а в последующем, если это предусмотрено уставом, правлением (советом) фонда (ч. 5 п. 3 ст.118). Осуществляет контроль за деятельностью фонда, в т.ч. за использованием ден. средств и иного им-ва фонда, а также предварительно согласовывает и рассматривает годовой отчет фонда.

Фонды – собственники своего имущества, несут самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам, обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего им-ва.

В общих для некоммерческих организаций пределах фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность, для чего вправе создавать унитарные предприятия, хоз. об-ва или участвовать в них, за исключением ОДО (ч. 2 п. 2 ст. 118).

Особенности прекращения фондов:

1) не может быть реорганизован в форме преобразования (ч. 2 п. 2 ст. 119). Уставом фонда вообще может быть предусмотрена невозможность его реорганизации (ч. 1 п. 2 ст. 119).

2) Фонды не могут быть ликвидированы в добровольном порядке, т.е. по решению учредителей (п. 3 ст. 119). Местные фонды ликвидируются обл. и Минским городскими судами по заявлению соотв. управлений юстиции и иных заинтересованных лиц, в т. ч. учредителей. Респ. и международные фонды ликвидируются Верховным судом.

3) п. 3 ст. 119 ГК и п. 49 Положения устанавливают основания для ликвидации фондов, большинство из которых совпадает с основаниями для ликвидации по решению суда юридических лиц вообще.

Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд.В случае невозможности этого оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации. Если таких обращений нет, то имущество передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели для достижения которых был создан фонд (п. 51, п. 4 ст. 119).

Учреждения. Ст. 120 ГК

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В качестве учредителя учреждения могут выступать физические и юридические лица, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. От имени публичных образований при создании учреждений выступают уполномоченные органы государственного управления. Основное требование, предъявляемое к учредителям, состоит в наличии у них в собственности имущества,которое составит материальную базу деятельности учреждения.

Создание учреждений, основанных на республиканской собственности, регламентируется помимо ГК Положением о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утв. Постановлением Совмина от 23.07.04 г. № 913.

Учредительный документ – устав. Уставный фонд при создании учреждений не формируется.

Деятельностью учреждения руководит единоличный орган управления (ректор, главврач и т.д.), назначаемый на должность собственником имущества учреждения.

Учреждения не являются собственниками имущества. Имущество закрепляется за ними на праве оперативного управления.

Существенной особенностью обладает ответственность учреждения по своим обязательствам. Оно отвечает исключительно денежными средствами, в случае недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственникего имущества, т.е. учредитель.

На имущество, как приобретенное за счет выделенных учреждению средств, так и за счет средств, полученных учреждением от осуществления разрешенной предпринимательской деятельности, взыскание обращено быть не может вследствие того, что такое имущество не является собственностью учреждения (см. постановление Пленума ВХС от 27.10.06 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности») (ред. 26.09.08)

Общественные организации.К ним относятся общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, творческие союзы и другие объединения.

Общественные объединения. Закон от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях», Декрет Президента от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»

Общественное объединение – добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Запрещается создавать объединения, имеющие целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 7 Закона).

Т.о., общественное объединение представляет собой одну из правовых форм некоммерческих организаций, предназначенную для объединения физических лиц с целью совместной реализации целей, имеющих общеполезную, социальную направленность.

Виды объединений: международные, республиканские, местные (ст. 3 Закона).

Международными признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию РБ (одной или нескольких административно-территориальных единиц РБ) и территорию одного или нескольких иностранных государств.

Республиканскими признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на всю территорию РБ.

Местные - объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.

Граждане РБ могут создавать ОО и вступать в них, иностранные граждане, могут быть учредителями международных ОО, создаваемых в РБ, вступать в другие объединения они вправе, если это предусмотрено их уставами (ст. 2).

Учредители– граждане с 18 лет, за исключением молодежных и детских объединений, там учредителями могут быть граждане с 16 лет (ч. 1 ст. 8). Членами объединений могут быть граждане с 16 лет. В случаях, предусмотренных уставом, членами могут быть и граждане до 16 лет при наличии письменного согласия своих законных представителей. Юрлица не могут участвовать в ОО. Объединения имеют фиксированное членство (ст. 11).

Для создания международного объединения необходимо не менее 10 учредителей (членов) от РБ и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого объединения (ч. 4 ст. 8).

Для создания республиканского объединения необходимо не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей РБ и г. Минска.

Для создания местного объединения – не менее 10 учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность объединения (ст. 8).

Учр. документ – устав.

Международные и республиканские объединения регистрируются Минюстом, местные – управлениями юстиции облисполкомов (ч. ч. 2, 3 ст. 13). Одновременно регистрируется их символика.

Объединения вправе, а международные – обязаны создавать свои оргструктуры и наделять их правами юрлица. Оргструктуры, наделенные правами юрлица, подлежат госрегистрации, а не наделенные правами юрлица – постановке на учет.

Органы: высший – съезд, конференция, общее собрание или иное собрание (ст. 10). Руководящий орган (совет, правление) избирается из числа членов организации и подотчетен общему собранию. Контрольно-ревизионные органы (ревизионная комиссия, ревизор). Руководителями общественных объединений, их союзов, а также членами их контрольно-ревизионных органов могут быть только совершеннолетние лица.

ОО – собственникисвоего имущества.

ОО имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, которая необходима для выполнения их уставных задач, однако эта деятельность должна осуществляться ими только посредством создания коммерческой организации или участия в ней(ч. 3 ст. 20).

Ликвидация осуществляется по решению высшего органа или по решению суда (Верховного или областного). Основания – ст. 29.

Закон от 16 декабря 1999 г. «Аб творчых саюзах I творчых работнiках» содержит следующее определение творческого союза.

Творчы саюз - грамадскае аб'яднанне творчых работнiкаў, якiя сваiмi дасягненнямi ўнеслi ўклад у развiццё культуры, мастацтва i iншай культурнай творчай дзейнасцi ў Рэспублiцы Беларусь, створанае ва ўстаноўленым заканадаўствам парадку на аснове агульнасцi iнтарэсаў яго членаў (удзельнiкаў) у пэўным вiдзе творчай дзейнасцi для задавальнення iх духоўных або iншых нематэрыяльных патрэб (арт. 1).

В отношении порядка создания, реорганизации и ликвидации творческих союзов закон отсылает к законодательству Республики Беларусь (напр., арт. 9 Закона).

Профессиональные союзы. Закон от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» в ред. от 14 января 2000 г., Декрет от 26 янв. 1999 г. № 2, которым утверждено Положение о госрегистрации (перерегистрации) профсоюзов и их союзов (ассоциаций).

Профсоюз – добровольная общественная орг-ция, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов (ст. 1 Закона).

Согласно ч. 4 ст. 2 профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры (подразделения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами (положениями) являются юридическими лицами. Этот статус имеют:

1) профсоюзы предприятий, отраслевые профсоюзы, областные объединения профсоюзов, Федерация профсоюзов Беларуси и их органы

2) Совет Федерации профсоюзов

3) Советы областных объединений профсоюзов

4) Республиканские советы председателей профкомов

5) Районные, областные, республиканские комитеты профсоюзов республики.

Для создания и деятельности республиканского профсоюза необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей РБ и г. Минска, территориального профсоюза - не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных единиц соответствующей территории, профсоюза в организации и в иных местах работы (учебы) - не менее 10 % работающих (обучающихся) от их общего числа в организации, но не менее 10 человек (Декрет № 2).

Создавать профсоюзы вправе исключительно граждане Республики Беларусь, однако вступать в эти общественные объединения могут и иностранные граждане и лица без гражданства, если такое право предоставлено им уставом профсоюза.