Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

В отличие от олигофрении нарушения деятельности мозга при деменции наступают после определённого периода нормального развития ребёнка.



 

Олигофренопедагогика(от греч. оlygos– малый иphren– ум) –это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

(Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. – 2-е изд., доп. – М., 1970)

Предметом олигофренопедагогики является ребёнок с отклонениями в психофизическом развитии.

В конце XIXв. и в первой четвертиXXв. в зарубежной и отечественной литературе использовался термин «слабоумный», который определял количественное состояние интеллекта аномального ребёнка по сравнению с нормально развивающимся сверстниками.

Под влиянием Л.С. Выготского и его психологической школы возникает термин «умственно отсталый ребёнок», который более полно отвечает взглядам отечественных дефектологов на сущность интеллектуального развития аномального ребёнка.

С современных позиций олигофренопедагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая ребёнка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явивишиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы.

Предметом олигофренопедагогики являются дети с умственной отсталостью.

 

История воспитания и обучения умственно отсталых детей начинается с конца XIXвека.

В Древней Руси слабоумные – «блаженные». С 1682 г. открываются первые учреждения общественного призрения – богадельни – с целью изоляции слабоумных от общества.

Практические мероприятия по обучению, воспитанию и призрению аномальных детей осуществлялись силами отдельных людей в направлениях:

1. организация приютов для слабоумных силами благотворительных обществ (Е,К, Грачёва);

2. открытие частных платных медико-педагогических учреждений и школ для умственно отсталых детей (И.В. Маляревский);

3. создание вспомогательных классов при обычных школах, затем самостоятельных вспомогательных школ (М,П, Постовская).

После Великой Октябрьской революции государство заботится об организации помощи аномальным детям, обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии стало составной частью единой государственной системы народного образования.

Т.А. Власова (1905-1987) – под её руководством коллектив учёных НИИ дефектологии АПН СССР теоретически разработал и реализовал принцип дифференцированного обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями, создав новые типы учебных учреждений (8 типов).

С 20-х годов начинается развитие дефектологической науки как части педагогики, организуются научные учреждения для изучения аномальных детей.

Принципы обучения и воспитания аномальных детей были сформулированы ведущими педагогами, психологами, врачами: Д.И. Азбукиным, В.М. Бехтеревым, П.П. Блонским, А.Н. Граборовым, В.П. Кащенко, Ф.А. Рау, Н.А. Бернштейном.

Основная задача специальной школы – полная подготовка её выпускников к самостоятельной жизни и посильному труду.

В России с конца 20-х годов XXстолетия подход к проблеме изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии носит комплексный медико-психолого-педагогический характер.

 

Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой весьма неоднородную группу с разными темпом, динамикой психофизического развития и потенциальными возможностями обучения в условиях коррекционно-педагогических воздействий.

Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии уделялось большое внимание. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, В.Ф. Шалимов, В.М. Явкин и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной педагогики.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелинвпервые предложил классификацию психических расстройств, исходя их клинического подхода. Э. Крепелин объединил все известные к тому времени клинические симптомы врождённого и раннего слабоумия у детей в одну группу под названием «олигофрения», а термины «идиот», «имбецил», «дебил» использовал для определения степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.

В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы.

Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети – имбецилы – малоспособны к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами.

Дети – олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду и обучению.

Предложенная Э. Крепелиным классификация олигофрении сохраняется и на сегодняшний день.

По степени интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность, идиотия. Дети с лёгким недоразвитием познавательных способностей – дебильностью – 70-80%, с выраженным – имбецильностью – 20-25%, с глубоким – слабоумием (идиотия) – около 5% всех случаев умственной отсталости.

Дебильность (слабость, хилость)– наиболее лёгкая по сравнению с имбецильностью и идиотией степень умственной отсталости.

Сниженный интеллект, особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа.

Сущность умственной отсталости в степени дебильности – в неполноценности познавательной деятельности у детей, страдает способность к анализу, логическому обобщению, абстрактному мышлению.

В дошкольном возрасте дети не проявляют достаточного интереса к окружающим, не стремятся к самостоятельности. Игровая деятельность однообразна, поиск новых вариантов игры отсутсвует.

Соматические нарушения, общая физическая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, особенности системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их социальной адаптации и реабилитации, последующей трудовой деятельности.

Имбецильность – более лёгкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости.Дети этой категории обладают определёнными возможностями в овладении речью, усвоении отдельными несложными трудовыми навыками.

Доступны некоторые обобщения, могут установить признаки различия между предметами в пределах конкретного восприятия. Внимание неустойчиво: легко отвлекаются и быстро истощаются. Память ослаблена. Логические процессы находятся на очень низком уровне, наблюдается косность, тугоподвижность мышления, слабость абстрактного мышления.

Словарный запас мал, коммуникативные функции речи грубо нарушены, в речи наблюдается много аграмматизмов, нарушение звукопроизношения, фонематического слуха.

Наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемы в специальной коррекционной школе VIIIвида.

В правовом отношении эта категория детей является недееспособной, над ней устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.

В последнее время учёными - дефектологами для части этой категории детей, имеющих более лёгкую степень, разработана специальная программа, предусматривающая овладение элементарными навыками чтения, письма, счёта, простейшими трудовыми навыками.

Идиотиясамая глубокая степень умственной отсталости. Дети с грубым недоразвитием мозга, глубоким снижением всей психической деятельности. Аномалии развития психики сопровождаются глубокими нарушениями двигательной системы, у детей резко снижены реакции на разнообразные внешние раздражители (световые, звуковые), снижение всех видов чувствительности, у некоторых детей повышен пищевой рефлекс.

Дети - идиоты имеют тяжёлые нарушения моторики, координации движений и праксиса, ориентировки в пространстве; крайне трудно и медленно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе и гигиенические. Речь отсутствует, дети спонтанно издают только отдельные звуки; плохо понимают обращённую к ним речь, чаще реагируют на интонации, наблюдаются импульсивные вспышки гнева, злости.

При идиотии средней и лёгкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Их лексикон ограничен несколькими десятками слов.

Дети – идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых).

По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении подразделяется на три степени:

  Идиотия Имбецильность Дебильность
Речь отсутствует речь почти полностью; при идиотии средней, лёгкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики, жестикуляции, дети понимают чужую речь, мимику, жестикуляцию в пределах обихода; словарный запас крайне беден отмечаются дефекты речи в виде фонетико-фонематического нарушения, системного недоразвития речи.
Моторика, двигательная активность резкое снижение всех видов чувствительности, выражение лица бессмысленное, наблюдаются стереотипные движения, движения плохо координированы нарушена частично нарушена
Познавательная деятельность внимание не привлекается, познавательные процессы практически отсутствуют грубые дефекты восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы снижение интеллекта
Обучаемость необучаемы обучаема часть детей, имеющих более лёгкую степень – разработана программа, предусматривающая овладение навыками чтения, письма и счёта. обучаемы

Медицинский диагноз ставят врачи, которые используют в настоящее время Международную классификацию болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра. В этой классификации, адаптированной для нашей страны, наряду с расстройствами у детей, чётко определены и степени умственной отсталости.

Выделяется:

  • лёгкая умственная отсталость (дебильность): F-70,
  • умеренная умственная отсталость (нерезко выраженная имбецильность): F-71,
  • тяжёлая умственная отсталость (резко выраженная имбецильность): F-72,
  • глубокая умственная отсталость (идиотия): F-73.

В зависимости от степени умственной отсталости, от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребёнка определяется тип учреждения, формы и методы его воспитания и обучения.

Сравнительные психолого-педагогические характеристики разной степени умственной отсталости

  Легкая умственная отсталость F-70 Умеренная умственная отсталость F-71 Тяжёлая умственная отсталость F-72
Физическое развитие Незначительные отклонения от возрастной нормы Отклонения в физическом развитии могут быть более выраженными
Двигательная сфера Неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении движений, недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук, недостатки произвольных движений Недостаточная чёткость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений более выражены Походка детей неустойчива, движения хаотичны, плохо координированы, слабо регулируются мышечные усилия. Грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию. Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений носят выраженный стойкий характер
Бытовые навыки Владеют элементарными навыками обслуживания. Способны контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену. В случаях затруднения используют помощь. Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию, овладению бытовыми навыками. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым. При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен контроль физиологических потребностей. При обслуживании себя зависят от взрослого.
Социальный опыт Трудности при самостоятельной ориентировке в пространстве, трудности в установлении временных отношений. Ограничены знания о себе, семье. Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого. Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов обихода
Способность к общению Способны самостоятельно устанавливать контакты с взрослыми, некоторые дети испытывают трудности в ходе общения. Проявляется потребность в одобрении со стороны окружающих. Первичный контакт бывает затруднён из-за ограниченного понимания обращённой речи, требуется мимическое, жестовое подкрепление. Установление контакта возможно, но ненадолго. Интерес вызывают отдельные признаки предметов (звучание, цвет) Контакт крайне затруднён из-за непонимания обращённой речи, необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Характерно пассивное подчинение.
Способность к деятельности Проявляют интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Способны действовать по образцу, пошаговой инструкции. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль отсутствует. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. Способны к подражанию и совместным действиям с взрослым. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватны. Интерес к действиям взрослого активно не проявляют. Пассивны в принятии предлагаемого задания. Простейшие действия при пошаговой помощи взрослого выполняются частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов работы
Сформированность высших психических функций      
Восприятие При восприятии различают знакомых и незнакомых людей Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано
Самостоятельно узнают знакомые предметы, объекты. Трудности при дифференцировке сходных зрительных, слуховых, тактильных раздражителей. Способны к группировке признаков предметов с учётом формы, величины, цвета. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов возможна только с помощью взрослого. При группировке предметов с учётом формы, цвета, величины требуется направляющая помощь. Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей. Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна

 

Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопедагогики считается классификация, разработанная известным отечественным дефектологом

М.С. Певзнер для детей-олигофренов.

В основу классификации положен клинико-патогенетический подход. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения.

Этиология патологического развития может быть самой разнообразной, индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребёнка. В основе классификации лежит баланс процессов торможения и возбуждения.

Исходя из патогенеза, М.С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении