Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Валидность по критерию.



Хотя Е. Торренс не смог подобрать подходящего во всех отношени­ях критерия валидности, некоторые исследования в этом направле­нии были проведены.

Экспертные оценки одноклассников. По данным К. Ямамото, коэф­фициенты корреляции между показателями теста и социометрическими оценками креативности со стороны одноклассников, являлись статисти­чески значимыми, но невысокими, порядка 0.29 (459 старшеклассни­ков). Идеи креативных детей часто оцениваются сверстниками как ди­кие и фантастические. Креативные мальчики, очевидно, имеют большее влияние на одноклассников, чем креативные девочки.

Экспертные оценки учителей. В исследованиях Е. Торренса (800 учеников четвертого класса) было показано, что учителя способны отделить высококреативных детей от низкокреативных по показате­лям «Беглость»,«Гибкость», «Оригинальность», но не по показателю «Разработанность». Большинство учителей считает, что креативные дети — это хорошие разработчики идей, способные расширить их границы и добавить дополнительные детали, но не оригинальные мыслители.

Исследования на российской выборке (25 учеников восьми лет, 80 учеников тринадцати лет) свидетельствовуют о наличии положи­тельной корреляции средней силы между результатами теста Е. Тор­ренса и экспертными оценками креативности учащихся, выставлен­ными учителями.

Достижения в учебе. Установлена связь между показателями тес­та Е. Торренса и Калифорнийским тестом достижений (210 детей). Корреляция между вербальной креативностью и уровнем достиже­ний была положительной и значимой — от 0.36 до 0.42; корреляция между образной креативностью и уровнем достижений не являлась •статистически значимой.

По данным К. Ямамото, корреляция обобщенных показателей кре­ативности с успехами в школе, оцененными по различным тестам до­стижений, составила от 0.28 до 0.48 (150 учеников).

В то же время, поданным Хитчинсона, существует статистически значимая положительная корреляция между умственным возрастом и уровнем достижений, но не существует такой связи между дивер-


гентным мышлением и школьными успехами. Готкин на выборке пя­тиклассников обнаружил отрицательную связь между креативно­стью и успехами в школе.

Наши исследования на российских школьниках показали следую­щие результаты. В качестве показателя школьной успешности был выбран средний школьный балл по всем предметам за год. Получен­ные корреляции представлены в Таблице №2.

Школьна» успешность 2 класс 40 человек 3 класс ^§ челове_к _ 5 класс _б0челове}<_ 10 класс 50 человек

Таблица №2. Коэффициенты корреляции между показателя­ми вербальной креативности и школьной ус­пешностью.

С|)б п л ь и а я бага р ея_........... __..___.......... 1
Беглость   Гибкость ; Оригинальность
0.31   0.18 0.16 j
0.45   0.62 j 0.58 |
0.59   0.33 j 0.43 j
т~".   0.28 I 0.34

Полученные данные несколько противоречивы, и, в целом, свиде­тельствуют о наличии слабой положительной связи между креатив­ностью и школьной успешностью.

Таким образом, можно сделать вывод о неодномерности рассмат­риваемой проблемы. Прогноз школьных достижений — сложная за­дача, требующая учета множества факторов. В частности, связь креа­тивности со школьными достижениями будет зависеть от того, является ли сам учитель креативной личностью и какой стиль обуче­ния он применяет.

Связь креативности и интеллекта. По данным Е. Торренса, ко­эффициент корреляции между образной креативностью и интеллек­том составил 0.06, между вербальной креативностью и интеллектом — 0.21 {114 человек).

В наших исследованиях (40 учеников третьего класса, Санкт-Пе-


ербург) корреляция между показателями вербальной батаг/ . Торренса и IQ по тесту «Прогрессивные матрицы Равена» состави-а: между Беглостью и IQ — 0.09, Гибкостью и IQ — 0.20, Оригинэль-остью и IQ — 0.05. Все коэффициенты незначимы, что свидетельств ует об отсутствии связи между уровнем развития интеллекта i креативностью. Аналогичные результаты были получены на вы-юрке из 50 учеников десятого класса города Якутска.

Корреляция между показателями вербальной батареи Е. Торренса 11Q по тесту Амтхауэра (80 учеников седьмого класса, Санкт-Петер-эург) составила от 0.25 до 0.36, что свидетельствует о наличии поло­жительной связи средней силы.