Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Кстати, вот элементарный тест на то, являетесь ли Вы облем.



Возьмите 10 гм медного купороса (CuSO4.5H2O). Смешайте с 20 гм магния (Mg). Добавьте 50 мл воды (H2O). Тщательно размешайте ещё раз. Затем добавьте 10 гм оксида калия (K2O). Нагрейте смесь до 300 градусов Цельсия и продержите в таком режиме 3 минуты. После добавьте 5 гм синильной кислоты (HCN) и размешайте ещё раз. А теперь поднесите к смеси горящую спичку и встаньте не слишком близко…

Вот если у Вас не возникло вопросов к термину "не слишком близко", то Вас можно поздравить – Вы обль.

Или другой пример из жизни автора этих строк.

Очередная встреча с милой девушкой, сторонницей культа Кришны, вегетарианкой (ибо по наивности убеждена, что в древности люди никогда не ели мяса, и оно вредно), практикующей "духовное просветление" методом "открытия чакр" и прочей брахмапутры, привела к разговору о том, что сейчас в обществе "всё очень плохо"… Милая кришнаитка сокрушалась по поводу человеческой бесчеловечности, по поводу "заблудших душ", "испорченной кармы" и тому подобного.

- Миром правит любовь, - говорит она, – но люди сошли с этого пути и стали утопать во грехе и пороке.

- Погоди, - говорит автор этих строк, - что значит, "миром правит любовь"? Что такое любовь? И как может быть так, что, раз миром "правит любовь", люди смогли выйти из-под её контроля?

Милая кришнаитка смотрит, моргает и улыбается.

- Ну как стало так, что любовь правит миром, а человек умудрился выйти из-под её контроля? Наверное, ведь это значит, что любовь не правит миром, раз такое стало возможным? Значит, миром правит нечто другое?

Кришнаитка всё смотрит, моргает и улыбается.

- Ну хорошо, тогда, для начала, чтобы я просто понимал, о чём идёт речь, давай определимся с понятиями: что такое "любовь"? Назови мне её существенные характеристики, чтобы я понимал, о чём ты говоришь? Чтобы я не спутал её ни с чем другим, например, с полиэтиленом…

- Ты знаешь, что такое любовь, - улыбается кришнаитка. – Все знают, что такое любовь.

- Нет, я не понимаю. Я ещё в юности усвоил, что под любовью каждый человек понимает что-то своё, но общего и чёткого определения нет. Но раз ты говоришь о "любви", если она занимает такое центральное место в твоём мировоззрении, то объясни мне, что это такое, чтобы я был в курсе. Вот, к примеру, муж запрещает своей жене надевать короткие юбки и общаться с подругами, потому что он считает, что они плохо на неё влияют. В итоге жена, как взаперти, сидит дома и увядает. А муж считает, что так он проявляет свою любовь к ней, ибо бережёт от неких пагубных, на его взгляд, воздействий мира. Это любовь?

- Нет, это не любовь, - решительно отвечает кришнаитка.

- Ну так дай мне определение любви, чтобы мы говорили об одном и том же, а не о чём-то эфемерном и разном.

Кришнаитка улыбается и моргает.

- Любовь невозможно описать, её невозможно объяснить, - говорит она, - её можно только почувствовать.

- Так есть ли какой-то смысл говорить о любви, если ей нет определения? Какой в этом толк? И как можно строить всю свою жизнь на неких туманных принципах, которые невозможно сформулировать и озвучить? Это ли не погоня за некой химерой?

Кришнаитка улыбается и моргает.

- Ну хорошо, - говорит автор этих строк, - а как ты отнесёшься к тому, что я скажу, что миром правит не любовь, а…

Автор бросает взгляд на пачку табака для кальяна от фирмы "Adalia".

- А, например, миром правит адалия… Что ты на это скажешь?

- Адалия? – спрашивает кришнаитка и изумлённо хмурит брови. – Что такое адалия?

- А ей нет определения, - разводит руками автор этих строк. – Её можно только почувствовать…

Кришнаитка улыбается и моргает.

- Но раз ты не чувствуешь, то в адалию остаётся только поверить.

Комичность данной беседы и её иллюстративность состоит в том, что, орудуя допонятийными конструкциями (чем-то, чему индивид не может дать чёткого определения), человек неспособен структурировать своё миропонимание, своё познание этой действительности. И дело даже не в том, что он не может дать определения своим представлениям для других людей, а в том, что и в его собственном представлении нет ничего чёткого, конкретного. Он просто не знает, о чём говорит, от чего отталкивается в своих суждениях. Он оперирует именно химерой, туманной фикцией, на которую никак нельзя ориентироваться. Это равносильно попытке ориентироваться по карте местности, погруженной на дно бассейна, глядя на неё сверху через двухметровую толщу воды – карта как бы и есть, но смысла в ней мало.

А ведь львиная доля людей живёт, ориентируясь по таким картам на дне бассейна…

Примеров псевдопонятий в нашей жизни можно найти множество. Несметное множество. Люди живут, ориентируясь на некие принципы, которых не осознают, которым не могут дать определения. В силу этого их жизнь бессознательна. Они говорят, но не понимают. Даже сами себя. Владея преимущественно псевдопонятиями, себя понять и невозможно.

Для примера псевдопонятий в быту можно обратиться к мемуарам режиссёра Никиты Михалкова, где он описывает процесс создания визуальных образов для ощущения реалий зрителем. Михалков пишет: "Биологическая память – инструмент, который режиссёр даёт зрителю, чтобы тот сам этим пользовался во время просмотра картины. Образ жары – не обязательно расстёгнутая рубашка, обмахивание газетой. Нужен образ, когда видишь и говоришь: точно, именно так и было со мной! Например: шоссе, над ним марево, чёрная машина с закрытыми окнами в ореоле дрожащего воздуха. И когда человек, перед тем как открыть дверцу машины, берёт платок, чтобы взяться за ручку и не обжечься, все понимают, какое пекло сейчас в самой машине. Это и есть включение биологической памяти. Помните гениальную находку Трюффо? Зарёванная женщина вскакивает в машину, захлопывает дверь и, ещё плача, включает двигатель и "дворники", потому что из-за своих слёз не видит дороги. Героиня в состоянии аффекта (мысли, чувства, реакции путаются, а биологическая память по-прежнему очень сильна!), поэтому она автоматически включает "дворники", которые начинают шкрябать по сухому стеклу" [23].

Можно видеть, как маститый режиссёр называет туманным термином "биологическая память" явление самой обычной памяти, и тем самым становится видно, что понятие "биологическое" в мышлении Никиты Сергеевича не сформировано. Он не понимает, что означает понятие "биологическое". Он наделяет этот термин неким своим, сугубо обывательским смыслом, не понимая его существенных характеристик (связи с генами, ДНК, самовоспроизводства путём делением клеток и т.д.). Гипотетическое явление "биологической памяти" означает передачу информации через поколения путём генетического наследования. Но в понимании же Н. С. Михалкова это некое другое явление, которому он придаёт свой, более размытый смысл.

 

Автор этих строк сталкивался с подобным примером многократно – когда человек вкладывает в некоторое строго очерченное понятие исключительно свой собственный и при этом весьма туманный смысл. К примеру, когда в разговоре с женщиной о роли запахов в жизни человека автор сказал, что в жизни приматов, к которым относится и человек, запахи, вопреки всем распространённым околонаучным легендам, не играют существенной роли, в том числе и в деле выбора полового партнёра, женщина ответила: да как же это, не играют роли? Вот помню случай из моей жизни… Был у меня коллега, которому я очень нравилась, но он долго это скрывал… И вот однажды он что-то мне говорил и при этом взял меня за руки… И так посмотрел в глаза, что я поняла, что у него ко мне сильные чувства… Так что запахи играют огромную роль в нашем выборе партнёра.

Автор этих строк смотрит на свою знакомую, ставит так и не отпитый кофе на стол и удивлённо спрашивает: это всё хорошо, Люба, но причём же здесь запахи?

Женщина смотрит в ответ, моргает и говорит: ну как же… Я тогда сразу всё поняла, всё о его чувствах ко мне…

То есть значение термина "запахи" в понимании барышни было гораздо более широким применительно к этой ситуации, нежели это подразумевает большинство людей и собственно наука. Под запахами она подразумевала нечто большее, чем собственно запахи, включая в него и тактильные ощущения, и взгляды, и, наверное, что-то ещё, почти мистическое. Полная каша, короче говоря…

Или случай со знакомым танцором народного жанра, который пытался обосновать, что "отвращение к изменам заложено в людях физиологически", и при этом приводил очень странный пример, как якобы супругов-изменщиков в древних сообществах буквально карали, избивали камнями и палками за их провинность… То есть этот человек так же демонстрировал полное непонимание понятия "физиологическое", выражая его исключительно через социальные влияния на индивида. Понятие "физиологического" в его понимании напрочь отсутствовало, что, однако, не мешало ему орудовать этим термином в рассуждениях.

Или другой пример из эмоциональной беседы девушек в общественном транспорте, когда одна жалуется другой на своего молодого человека… "Да какой же он мужик?! – отчаянно рассказывает одна, - если он даже лампочку вкрутить не может?!".

То есть, в её понимании, понятие "мужчина" включает в себя и такой существенный признак, как смена лампочек в люстре. Из чего следует, что до освоения электричества и изобретения ламп накаливания мужчин вовсе не существовало. Таким образом, "смена лампочки" оказывается куда более существенной характеристикой мужчины, нежели первичные половые признаки и двойная Х-хромосома в ДНК.

Псевдопонятий в умах человечества очень много. И в умах полуголых австралийских аборигенов, и в умах домохозяек из Канзаса, и в умах самых маститых московских академиков… Достаточно либо смешать существенные признаки явления с несущественными, либо недостаточно чётко определить все существенные признаки, тогда и рождаются псевдопонятия, которые очень мешают созданию объективной картины мира и, соответственно, его познанию. А коль скоро нарушается картина мира, то и делается невозможной адекватная организация своего поведения в нём. Наиболее обширен и глубок спектр псевдопонятий в тех сферах жизни, представления о которых формируются у человека ещё в раннем детстве. Конечно же, сюда относятся как наиболее яркие примеры этого рода представления об институте семьи и отношениях между мужчиной и женщиной в целом. С первых лет жизни девочка слышит от мамы умиляющие наставления в духе "вот вырастешь, полюбишь, выйдешь замуж, родишь детей", и в итоге весь этот набор слов ребёнок воспринимает как сцепленное воедино явление, где одно непосредственно связано с другим, где одно из другого вытекает. С возрастом к этому набору терминов добавляется и такой термин, как "секс" (или в чуть более раннем возрасте всякий телесный контакт между мальчиком и девочкой – держаться за руки, вообще прикасаться, целоваться). С первых дней жизни ребёнок видит, как в обществе вся совокупность описанных явлений будто бы не просто случайно идут рука об руку, а будто бы они и действительно спаяны воедино, где одно без другого не мыслится – женщину целует тот, кто собирается стать её мужем; потом те, кто целуются, играют свадьбу, а ещё чуть позже заводят детей. Ребёнок наблюдает такую последовательность действий множество раз – и не только в своём непосредственном окружении, но и по телевидению, и в кино. В итоге вырастает человек, который укоренившуюся традицию полагает единственно возможным и даже как бы естественным вариантом развития событий всей собственной жизни, как бы даже её итогом, к которому если уж и не обязательно стремиться, то нехитрая кривая всё равно к нему выведет. Так в сознании человека оказываются воедино слепленными такие объективно никак не связанные между собой явления, как любовь, секс, брак, семья и дети. Все эти явления оказываются как бы существенными характеристиками друг друга – одно не мыслится без другого. Хотя практика постоянно указывает на обратное: секс без "любви" - обычное дело, дети без брака – обычное дело, семья без брака – обычное дело, брак без любви – ещё более обычное дело. Но все эти факты никак не заставляют людей проститься с представлениями о том, что всё это взаимосвязано. Практика не развенчивает укоренившихся ещё в детстве представлений. Отсюда и многочисленные женские слёзы по поводу "Раз ты меня любишь, то почему не женишься?" и т.д. Всё это плоды псевдопонятийного мышления, где явления безосновательно сливаются воедино, в один смутный образ, где существенные признаки не отделены от несущественных. И очень сложно гармонично организовать свою жизнь, основываясь на подобных нерасчленённых образах.

Иллюстрацией влияния описанных псевдопонятий вспоминается образ невинной и наивной девушки, которая знакомится с симпатичным молодым человеком, а после первой их ночи она просыпается и спрашивает с глазами, полными счастья:значит,теперь мы поженимся? Молодой человек в ужасе шарахается и не знает, куда деться. В итоге девушка в слёзы, для неё это трагедия – её предали, оскорбили. Со слезами на глазах она уходит, хлопнув дверью и проклиная день, когда они познакомились (вчера). Хотя всё и было замечательно, но реальная практика не оправдала её псевдопонятийных ожиданий. Потому что в псевдопонятиях слеплено существенное с несущественным.

 

К слову говоря, на данном примере мы можем наблюдать такое известное, но пока ещё мало изученное явление в психологии, как единство аффекта и интеллекта, то есть единство эмоциональной и интеллектуальной сфер, ибо это не есть разные и даже противоположные процессы, как мыслится большинству, а две стороны одной медали, взаимовлияющие друг на друга, стоящие в прямой зависимости одна от другой. Развивается мышление – меняются и эмоциональные реакции на воспринимаемые явления. Осмысление явлений на качественно новом уровне мышления непременно ведёт и к совершенно иным эмоциональным реакциям на них. Каждый знает, как то, на что ребёнок реагирует самой настоящей бурей эмоций, в восприятии взрослого не представляет даже малейшей ценности. Усложнение мышления, углубление терминологии обязательно влечёт за собой и перемены в эмоциональной сфере.