Вместо небольшого введения
Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Вместо небольшого введения



Ломакина Гульнара Рашидовна

Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Вместо предисловия   Почему важно быть счастливым самому, если хочешь, чтобы твой ребенок был счастлив…    
Глава первая. СКАЗКА… О СКАЗКЕ… ПРО СКАЗКУ… Сказка – кто ты? Сказка - где ты?    
Глава вторая. ТЕРАПИЯ (лечение) СКАЗКОЙ – ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО ?... Что такое «сказкотерапия»? Как «работает» сказкотерапия ?    
Глава третья. СКАЗКОТЕРАПИЯ – ПОПРОБУЕМ ПРИМЕНИТЬ? Сказкотерапия для самых маленьких Сказки для самых маленьких Сказкотерапия и подростковый возраст Сказка – это для меня ? Не для ребенка ? Сказкотерапия для взрослых    
  Глава четвертая. СКАЗКА, СКАЗКА, КАК ТЕБЯ СОЧИНИТЬ ?  
  Глава пятая. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СОБСТВЕННОГО РЕБЕНКА   Тест 1. Тест «Сказка» Тест 2. Диагностика развития мышления Тест 3. Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи Тест 4. Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников Тест 5. Тест на определение уровня тревожности Тест 6. Осознанность ребенком отношения к нему близких людей Тест 7. Личностные ожидания ребенка в общении с взрослым Тест 8. Тест “Палитра чувств” Тест 9. Анкета интересов ребенка      
Список использованной литературы    

 


«В пять лет – гений, в семнадцать – солдат…

Какую грань мы перешли посредине…»

Дмитрий Соколов

 

Вместо небольшого введения

Маленький ребенок, рождаясь в этот мир, полон неистребимого любопытства, жажды познания, и, что самое удивительное – жизнерадостности и оптимизма.

Маленького ребенка легко обидеть – достаточно отобрать игрушку, не дать вовремя поесть, не поменять пеленки или памперс.

Маленький ребенок полностью зависим от взрослых и очень уязвим, он еще не может противостоять окружающему его миру, во всем он надеется только на свою маму или человека, который ее заменил…

Между тем, у маленького ребенка есть несколько замечательных качеств, которые, к сожалению, куда-то пропадают с возрастом и «воспитанием».

Во-первых, все маленькие дети очень красивы.

Очень трудно найти малыша, который, некоторое время спустя после рождения, когда разгладились складки, ушла краснота, желтушка и отечность новорожденных, не привлекал бы взоры прохожих и не вызывал бы умильных улыбок со стороны любой проходящей тетушки, да и вообще со стороны любого, не слишком замученного жизнью современного мегаполиса человека. Природа настолько мудра, что сделала так, чтобы в самый уязвимый период своей жизни, период полной беззащитности и зависимости от других, человеческий детеныш вызывал у взрослых особей желание позаботиться, пригреть, накормить, погладить, пожалеть… Конечно, это желание во многом мимолетно и вовсе не обозначает, что тетушка, улыбнувшаяся вашему чаду, готова проводить бессонные ночи, баюкая малыша, пока у него режутся зубки или болит животик. Скорее всего, ее умиления хватит только на добрую улыбку и оно очень быстро сменится раздражением, если в силу каких-либо причин ей навяжут постоянную заботу об этом малыше. Тем не менее, обидеть маленького человечка гораздо труднее, чем взрослого, для этого нужно чуть больше душевной черствости, чем для того, чтобы обидеть равного себе.

Во-вторых, маленькие дети просто излучают оптимизм.

Особенно это касается детей в том возрасте, когда они еще не успели ощутить на себе влияния общей для всех системы образования и воспитания. Они не просто излучают оптимизм, они еще и полны уверенности в своих силах и в том, что мир хорош и создан только для того, чтобы они жили в нем и наслаждались им…

В-третьих, душа маленького ребенка еще не потеряла своей целостности.

Ребенок еще видит мир таким, какой он есть – разноцветным, жутко притягательным и полным неисследованного, хотя порой и очень опасного. Любопытство маленького ребенка безгранично, равно как и безгранична его страсть к исследованиям и постоянной проверке собственных сил. Он еще не умудрен грузом отрицательного опыта, не боится экспериментировать, и воспринимает любые трудности как занимательные приключения.

Ребенок обладает потрясающим воображением, позволяющим ему использовать в качестве игрушек самые немыслимые предметы – палочки, желтые листья, обертки от конфет, баночки из-под йогуртов… Самочувствие ребенка не зависит ни от стоимости его игрушек, ни от фирмы, изготовившей для него штанишки.

Мир ребенка еще не вписан в мир взрослых ценностей, для него еще не все в этой жизни измеряется в цифрах. Помните, у Сент-Экзюпери в «Маленьком Принце»:

«Взрослые любят всякие цифры. Если вы говорите им, что завели нового друга, они никогда не спрашивают о том, что действительно важно: какой у него голос, какие игры он считает самыми увлекательными, собирает ли он бабочек. Вместо этого они вопрошают: сколько ему лет, сколько у него братьев, сколько он весит и сколько зарабатывает его отец. Они думают, что только из этих цифр можно что-то узнать о человеке.

А если вы скажете взрослым: "Я видел красивый домик из розового кирпича, с геранью на подоконниках и голубями на крыше", они так и не поймут, что это был за домик. Вам придется сказать: "Я видел дом, который стоит сто тысяч франков". Вот тогда взрослые воскликнут: "О, какой славный домик!"

[…] Такие уж они. И не надо вменять это им в вину. Детям всегда приходится выказывать великое долготерпение, общаясь со взрослыми» [1].

Мир ребенка отличается от мира взрослых еще и тем, что в детском мире любое приключение, любое происшествие заканчивается хорошо, вне зависимости от того, как его воспринимают взрослые. Солнце – это хорошо потому, что будет весело и приятно играть, дождь – это хорошо потому, что можно бегать по лужам и вымокнуть с ног до головы, грязь – это просто замечательно, ибо что может быть лучше хорошей, свежезамешанной грязи… Именно этим (хорошим завершением любой истории) мир ребенка и напоминает сказку, в которой всё всегда заканчивается хорошо: все плохие герои обязательно должны быть побеждены, лягушка непременно превратится в принцессу, а страшилище - обернется прекрасным принцем…

Когда и куда пропадают в ребенке его красота, его безграничный оптимизм, его целостность восприятия мира и умение ему удивляться и радоваться? Почему нередко именно детские воспоминания взрослого человека – самые болезненные? Что должно произойти в жизни столь жизнерадостного и непосредственного создания, каким является от природы ребенок, чтобы потом, уже во взрослом возрасте, приходилось прибегать к помощи психотерапевтов для того, чтобы решить проблемы, развязать узлы, не дающие спокойно и радостно жить, строить нормальные отношения с людьми, адекватно воспринимать и оценивать свои возможности, действительность, происходящие события… Когда бабочка превращается в гусеницу, а лебедь оборачивается гадким утенком? Когда и где теряется в ребенке вера в сказку, врожденная вера в чудо?...

Самое грустное заключается в том, что зачастую именно мы с вами – любящие родители, дорогие мамы и папы, – совершаем подобное со своими детьми. Из самых благих побуждений и исключительно в воспитательных целях мы формируем в своих детях безмерное количество комплексов, учим их бояться, «семь раз отмерить и ни разу не отрезать», «подумать и лучше промолчать» и прочим «полезным» истинам, которые мы постигли на собственном горьком опыте. Желая предостеречь своих детей, мы невольно подрезаем им крылья. Преисполненные доброго желания подготовить своих детей к реальной жизни, к жизни во взрослом мире, мы, сами не замечая когда и как, лишаем их главного – умения наслаждаться жизнью, приспосабливаться к обстоятельствам, находить себе занятие и удовольствие в любых условиях, имея в наличии минимальный «инвентарь».

Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы читая эту книгу, мы попытались понять когда и как сказка исчезла из нашей собственной жизни и попытались бы сохранить ее в жизни нашего собственного ребенка. Ведь в конце-концов, нет ничего плохого в том, чтобы наш ребенок как можно дольше сохранял веру в людей, веру в чудо, веру в то, что рано или поздно, но все закончится хорошо и «наши – обязательно победят!» J

Хорошо было бы, если бы сказкотерапия не превратилась для вашего ребенка в лечение, в средство и попытку вернуть утраченное, восстановить порушенное, но стала бы одной из возможностей имеющееся – не разрушить, данное от Бога и природы – сохранить.