Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Субмодальности по существу являются «строительными блоками» репрезентативной системы.



В связи с субмодальностями Вудсмолл (Woodsmall, 1989) писал следующее:

«Если сознание/тело способно проводить ка­кие-либо различия, оно должно обладать каким-либо способом проведения этих различий; способ, при помощи которого оно делает это, опирается на различия в субмодальностях, посредством которых осуществляется внутренняя репрезентация различных вариантов».

Это означает, что мозг человека определяет пара­метры переживаний посредством использования раз­личий в субмодальностях. Мозг осуществляет репре­зентацию всех переживаний, эмоций и даже убежде­ний посредством использования модальностей (репрезентативной системы) и особенно качеств или свойств этих модальностей (то есть субмодальнос­тей). Субмодальности позволяют нам увидеть другой смысл в выражении: «Каковы мысли человека, таков и он». Это утверждение является сутью когнитивно-бихевиористской модели. Если наши когнитивные способности (мысли) контролируют нашу внутрен­нюю субъективную реальность и побуждают нас (без преувеличения) начать «реализовывать» ее в поведе­нии, то когнитивные способности управляют челове­ком на основе субмодальностей. Это дало повод воз­никновению в НЛП высказывания: «субмодальнос­ти определяют поведение».

Как вы можете узнать различия между тем, в чем вы убеждены, и тем, в чем не убеждены? Мы в НЛП традиционно предполагаем следующее. У вас будут различные слова, различные голоса, различные интонации, возможно, различное расположение источ­ников голосов или, если вы кодируете информацию в основном визуально, у вас будут совершенно раз­личные качества у картины того, в чем вы убежде­ны, и у картины того, в чем вы не убеждены. Вы мо­жете различить их, опираясь на репрезентацию этих убеждений. Различия между этими двумя убеждени­ями располагаются на субмодальном уровне.

Бэндлер и Макдональд (Bandler & MacDonald, 1988) писали, что если вы измените субмодальность убеждения, вы измените само убеждение. Аналогич­но, в случае «линии времени» мы используем мета­фору «линии, характеризующей время». Это работа­ет, по-видимому, из-за того физиологического факта, что субмодальности информируют нашу автоном­ную (вегетативную) нервную систему о том, как нуж­но реагировать. Таким образом, все изменения, сде­ланные посредством линии времени, а также посред­ством любого другого процесса, происходят, в конечном счете, на субмодальном уровне.

Однако это неточно объясняет субмодальности. На самом деле даже для того, чтобы заметить или обнаружить эти качества наших репрезентаций, мы должны выйти на метауровень, то есть за пределы внутренней репрезентации. Слово «мета» происхо­дит от греческого слова, обозначающего «выше» или «сверх». Попробуйте сделать это сами. Думайте о приятном переживании до тех пор, пока вы не «углу­битесь» в него настолько, что полностью испытаете его еще раз. Теперь обдумайте это переживание. Как у вас закодированы картины в терминах расстояния, четкости, цвета и т. д.? А звуки? Как у вас закодиро­ваны громкость, тональность, темп, расстояние и т. д.? Когда вы обдумываете свойства ваших внут­ренних репрезентаций, или субмодальности, разве вы не должны сделать шаг назад или стать на пози­цию «мета»? Разве вы не должны оказаться вне их содержания посредством перехода на более высокий уровень и последующего наблюдения за их структу­рой? Конечно, должны.