Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Концепция человеческого развития



В конце 80-х годов XX века в понимании этого положения в западной экономической науке обозначился прорыв - экспертами ООН была разработана концепция человеческого развития, которая и провозглашает важнейшей целью общественного прогресса развития человека. Само развитие человека эта концепция рассматривает, с одной стороны, как расширение человеческих возможностей путем укрепления здоровья, приобретения знаний, совершенствования профессиональных навыков, а с другой - как процесс реализации людьми приобретенных ими способностей в ходе жизнедеятельности во всех ее проявлениях. В этом состоит принципиальное отличие концепции человеческого развития от концепции человеческого капитала, которая связывает это развитие просто с формированием ресурсов для производственной деятельности.

Индекс человеческого развития, разработанный в рамках данной концепции, в основу исчисления которого положены долголетие, образованность и материальный уровень жизни, по сравнению с чисто

экономическими показателями позволяет оценивать развитие более

всесторонне.

Появление концепции человеческого развития в западной экономической науке - знаменательное событие. Она вплотную подводит эту науку к такому теоретическому рубежу, где возможен синтез ее достижений с достижениями марксистской науки, синтез теории человека и теории общества в гармоничное целое на системной и диалектической основе. Тем не менее, ее еще нельзя назвать целостной концепцией развития человека и общества. Во-первых, в ней не просматривается субстанциональная основа этого развития, которая была бы выражена в виде целевой функции. Нормализация различных составляющих ИЧР не дает возможность ответить на вопрос о том, что же, собственно говоря, измеряется, какова целевая функция этого развития. Во-вторых, в этой концепции отсутствует системный подход в исследовании общества, в ней слабо просматривается взаимосвязь человеческого развития с развитием самого общества в целом. Выдвижение в качестве главной цели социально-экономического прогресса развитие человека неразрывно связано с вопросом о новом способе общественного развития, о новом социально-экономическом устройстве общества, о его новой социально-экономической природе, которая принципиально не является капиталистической.

Таким образом, эволюция взглядов западной научной мысли на роль человека в экономическом развитии, пройдя ряд этапов - от экономического человека до многостороннего представления о нем, привела к необходимости его комплексного исследования. В свою очередь реализация комплексного подхода в исследовании человека предполагает не простое суммирование достижений различных наук, изучающих его, а создание единой концепции, позволяющей избежать эклектики, односторонностей, абсолютизации в выводах отдельных наук о человеке, и интегрировать их противоречивые выводы в единую логику развития человека. Ясно, что вне связи с обществом такую концепцию создать нельзя.

Основные моменты концепции человеческого развития состоят в следующем:

- Анализ реализации возможностей человеческого развития;

- Акцент на активность людей как субъектов процесса человеческого
развития;

- Рассмотрение образования как самоценного процесса, составной части культуры, а не как условия повышения квалификации и производственного опыта;

- Признание высокой значимости внепроизводственной активности женщин и повышение их статуса;

- Придание приоритетности тем секторам, которые содействуют
повышению качества жизни;

- Более далекий горизонт анализа, внимание к будущим поколениям.

Концептуальная схема человеческого развития выглядит таким образом:

- Продуктивность. Люди должны иметь возможность повышать
продуктивность своей деятельности. Поэтому экономический рост,
динамика занятости и заработной платы являются составляющими
людей человеческого развития.

- Равенство. Все люди изначально должны иметь равные
возможности независимо от пола, расы, национальности, классовой
принадлежности, места проживания, уровня благосостояния.

- Устойчивость. Она включает проблему справедливого распределения возможностей развития между нынешними и будущими поколениями.

- Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться
усилиями людей, а не только в интересах людей. Расширение возможностей означает повышение ответственности людей за судьбы своей семьи, страны и человечества в целом.

Способы оптимизации связи между экономическим ростом и человеческим развитием состоят в следующем:

- Увеличение инвестиций в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, содействие реализации способностей человека.

- Справедливое распределение дохода и богатства в целях обеспечения материальной основы развития человеческого потенциала.

- Тщательная сбалансированность социальных расходов, всемерное укрепление экономической базы социальной сферы.

- Расширение возможности людей осуществлять свой выбор в политической, социальной и экономической сфер.

Страны мира по индексу развития человеческого потенциала в 2005 году

Страна Место по ИРЧП Значение ИРЧП Долголетие (лет) ВВП на душу (в дол. США) Грамотность взрослых (%)  
Ирландия Канада Япония Франция США Англия Италия Германия Португалия Бруней Босния и Герцоговина РОССИЯ Албания Бразилия Китай Индия Сьерра - Леоне   0,968 0,961 0,953 0,952 0,951 0,946 0,941 0,935 0,897 0,894   0.803 0,802 0,804 0,800 0,777 0,619 0,336 81,5 80,3 81,5 80,2 77,9 79,0 80,3 79,1 77,7 76,7   74,5 65,0 76,2 71,7 72,5 63,7 41,8   95,4 99,2 85,9 96,5 93,3 93,0 98,4 98,0 93,8 92,7   96,7 99,4 98,7 88,6 90,9 61,0 34,8

Возвращаясь к мысли о том, человек и общество - неразрывные понятия, определения которых взаимно предполагают друг друга.

Рассмотрим этот вопрос более конкретно. Человек, конечно, прежде всего, природное существо, он является неотъемлемой частью природы, находится в её власти, т.е. зависим от неё. Это значит, что человек живёт природой, находясь с ней в постоянном общении. Как природное существо человек есть Единичное индивидуальное существо, конечное в своём временном бытии.

С другой стороны, человек существо родовое - общественное, духовное. Он выступает субъектом всех общественных отношений, своеобразным узлом, в котором завязываются все нити многообразных социальных связей. Люди сами делают свою историю, являясь первой предпосылкой возникновения общества. Но эта истина является таковой лишь в той мере, в какой сама естественно сложившаяся родовая общность людей явилась по мысли К. Маркса первой предпосылкой, «первой великой производительной силой» производства людей как людей. Именно потому, что история делается всеми людьми вместе, главное условие их существования составляют надындивидуальные формы организации в некоторую целостность, которая и называется обществом.

Необходимость совместной деятельности по отношению к каждому индивиду выступает как власть, как жизненная необходимость, которая проистекает из внутренней организации и обеспечивает упорядоченность, регулирующее воздействие на их жизнь. Непосредственная власть общества, как коллективная сила организованного совместного существования людей предопределяет возникновение и существование у них общественных свойств, составляющих их социальное качество, которое и делает возможной их коллективную жизнь.

Общество изначально как системное образование есть непосредственная производительная сила человека как человека. Следовательно, развитие человека и развитие общества - это две стороны одного и того же процесса -производства и воспроизводства действительной жизни. Печать двоевластия отмечена на облике человека - власти природы и власти общества. Поэтому производство непосредственной жизни выступает в качестве двоякого отношения: в качестве естественного и общественного. То есть сама жизнедеятельность имеет двойственный характер: с одной стороны - это природная жизнедеятельность, результатом которой является человек как природное существо, с другой - общественной, продуктом которой выступает его духовное качество. Поэтому мотив жизнедеятельности суть само её противоречие: с одной стороны он есть проявление природной активности жизненных сил человека, с другой - их ограничения духовными силами. Как природная жизнедеятельность она должна быть целесообразной, т.е. базироваться на естественных законах природы, носить рациональный характер, связанный с соотношением результатов и средств в их достижении в условиях ограниченности ресурсов. Поскольку человек сам является частью природы, то его природное начало в его жизнедеятельной мотивации связано с осуществлением собственного материального интереса, направленного на воспроизводство его как особенного, индивидуального, природного существа и связанного с борьбой за отдельное существование. Крайней формой этой борьбы является война, которая ведёт к самоуничтожению и распаду общества.

Поэтому общественная сторона жизнедеятельности связана с обузданием зоологического индивидуализма, которое следует понимать не как полное подавление индивидуального, а как направление природной энергии в общественное русло, как превращение её в энергию духовную. Производство человека как духовного существа связано с осуществлением коллективного интереса людей, основу которого составляет потребность в совместной жизни.

Однако, в этом случае основу жизнедеятельной мотивации составляют ценностные аспекты поведения человека. Ценностное в мотивации жизнедеятельности как главное условие реализации общественного интереса связано со смыслом жизни, стержень которого образует жизненный идеал, как форма общественного объединения людей и проявления гуманистического начала в человеке, которое выражает социальное равенство людей, их одинаковое социальное качество. Идеал составляет высшую тайну духовного начала и проявляется в совокупности общественных норм поведения и взглядов как требований коллективного существования людей (нормы морали и др., а так же представления о справедливости, равенстве, свободе, демократии и т.д.). В них проявляется общий совместный интерес, осуществление которого обеспечивает целостность и стабильность общества.

Ценностное, как проявление потребности в совместном существовании, как форма ограничения природного начала в человеке порождает в нём способность познавать мир, добывать знания и на их основе практически действовать целесообразно, рационально. В то же время, само знание не указывает на то, в каких целях его применять: в целях созидания или в целях разрушения, уничтожения. Поэтому способ применения знания определяется границами социальных норм.

Таким образом, двойственность человеческой жизнедеятельности в её мотивации проявляется в диалектике рационального и ценностного. Рациональную основу потребности людей в совместной жизни составляет знание, которое предписывает действовать в соответствии с законами природы. Её же ценностная основа есть общественная норма, как чистая социальность, которая диктует поведение с учётом общественных требований. Рациональное и ценностное составляют генетическое ядро внутреннего мотива жизнедеятельности. Их диалектика развёрнутая в историческом пространстве и времени, и составляет самую глубокую суть сложного, противоречивого и драматического процесса социализации экономического развития. Каждая из этих сторон мотивации человеческой жизнедеятельности в зависимости от природных, исторических и иных обстоятельств может иметь самодавлеющее и определяющее значение в социально-экономическом развитии. Поэтому с учётом диалектического единства природной и общественной сторон человеческой жизнедеятельности важно понять их взаимообусловленность, взаимопроникновение, пределы их «властных полномочий» в зависимости от условий развития каждой из них, исторического времени и обстоятельств.

Являясь собственным инобытием по отношению друг к другу, каждая из этих сторон содержит в себе в снятом виде собственную противоположность как внутреннюю отрицательность. Так что природное начало в своей качественной определённости есть единство природного и духовного начал, единство, которое обретает форму экономического начала. Духовное же в своей противоположной определённости представляет собой то же самое единство духовного и природного, но уже в социальном облике, суть которого составляет начало социальное.

Таким образом, диалектика природного и общественного начала производства непосредственной жизни проявляется в форме диалектики экономического и социального, составляющая содержание социализации экономического развития, которое необходимо представитьв развёрнутом системном виде.

 

Тестовые задания

1. Параметры, по которым человек воспринимает общество, как среду, приятную для достижения его интересов и которыми он дорожит как основами своего существования и развития, называется:

А) Ценностями

Б) Уровнем жизни

В) Стимулами к труду

Г) Мотивацией труда

 

2. Во всех проявлениях своей жизни человек выступает как единство

А) Физического и социального

Б) Биологического и социального

В) Экономического и исторического

Г) Психологического и социального

 

3. Бытие человека – это:

А) Объективная реальность, в которой человек существует независимо от форм сознания

Б) Обыденная жизнь человека

В) Самореализация человека

Г) Социализация человека

 

4. Социализация человека – это:

А) Становление личности в результате взаимодействия с обществом

Б) Развитие индивидуальности в человеке

В) Воздействие государства на человека

Г) Самообразование

 

5. Проблема ….. заключается в осознании человеком направленности своей жизни, сознательном выстраивании иерархии ценностей, осознания своих возможностей и стремлений к их реализации

А) Смысла жизни

Б) Ответственности

В) Цели жизни

Г) Бытия человека

 

6. Под ….. имеются в виду формы человеческой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретного общества

А) качеством жизни

Б) Образом жизни

В) Уровнем жизни

Г) Жизненным выбором

 

7. Рациональное поведение экономического человека – это поведение, основанное на:

А) Знании

Б) Оптимальном соотношении затрат и результатов

В) Максимизации полезности в условиях ограниченности ресурсов

Г) Учете конкретных обстоятельств

 

8. В основу исчисления Индекса человеческого развития положены:

А) Долголетия, образованность, уровень ВВП на душу населения

Б) Размеры ВНП, уровень зарплаты, степень социальной дифференциации

В) Производительность труда, профессиональный состав населения

Г) Грамотность населения, численность населения, уровень жизни

 

9. Из перечисленного:

1) Продуктивность

2) Равенство

3) Устойчивость

4) расширение возможностей

5) эффективность – концепция человеческого развития включает в себя:

А) 1,2,3,4

Б) 1,2,4,5

В) 2,3,4,5

Г) 1,3,4,5

 

 

Раздел III Социология трудовых отношения и отношений собственности

Комплексная цель: исследовать социально-трудовые отношения и отношения собственности в их неразрывном единстве, рассмотреть социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности.