Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Взаимоотношение объектных и субъектных аспектов гуманитарного и психологического образования человека



Допускается использовать исключительно в образовательных целях.

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

 


Елисеев Олег Павлович

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

Серия «Практикум по психологии»

 

Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А. Зайцев

Зам. зав. психологической редакцией Я. Мигаловская

Ведущий редактор А. Борин

Редактор П. Предбанникова

Художник обложки В. Шимкевич

Обработка иллюстраций А. Кудрявцев

Корректор Я. Баталова

Оригинал-макет подготовил А. Борин

 

ББК 88.37я7 УДК 159.923(075)

 

Елисеев О. П.

 

Е51 Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001. — 560 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).

 

ISBN 5-272-00115-Х

 

Предлагаемая книга является современным учебным пособием по одной из самых актуальных психологических дисциплин, которое может быть использовано как для семинарских и лабораторных, так и для лекционных занятий по курсу психологии личности. Автор предлагает технологию комплексного изучения личности на основе объединения ее индивидных, индивидуальных, объектных и субъектных свойств. На основе универсальной шкалы выстраивается единый профиль психологической активности, что открывает новые возможности для составления диагноза и прогноза личностного развития человека и объективной оценки его психологического здоровья.

Учебное пособие по курсу «Психология личности» рекомендуется для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных и медицинских вузов и колледжей, а также для широкого круга специалистов, интересующихся проблемами системного познания личности.

 

© О. П. Елисеев, 2000

© Серия, оформление, Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 

ISBN 5-272-00115-Х

 

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.

Налоговая льгота общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3000 –

книги и брощюры.

Подписано в печать 27. 12. 2000. Формат 60x90 /16. Усл. п. л. 35. Доп. тираж 7000 экз.

Заказ № 1358

Отпечатано с готовых диапазитов в АООТ «Типография «Правда»».

191119, Санкт-Петербург, Социалистическая ул., 14.

 


Предисловие

 

Уважаемый читатель! Эта книга представляет собой практикум по психологии личности, то есть форму научно-методического преломления основных теоретических положений современного человекознания через призму практического исследования личности.

Цель практикума - теоретически обосновать и конкретно представить технологию профессионально грамотного психологического познания личности. Поэтому основная задача практикума состоит в раскрытии существа этой технологии на основе описания целого ряда методик, направленных на изучение отдельных элементов целостной структуры личности.

Такой подход, реализуемый в данной книге, является в полном смысле слова конструктивным, то есть он безусловно предполагает, что наилучшей опорой как для практики размышлений о личности, так и для практического ее изучения являются наиболее прочные положения соответствующей теории.

Основой представления конструктивного процесса построения психологического портрета личности стало положение, что в ее развитии и эволюции наличествует тесная взаимосвязь количественных и качественных изменений, и эта взаимосвязь выражается определенной мерой потенциального и актуального, мерой индивидуального и социального.

Именно укорененность личности в социуме, подчас противополагаемая ее индивидуальности, до сих пор является камнем преткновения, который не позволяет проложить путь к единой и вполне самостоятельной психологической теории личности.

Существует множество частных теорий, студентам читается курс психологии личности, однако учебники по этому курсу как таковые пока еще отсутствуют. Видимо, не случайно известный отечественный психолог А. А. Бодалев назвал свое учебное пособие «Психология о личности», тем самым очень точно выразив суть современного отношения специалистов к психологии человека (выделено мной. - О. Е.).

Вот почему практикум по психологии личности не может быть в настоящее время только сборником известных, а то и вовсе никому не известных, неапробированных методик.

Сравнительно с другими психологическими практикумами в настоящем учебном пособии значительное место занимают теоретические главы. Однако те из читателей, кто интересуется только вопросами сугубо практическими, до известных пределов могут обойтись и без внимательного изучения теоретических вопросов практикума, поскольку профиль личностной активности может быть построен ими по образцам, которые представлены в книге и порознь, и совместно.

Преподаватели и студенты, наоборот, могут вначале обратиться к теоретической части книги и на основе авторского обобщения современных представлений о личности попытаться выстроить собственную «рабочую» концепцию развивающейся личности, что необходимо для свободного применения технологии ее изучения в различных сферах практической психологии.

С этой целью в первой главе книги предлагается такое понимание личности, которое утверждает идеальность ее существования в форме общности, - с тем, чтобы уже в самом начале диалога с читателем «снять», как говорят философы, непродуктивное противопоставление индивидуального и социального. При этом понятие «общность» означает не столько условное объединение людей в группу, сколько действительное их психологическое единство, их единодушие, существующее по тому или иному психологическому признаку.

В главах со второй по четвертую рассматриваются механизмы возникновения общностей, содержательно представляющие психологическую активность человека.

Возможность построения профиля этой активности обосновывается в главах с пятой по седьмую логикой конструктивного подхода, позволяющей дифференцировать процессы развития и эволюции личности в пределах единой их структуры.

Смысл психологической активности человека раскрывается в последующих трех главах, где ее закономерности проявляются на основе типологического подхода, столь необходимого в практике межличностного взаимодействия.

Сознательное «снижение» сложности научно-практического определения структуры личности вовсе не означает, что качество личности как таковое сводится всего лишь к нескольким составляющим его компонентам.

Глубина и трудность проникновения в сущность личностного бытия человека относительно независимы от его структурирования, но простое изложение сложного материала позволяет расширить круг потенциальных потребителей психологических и вообще гуманитарных знаний. Тем самым разрешается не только проблема экономической состоятельности гуманитарной науки, но и другие, гораздо более сложные, глобальные проблемы современной эпохи, в которой значение человеческого фактора неуклонно возрастает.

В согласии со взглядами Б. Г. Ананьева, Э. В. Ильенкова и П. Тейяра де Шардена, современный австрийский философ П. Фишер подчеркивает: «Мы, люди планеты Земля, начиная с 1945 года движемся по самому узкому месту ущелья», которое на самом деле «...не конец пути, а всего лишь барьер и ключ к Омеге... Оптимизм... мы можем почерпнуть из действенных законов эволюции, которые представляют человека как существо, способное учиться» [123, 36].

Понятно, что столь необходимое самообучение человека не в последнюю очередь зависит от массового психологического просвещения. Только на этой основе личностное самопознание человека может приобрести необходимый, в конце концов, планетарный характер. Как обобщает известный философ В. И. Стрельченко: «Космоцентризм как форма преодоления тенденций дезинтеграции и распада культуры... принадлежит к числу важнейших системообразующих начал становления и развития отечественного духовного и практического, опыта» [116,73].

Имея в виду социальную значимость психологического просвещения, содержание практикума не должно сводиться только к построению единого профиля психологической активности личности. Определение качества этой активности представляет собою сверхзадачу практического изучения личности, разрешаемую в контексте духовного здоровья человека. В том, что такая сверхзадача практикума может быть разрешима, меня убеждает в целом благожелательный прием прежних моих работ в России и в странах ближнего зарубежья. Всем читателям, приславшим мне свои отзывы и замечания, выражаю свою искреннюю признательность и надеюсь, что эта новая книга может послужить некоторой предпосылкой для самостоятельного и творческого поиска новых конструктивных путей в познании человека и в его практике.

О. П. Елисеев

Санкт-Петербург, 10 мая 2000 г

 

Раздел I. Личность как предмет психологического познания

 

Глава 1. Философско-антропологические и психологические вопросы гуманитарного образования человека

Взаимоотношение объектных и субъектных аспектов гуманитарного и психологического образования человека

 

Совершенствование гуманитарного образования предполагает продвижение по наиболее перспективным направлениям подготовки высококвалифицированных специалистов, способных участвовать в разрешении глобальных проблем человечества. Двадцать первый век будет веком культуры, или его не будет — эта драматическая формула академика Д. С. Лихачева не имеет альтернативы в смысле необходимости социально-культурной ориентации отечественной и мировой систем образования. Реализуя личностно-центрированные идеи развития этих систем по горизонтали и «вглубь», вплоть до технологий построения индивидуальных образовательных маршрутов, недостаточно только констатировать социальную опосредованность этих маршрутов.

Многие психологи и педагоги, считающие движение «вверх» и «вглубь» по вертикали образования социально определенным — политики и воспитатели, объясняющие социализацию человека влиянием многих микро-, макро-, мезо- и мегафакторов, — все эти специалисты практически разрешают многие вопросы развития системы образования. Для специалистов-практиков реальный процесс образования человека объективно, т. е. совершенно независимо от их воли становится процессом социальным. Они безусловно правы в том, что основное, социально-творческое, содержание образования человека как личности принадлежит культуре. В этом смысле гуманитарное образование человека, конечно, объективно.

Но объективно существующий процесс невозможен без реальных источников его «самодвижения», а значит, социализация всегда предполагает наличие дополнительных по отношению к ней процессов индивидуализации и субъективации. Вместе с тем как в теории, так и в практике социально-психологической помощи человеку зачастую присутствует позиция относительного дистанцирования от какой бы то ни было включенности специалистов в процесс социализации.

Признание объективности процессов гуманитарного образования человека отнюдь не означает, что можно согласиться с принципиальным неприятием таких ситуаций, где специалисты были бы вынуждены отвечать на критический вопрос о мере воспитанности воспитателей, обнаруживая тем самым индивидуально-определенную и своеобразно развитую меру их собственной инициативности, меру их свободы и ответственности. Эта мера включенности специалистов в объективный процесс социализации и есть в конечном счете мера их собственного качества субъектности — на фоне субъективного понимания и осуществления ими профессиональной деятельности.

В сущности процесс социализации является не только объективным, т. е. воплощающим закономерности социально-культурного образования человека как личности, но и субъектным, т. е. «самодвижущимся» процессом. Его движение и развитие происходит благодаря субъективным, небеспристрастным отношениям, а также действиям по их изменению и удовлетворению потребностей общественного человека. В каждый новый момент своей истории человек осуществляет процесс собственной социализации, воплощающий самовоспроизводство этого человека, воспроизводство мировых цивилизационных и культурных сфер, совмещенных с ее природной сферой.

Как деятельность специалиста, так и деятельность его подопечных никогда в принципе не должны терять своей специфики, поскольку они не совпадают полностью ни по смыслу, ни по целям, ни по содержанию и формам. Взаимодействие клиентов и специалистов можно представить как более или менее взаимное объединение субъектов процесса социализации в единый ансамбль. Идеальными «дирижерами» этого ансамбля субъектов, каждый из которых исполняет свою партию, осуществляет свою собственную, социально значимую деятельность, являются одни и только они одни — объективные закономерности процесса социализации.

Иначе говоря, только логика этого процесса, преломляемая (более или менее адекватно) социально-психологическими свойствами субъектов, в конце концов позволяет упорядочить содержание практики социально-психологической помощи. И только в этом случае названная практика может стать действительным критерием истинности и эффективности процесса социализации.