Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ



Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций - статусов.

Личный статус- положение человека, которое он занимает в малой группе в зави­симости от оценки его индивидуальных качеств.

Социальный статусобозначает положение человека в социальной системе и предполагает определенные права и обязанности.

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жар­гоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотиваци­ях). Человек может иметь несколько статусов.

Виды статусов:

1) Главный (интегральный) статусопределяет положение человека в обществе. Как правило, он обусловлен должностью (директор, профессор).

2) Предписанный статусзначит, навязанный обществом вне зависимости от уси­лий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рож­дения, семьей и т.д.

3) Приобретенный (достигнутый) статусопределяется усилиями самого челове­ка (писатель, директор).

4)Естественный статуспредполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.).

5)Профессионально-должностной статус- это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющейся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат).

В обществе существует иерархия статусов.

Престиж- это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мышлении. Престиж зависит от реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек, и от системы цен­ностей, характерных для данного общества. От престижа отличается авторитет.

Авторитет- степень признания обществом достоинств личности конкретного че­ловека.

Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить чело­век, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно вклю­чает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ро­левым набором.

Наши социальные роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас дру­гие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определен­ный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях и т.д.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных си­туаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек стал­кивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом.

Социальная адаптация- это способность человека приспосабливаться к меняю­щейся окружающей среде. Главным средством адаптации является усвоение ценнос­тей своего социального окружения.

Конформизм- пассивное восприятие целей и ценностей общества, к которому че­ловек принадлежит.

Человек личностью не рождается, он ею становится в процессе активной деятель­ности. Формирование личности происходит в процессе социализации.

Социализация- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социаль­ных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни. Личность, застывшая в своем формировании, - это деградирующая личность.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и вос­питания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все ок­ружение индивида: семья, соседи, сверстники в детсаде, школе, СМИ и т.д.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продол­жается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формиру­ет ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

В процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков со­циализации является отклоняющее (девиантное) поведение.Этим термином чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам откло­няющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно мо­жет быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консерва­тивное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отне­сены различные виды научного, технического и художественного творчества.