Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тезаурус методики обучения грамоте в концепции Л. Н. Толстого.



Л.Н.Толстой разработал педагогическую систему, которая может определяться как теория свободного образования, целиком относящаяся к области личностно развивающей парадигмы. Главным основанием в такой квалификации выступает ее абсолютная ориентация на субъектно-субъектный тип отношений, в котором все положения теории «идут» от ребенка, а не наоборот; от признания права ребенка-ученика быть личностью, полноправным субъектом своего учения. Именно в этом измерении Л.Н.Толстой обоснованно выделяет систему тех исходных теоретических положений-принципов, в которых может реализовываться свободное образование.

Второй отличительной характеристикой педагогической системы Л.Н.Толстого является органичная целостность ее исходных теоретических положений с практической составляющей, конкретными методическими разработками в области обучения грамоте. Как и большая «Азбука» (1872 г.), так и «Новая азбука» (1875 г.) отражали развитие Л.Н.Толстого как педагога-ученого и методиста, взгляды которого в свою очередь определялись собственной педагогической практикой в реальных условиях школьного обучения. Внешняя оригинальность и самобытность его педагогических взглядов, доходивших порой до парадоксальности заключений, опиралась на серьезное обоснование. За ней скрывалась огромная целенаправленная научно-исследовательская работа, позволившая в итоге основные идеи педагогической теории реализовать в адекватной им методической системе «Новой азбуки».

Так, центральные «критериумы» теории «свобода» (принцип саморазвития личности ребенка) и «опыт совместной деятельности» (принципы со-творчества и со-развития) выступили в качестве методологической основы для всех компонентов методики, определив ее общую направленность: отказ от позиции жесткого управления развитием личности ребенка обучением грамоте. В сущности, основной смысл методической системы Л.Н.Толстого заключался в том, что обучение грамоте, в первую очередь, первоначальному чтению подчинялось решению задачи выращивания в каждом ребенке разумной личности, в котором содержание обучения, как и вся деятельность учителя направлены на обогащение внутреннего мира ученика через поступательное осознание им собственной речевой деятельности.

На методологическом уровне, как показал проведенный анализ, со всей очевидностью обнаружилось стремление Л.Н.Толстого найти формулу максимальной интенсивности такого выращивания. С этой точки зрения в «Новой азбуке» нет ничего лишнего: во-первых, содержание обучения полностью сосредоточено на логике развертывания деятельности первоначального чтения как системы действий. Деятельность графического письма рассматривается отдельно на основе чтения, по существу, в системе раздельно параллельного обучения грамоте. Таким образом, удалось преодолеть существовавший в методике экстенсивный подход к чтению и письму в их совместном обучении. Во-вторых, знания даются тогда и в том объеме, в каком они необходимы для качественного овладения действиями первоначального чтения. Иначе говоря, логика развития деятельности определяет отбор содержания обучения, что обеспечивает его максимальную функциональность. Даже приведенных признаков достаточно для того, чтобы отнести методическую систему Л.Н.Толстого к методикам интенсивного типа.

Психолого-педагогические «критериумы» «среда совместного развития» (принцип созидания гармоничных отношений между педагогом и учащимися) и «чувство любви» (принцип реализации личностно образующей деятельности в учении) также получили свою адекватную реализацию в методике обучения грамоте. В ней со всей очевидностью обнаруживается важнейший параметр содержания обучения – его соотнесенность со средой целостного развития личности ученика, основным средством в которой используются речевые ЗУНы деятельности в письменной речи. Эти ЗУНы реально наполнены функцией средства развития, так как сами развиваются согласно общей логике среды развития личности ученика. Но главным показателем их развивающей направленности оказывается то, что не они выступают самоцелью содержания обучения, а реализуемая в них личностно образующая деятельность, создающая особую академическую среду коэволюционного развития - становления в каждом ребенке личности как заинтересованного и творческого соучастника учения, а не просто его внешнего наблюдателя.

Основными характеристиками этой среды в методической системе Л.Н.Толстого являются:

· во-первых, это безоговорочный приоритет здоровьесберегающей направленности обучения, которое полностью подчинено достижению успешного учения и, таким образом, становлению успешной (получающей признание своего достоинства) личности в каждом ученике;

· во-вторых, это придание обучению личностного смысла, в котором само образование (потребность в нем) переводится в плоскость главной ценности (жизненного смысла) для каждого ученика;

· в-третьих, это культурно ориентированный характер обучения, опирающегося на традицию российской культуры, позволяющей личности ученика идентифицировать себя с этносом, страной и в целом с человечеством;

· в-четвертых, это реализация деятельностного характера обучения, интегрирующего в себе полифункциональные, когнетивные и креативные компоненты развития полноценной личности ученика.

Таким образом, выделенные характеристики предложенного Л.Н.Толстым содержания обучения грамоте позволяют с полным основанием квалифицировать его методическую систему как методику развития.

Собственно методические (лингводидактические) положения теории Л.Н.Толстого «родная речь» (принцип развивающейся речевой деятельности) и «свободный речедеятель» (принцип рождения в ученике личности с разумным сознанием) были материализованы в «Новой азбуке» двумя способами.

1. В исполнительной части обучения - «правильной постепенностью» в усложнении дидактического материала, обусловленного особенностями развития первичного навыка осознанного чтения. На стратегическом уровне способ обеспечивал учащимся поэтапное движение от простого и легкого к сложному и трудному. На тактическом уровне в рамках разделов - схему «слоги (слова) – подборки слов – предложения – тексты».

2. В ориентировочной части обучения – «свободный выбор» способа чтения учеником и метода обучения учителем. Тем не менее в полном объеме реализовать «свободный выбор» все же не удалось. С одной стороны, в методических комментариях к «Новой азбуке» Л.Н.Толстой представил только слуховой способ обучения («Как учить по слуховому способу»). С другой стороны, и на страницах самой «Новой азбуки» не отразилось то содержание, которое действительно давало бы возможность ученику выбирать для себя способ чтения.

Таким образом, если содержание исполнительной части методической системы в целом соответствовало исходным положениям теории, то ориентировочная нет: ученик не мог осуществлять осознанный и, следовательно, свободный выбор собственной деятельности в учении. Кроме того, в содержании обучения технике чтению не обеспечивалось и осознание учеником действий с формой слова в созидании собственного понимания его смысла. С этой точки зрения обучение первоначальному чтению не может квалифицироваться как полная методическая система.

Несмотря на свои слабые стороны, разработанная Л.Н.Толстым методика обучения грамоте оказалась принципиально новой моделью, которая, хотя и представляла собой неполную версию, но в целом была методической системой интенсивно-развивающего типа. Она, безусловно, знаменовала собой первый опыт отечественной букваристики в области личностно развивающего образования.

Семинарское занятие:

Личностно развивающие модели обучения грамоте в азбуках Л.Н.Толстого.

План: 1. Какую позицию занимал Л.Н.Толстой в выборе метода обучения грамоте?

2. Какова функция метода персонифицированного обучения?

3. Каким образом был реализован деятельностный подход в программе обучения чтению Азбуки (1872 г.)?

4. Как должны были формироваться действия в разделе «Изображение букв. Азбука с картинками»?

5. Каким образом обучающиеся осваивали слоги в разделе «Склады»?

6. На основе какого механизма чтения формировались умения соединять буквы в слоги и разлагать слоги на буквы?

7. Чем отличается содержание обучения, предложенного в разделе «Упражнения в произношении»?

8. По каким правилам, по определению Л.Н.Толстого, должен перерабатываться «язык Азбук»?

9. Каким образом построено содержание обучения подготовительного периода в «Новой азбуке»?

10. На основе какого принципа построено содержание обучения технике чтения в «Новой азбуке»?

11. Какие этапы развертывания деятельности чтения предложил Л.Н.Толстой?

12. Как реализуется в «Новой азбуке» принцип постепенного усложнения дидактического материала?