Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ВОЗРАТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ



1. Биоритмы различных систем организма в возрастном аспекте.

2. Режим и качество воспитания детей и подростков.

3. Внутриутробное развитие ребенка. Особенности полового созревания.

4. Здоровье человека и методы его укрепления

5. Профилактика вредных привычек.

6. Типы высшей нервной деятельности и поведенческие реакции.

7. Возрастная периодизация.

8. Типы ВНД, их пластичность. Учет типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к учащимся.

9. Нейро-физиологические механизмы сна и бодрствования.

10. Морфофункциональные особенности нервной и эндокринной систем у детей.

11. Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека .

12. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем

13. Гигиена слуха и зрения у детей

14. Центральная нервная система: головной мозг, спинной мозг, ствол мозга, кора больших полушарий. Периферическая нервная система (соматическая, вегетативная). Нейрон, его строение и свойства.

15. Понятие о раздражении, раздражителях, возбудимости, возбуждении и торможении. Возрастные изменения свойств нервных волокон в связи с их миелинезацией. Связь между нейронами.

16. Синапсы. Нервный центр и его свойства. Рефлекс, рефлекторная дуга, ее звенья, обратные связи.

17. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

18. Иррадиация, индукция, их особенности у детей.

19. Учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение отделов центральной нервной системы и вегетативной нервной системы.

20. Значение обратной афферентации. Строение коры головного мозга. Локализация функций.

21. Железы внутренней секреции. Строение, физиология. Гормоны.

22. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.

23. Роль желез внутренней секреции в формировании поведенческих реакций детей.

24. Строение и функции щитовидной и зобной желез, надпочечников и поджелудочной железы.

25. Половые железы. Их роль в процессах роста, развития организма.

26. Влияние шума, переохлаждения и инфекций на слух детей и профилактика этих нарушений и отита.

27. Примеры развития слуха у детей (в том числе музыкального) в играх и на занятиях

28. Возрастные особенности зрительного анализатора у детей.

29. Нарушение зрения у детей, их причина и профилактика .

30. Гигиенические требования к освещению (естественному и искусственному) в детском образовательном учреждении.

31. Гигиенические требования к просмотру детьми видеофильмов и телепередач, работе с компьютером.

32. Борьба с курением, алкоголизмом, наркоманией

33. Сексуальное здоровья планирование семьи, применение методов контрацепции

34. Венерические болезни, их профилактика

35. СПИД – Чума 21 века

36. Значение физической культуры для укрепление здоровья учащихся

37. Применение массажа для укрепление здоровья

38. Система закаливания организма П.К.Иванова

39. Физическая культура и здоровье

40. Меры борьбы с курением алкоголизмом

 

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

 

1 Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга и динамический стереотип

2 Две сигнальные системы действительности человека, значение

3 Формирование второй сигнальной системы действительности в онтогенезе

4 Физиологические основы речи, развитие речи

5 Типы высшей нервной деятельности (ВНД). Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Соотношение типов ВНД с особенностями темперамента и характера.

6 Физиологические механизмы эмоций и развитие в постнатальном онтогенезе

7 Физиологические механизмы мотиваций, значение

8 Физиологические механизмы памяти

9 ВНД под влиянием различных факторов. Стресс, механизм

10 Зрительный анализатор. Функциональное значение. Возможные нарушения. Возрастные особенности.

11 Слуховой анализатор. Функциональное значение. Возрастные особенности.

12 Половое развитие детей и подростков. Половое воспитание.

13 Утомление и переутомление у детей различного возраста, его предупреждение

14 Биоритмы, их роль, виды. Дисинхроз.

15 Физиологические механизмы сна и сновидений.

16 Развитие двигательной активности и координации движений

17 Понятие о микроклимате, воздушно-тепловой режим учебных помещений. Воздушный куб, кратность воздухообмена

18 Естественное и искусственное освещение учебных помещений, его значение

19 Наркомания, алкоголизм, токсикомания, профилактика

20 Понятие о школьной зрелости.

 

 

ТЕСТЫ по ВФШГ

 

1. Закончите предложение, выбрав правильный ответ: «Физиология – это наука о…

А) функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности.

В) строении организма и отдельных его частей;

С) жизнедеятельности организма и его отдельных частей;

Д) функциях организма;

Е) взаимодействии организма с окружающей средой.

2. Закончите предложение выбрав правильный ответ: «Гемостаз нужен для:

А) поддержания оптимальных условий существования клеток в организме;

В) свободной и независимой жизни;

С) уравновешивания отношений организма с внешней средой;

Д) лимфы;

Е) межтканевой жидкости.

3. Основоположник русской физиологии.

А) К. Бернар

В)Аристотеля

С) И.П. Павлова

Д) И.М. Сеченов

Е)И.П. Павлова и Аристотель

4. Что такое возрастная физиология?

А) изучает закономерности жизненных процессов, свойственных всем живым организмам (термодинамические основы обмена веществ и энергии, природу раздражимости и движения, электрохимические проявления жизнедеятельности клетки, сущность роста и старения).

В)изучает приспособительные изменения процессов и функций в связи с условиями жизни.

С)изучает особенности физиологических процессов и функций, связанных с той или иной продуктивностью животных: физиология лактации, откорма и т.д.

Д)нет правильного ответа

Е) наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах в них протекающих, и механизмах их регуляции на ранних этапах индивидуального развития (онтогенеза)

5. Физиология как наука возникла ….

А) ХVΙΙ столетии.

В)ХΙΙ столетии.

С)ХVΙ столетии.

Д)ХV столетии.

Е)ХΙ столетии.

6. Кем были сформулированы первоначальные сведения о функциях человека и животных и в какое время?

А) только Гиппократом (460-377гг. до н.э.)

В)врачами и мыслителями Древней Греции – Гиппократом (460-377гг. до н.э.), Аристотелем (384-332гг. до н. э.) и Древнего Рима – Галеном (171-200 гг).

С)только Аристотелем (384-332гг. до н. э.)

Д)только Галеном (171-200 гг).

Е)Гарвеем совместно с Галеном (171-200 гг).

7. В каком году английский врач Вильям Гарвей опубликовал капитальный труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

А) в 1627

В)в 1628г

С)в 1626г

Д)в 1625г

Е)в 1629г

 

8. Первое полноценное руководство по физиологии на латинском языке в 8 томах «Elementa physiologia corporis humani» было написано...

А) Галленом (1578-1657)

В)А. Фон Галлером в 1757 – 1766гг.

С)Аристотелем (1578-1657)

Д)Аристотелем и Р. Гуком

Е)Р. Гуком

 

9. Отцом русской физиологии по праву считают?

А) И.М. Сеченова

В)И.П. Павлова и И.М. Сеченова

С)Аристотеля

Д)К Бернара

Е)И.П. Павлова

 

10.Расставьте по порядку этапы саморегуляции организма.

А)обратная связь

В)отклонение параметра от заданного уровня.

С)сигнал из управляющей системы к исполнительным органам;

Д)сигнал от рецептора в центр ( к управляющей системе);

Е)устранение отклонения исполнительной системой.

 

11. Закончите предложение, выбрав правильный ответ: «Обычно нейрон имеет…»

А)много аксонов и много дендритов;

В)много аксонов и один дендрит;

С)один аксон и один дендрит;

Д)Обычно нейрон имеет один аксон и много дендритов.

Е)один аксон и много дендритов.

 

12. В каком отделе мозга находятся центры первичных зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов? (Выберите правильный ответ).

А) в мозжечке;

В) в среднем мозге;

С) в таламусе;

Д) в мосте;

Е) в гипоталамусе.

13. Белое вещество больших полушарий образовано (выберите правильный ответ):

А) проекционными, ассоциативными и комиссуральными волокнами;

В) аксонами чувствительных клеток;

С) аксонами двигательных клеток.

Д) восходящими и нисходящими путями;

Е) нет правильного ответа.

14. Развитие организма включает: 3 основных фактора

А) рост, дифференцировку органов и тканей, и формообразование

В) созревание рост и стимуляция

С) рост, размножение, созревание

Д) рост, формообразование, размножение

Е) рост, размножение, формирование

 

15. Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендована схема возрастной периодизации, принятой в Москве, 1965 году согласно этой периодизации выделяют следующие периоды:

А)Ι- новорожденный- 1 -10 дней; ΙΙ – грудной возраст – 10 дней -1 год; ΙΙΙ- ранее детство- 1-3 года; ΙV- первое детство – 4-7 лет; V- второе детство – 8-12 лет мальчики,8-11 лет девочки; VΙ- подростковый возраст- 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки. VΙΙ- юношеский возраст – 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки;

В)Ι- новорожденный- 1 -10 дней; ΙΙ – грудной возраст – 10 дней -1 год; ΙΙΙ- ранее детство- 1-3 года;

С)Ι- новорожденный- 1 -10 дней; ΙΙ – грудной возраст – 10 дней -1 год; ΙΙΙ- ранее детство- 1-3 года; ΙV- первое детство – 4-7 лет; V- второе детство – 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;

Д) Ι- новорожденный- 1 -10 дней; ΙΙ – грудной возраст – 10 дней -1 год; ΙΙΙ- ранее детство- 1-3 года; ΙV- первое детство – 4-7 лет;

Е) Ι- новорожденный- 1 -10 дней; ΙΙ – грудной возраст – 10 дней -1 год.

 

16. Железы внутренней секреции выделяют:

А) не выделяют ничего;

В)секрет;

С) слизь;

Д)экскрет;

Е) особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей.

 

 

17. К какому типу желез относятся поджелудочная и половые железы:

А)Нет правильного ответа;

В) смешанным

С) правым смешанным

Д) к левым и правым угольным

Е) смешанным

 

18. Что такое гормоны?

А)специфические активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции (от греч human – возбуждать), обладающие высокой биологической активностью.

В)вещество

С)соль

Д)карбонаты

Е)Нет правильного ответа

 

19. Основателем физиологии как науки считают:

А)Р. Декарта.

В)В. Гарвея.

С)И.М. Сеченова.

Д)И.П. Павлова.

Е)Н.У. Базанову.

 

20. С чьим именем связано возникновение физиологии как самостоятельной экспериментальной науки?

А)с именем английского врача Вильяма Гарвея (1578-1657)

В)с именем Аристотеля(1578-1657)

С)с именем Гарвея (1578-1657)

Д)с именем Авиценны (1578-1657)

Е)с именем Галена (1578-1657)

 

21. К железам внутренней секреции относятся:

А)только гипофиз, эпифиз,

В)только паращитовидную

С)только зобную

Д)только поджелудочную

Е) гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые, паращитовидные (или околощитовидные) железы, вилочковая (зобная) железа.

 

 

22. Состояние, возникающее при действии неблагоприятных факторов и ведущее к усилению секреции АКТГ и глюкокортикоидов, обозначается как:

А)стресс

В)болезнь Аддисона

С)гипертиреоз

Д)гигантизм

Е)Базедова болезнь

 

23. Прекращение продуцирования глюкокортикоидов при стрессе происходит в фазу:

А)резистентности

В) адаптации

С)истощения

Д)тревоги

Е)привыкания

 

24. В каком году и где была принята классификация периодов роста и развития и их возрастных границ.

А)в Москве, 1965

В)в Ленинграде, 1965

С)в Москве, 1966

Д)в Омске, 1965

Е)в Москве, 1964

 

25. Гипофункция щитовидной железы вызывает:

А)болезнь Базедова

В)тетанию

С)микседему

Д)болезнь Аддисона

Е)диабет

 

26. Лютеинотропный гормон усиливает выделение:

А)прогестерона

В)тестостерона

С)окситоцина

Д)вазопрессина

Е) гонадотропина

 

27. Либерины:

А)ослабляют выделение тропных гормонов гипофиза

В)усиливают нейросекрецию гипоталамуса

С) усиливают выделение тропных гармонов гипофиза

 

Д)ослабляют нейросекрецию гипоталамуса

Е)стимулируют выделение релизинг гормонов

 

28. Статины:

А)ослабляют выделение тропных гармонов гипофиза

В)усиливают выделение тропных гармонов гипофиза

С)усиливают нейросекрецию гипоталамуса

Д)ослабляют нейросекрецию гипоталамуса

Е)стимулируют выделение релизинг гормонов

 

29. Сравнительное постоянство жизненно важных функций организма называется:

А)Гемостазом.

В)Гомеокинезом.

С)Адаптацией.

Д) Гомеостазом.

Е)Акклиматизацией.

 

30. Сравнительное постоянство внутренней среды организма называется:

А)Гемостазом.

В)Гомеостазом.

С)Гомеокинезом.

Д)Адаптацией.

Е)Акклиматизацией.

 

Тесты по ВФШГ

1.Выберите признак нездорового образа жизни.

A) активная жизненная позиция;

B) несбалансированное питание;

C) полноценный отдых;

D) регулярная двигательная активность;

E) занятия спортом

2. Что не является условием здорового образа жизни?

A) активная жизненная позиция;

B) полноценный отдых;

C) пассивность;

D) рациональное питание;

E) регулярная двигательная активность

3. Здоровый образ жизни - это

A) поведение и мышление человека, обеспечивающее ему укрепление здоровья;

B) систематические занятия спортом;

C) способность человека управлять своими эмоциями;

D) способность человека управлять своими двигательными действиями;

E) способность человека противостоять спиртным напиткам, табаку и т.д.

4. Состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях.

A) стресс;

B) психическое напряжение;

C) усталость;

D) тревога;

E) напряжение организма

5. Невосприимчивость организма к инфекциям, защитные функции организма.

A) защитная реакция;

B) иммунитет;

C) защитная реакция организма;

D) здоровье;

E) защитная функция организма

6. Объект изучения науки Анатомии.

A) растение;

B) животное;

C) человек;

D) органы человека;

E) организм человека

7. Здоровый образ жизни – это…

A) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье;

B) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья;

C) система жизнедеятельности человека, в которой главным является диетическое питание, отказ от курения и алкоголя;

D) систематическое выполнение физических упражнений;

E) способность человека управлять своими двигательными действиями

8. По мнению специалистов, здоровье человека на 50 % зависит от …

A) экологических факторов;

B) наследственности;

C) образа жизни;

D) регулярного посещения врачей;

E) питания

9.При малоподвижном образе жизни…

A) улучшаются умственные способности;

B) повышается работоспособность;

C) замедляется процесс старения;

D) развивается слабость сердечной мышцы;

E) усиливается процесс старения

10.Пассивный курильщик – это человек…

A) желающий бросить курить;

B) выкуривающий одну сигарету натощак;

C) выкуривающий две сигареты в день;

D) находящийся в одном помещении с курящим;

E) выкуривающий сигарету после алкоголя

11. Что такое закаливание?

A) купание в холодной воде и хождение босиком;

B) обтирание снегом по утрам;

C) укрепление здоровья посредством купания в проруби;

D) постепенное повышение устойчивости (адаптация) организма человека к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды;

E) сочетание солнечных и воздушных ванн с подвижными играми

12.Укажите принципы закаливания:

A) комплексности, систематичности, постепенности и оптимальности дозирования процедур;

B) принцип ударного воздействия;

C) принцип активности и самостоятельности;

D) принцип внезапности воздействия;

E) принцип внезапности и активности

13.Укажите последовательность процедур при общем закаливании водой по возрастающей:

A) обливание, купание, обтирание;

B) купание, обтирание, обливание;

C) обтирание, обливание, купание;

D) обтирание, купание, обливание;

E) купание, обливание, обтирание

14.К основным средствам закаливания относятся…

A) сауна и холодный душ;

B) роса, дождь и снег;

C) русская баня и прорубь;

D) солнце, воздух и вода;

E) прорубь, дождь и снег.

15.Суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости и др.)

A) здоровье;

B) самочувствие;

C) психическое состояние;

D) состояние организма;

E) физическое состояние организма

16.Физическое и психическое состояние организма человека, при котором он обладает высокой работоспособностью

A) здоровье;

B) самочувствие;

C) общее состояние организма;

D) состояние, способствующее работоспособности;

E) нормальное состояние организма

17.Набор продуктов, удовлетворяющий потребности в энергии и жизненноважных вещах.

A) диета;

B) рацион;

C) разнообразное питание;

D) питание;

E) строгая диета

18. Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором:

A) человек бодр и жизнерадостен;

B) легко переносятся неблагоприятные климатические и отрицательные экологические условия;

C) человек обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;

D) долго восстанавливается после физических и психических нагрузок;

E) варианты A, B, C

19. Какой рекомендацией не стоит руководствоваться при организации индивидуальных занятий с закаливающими процедурами?

A) когда принимаются солнечные ванны, надо использовать головной убор;

B) не рекомендуется тренироваться при интенсивном солнечном излучении;

C) после занятия надо принять холодный душ;

D) чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия;

E) все выше перечисленное

20.Личная профилактика направлена на:

А) механизм развития заболеваний или на факторы риска;

В) предупреждение прогрессирования имеющегося заболевания;

С) предупреждение нарушений систем организма человека при несоблюдении им правил здорового образа жизни;

Д) предупреждение обострения хронического заболевания;

Е) оздоровление окружающей среды.

21.Гигиена – это наука о:

А - механизмах развития болезни при действии факторов природной среды

В - практическом использовании санитарных норм и правил

С - обществе и государственных мерах его устройства

Д - патологических состояниях организма при действии техногенной окружающей среды

Е-сохранении и укреплении общественного и индивидуального здоровья путем проведения профилактических мероприятий.

22. Санитария – это:

А - наука о механизмах развития болезней при действии факторов окружающей техногенной среды

В - практическое использование разработанных гигиенических научных нормативов, санитарных правил и рекомендаций.

С - наука о прогнозируемом состоянии здоровья населения в различных гигиенических условиях

Д - разработка и внедрение правил здорового образа жизни в обществе

Е - предупреждение развития инфекционных заболеваний среди населения

23. Личная профилактика направлена на:

А - механизм развития заболеваний или на факторы риска

В - предупреждение прогрессирования имеющегося заболевания

С- предупреждение нарушений систем организма человека при несоблюдении им правил здорового образа жизни.

Д - предупреждение обострения хронического заболевания

Е - оздоровление окружающей среды

24. Один из основных путей сохранения и укрепления здоровья людей (достижение основной цели гигиены):

А - соблюдение гигиенических норм и правил в лечебных учреждениях

В - соблюдение правил здорового образа жизни

С -охрана и оздоровление окружающей среды.

Д - охрана труда и соблюдение техники безопасности на производстве

Е - общегосударственные мероприятия по охране материнства и детства

 

25. Основная цель гигиены как науки:

А - повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды

В - предупреждения возникновения инфекционных болезней

С - охрана и оздоровление окружающей среды

Д - сохранение и укрепление здоровья людей.

Е - охрана и оздоровление окружающей среды

 

26. Один из основных путей сохранения и укрепления здоровья людей (достижения основной цели гигиены):

А - общегосударственные мероприятия по охране материнства и детства

В - соблюдение гигиенических норм и правил в лечебных учреждениях

С - охрана труда и соблюдение техники безопасности на производстве

Д - соблюдение правил здорового образа жизни

Е - сохранение и повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

 

27. Одна из основных задач гигиенической науки:

А - изучение технологических процессов вредных производств и их оптимизация

В - разработка мероприятий по изоляции организма человека от вредных факторов окружающей среды

С - изучение демографической ситуации и народонаселения в странах с различным социальным уровнем

Д - изучение патогенеза заболеваний населения в районах экологического бедствия

Е - изучение закономерностей влияния факторов окружающей среды на организм.

 

28. Ученый-основоположник гигиены как самостоятельной науки:

А - А.П. Доброславин

В - Ф.Ф. Эрисман

С - И.М. Сеченов

Д -М. Петтенкофер.

Е - И.П. Пирогов

 

29. Один из основных законов гигиены:

А - возникновение патологического процесса связано с переходом количества в качество

В - нарушения здоровья всегда связаны с изменениями в окружающей природной среде

С - развитие заболевания зависит только от степени сопротивляемости организма

Д - загрязненная окружающая среда благоприятно влияет на здоровье населения

Е - нарушения здоровья человека возникают при наличии трех причин: источника вредности, фактора ее передачи и восприимчивого организма.

30. Какие формы санитарного надзора используются в гигиене?

А – плановый

В – внеплановый

С – текущий.

Д – периодичный

Е – углубленный