Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Убеждения му‘тазилитов о мусульманине, совершившем тяжкий грех.



 

Мнение му’тазилитов в мирской жизни о грешнике, совершившем тяжкий грех

Му‘тазилиты убеждены в том, что совершивший тяжкий грех занимает промежуточную степень между верующим и неверующим: его не называют ни верующим, ни неверующим.

 

Аль-Кады Абдуль-Джаббар, один из виднейших муатазилитских имамов, написал: «Совершивший тяжкий грех имеет срединное название и положение, его не называют ни неверующим, ни верующим, однако его называ.т: „нечестивцем“. Также его положение не такое, как у неверующего или у верующего, нет, к нему применяют нечто третье». [См. («Шарх усуль аль-хамса», С. 697)].

 

Итак, согласно убеждению му’тазилитов, они лишают совершившего тяжкий грех таких названий как «верующий» и «мусульманин», также и не называют его «неверным». Напротив они говорят: «Он занимает степень между верой и неверием», и называют его «нечестивцем». Это краткое рассмотрение убеждений му‘тазилитов относительно названия того, кто совершает тяжкие грехи.

Что касается положений взаимоотношений с таким человеком
в мирской жизни, то упомянутые слова аль-Кадыя Абдуль-Джаббара указывают на то, что они применяют к нему положение нечестивых мусульман, он сказал: «Его положение не такое, как у неверующего или верующего, нет, к нему применяют нечто третье».

Это подтверждают следующие слова Шейхуль-ислама (РахимахуЛлах) об их учении: «Му‘тазилиты согласны с хариджитами относительно положения тех, кто совершал тяжкие грехи, в Последней жизни, а не в мирской, они не считали дозволенными в отношении их крови и имущества те действия, которые дозволяли хариджиты».*

 

*[Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава», Т. 13. С. 38). Шейхуль-ислам (РахимахуЛлах) разъясняя мнение людей относительно положения того, кто совершал тяжкие грехи, написал: «Му‘тазилиты полностью отрицают то, что такого человека можно назвать верующим или мусульманином. Они говорят: „У него нет ничего из веры и Ислама“, а также говорят: „Мы считаем, что он находится между двумя степенями“» (См. «Маджму‘ аль-фатава», Т. 7. С. 257). Также он написал: «Му‘тазилиты приравняли грешников и лицемеров в их суждении в ближнем мире и в Последней жизни» (См. «Маджму‘ аль-фатава», Т. 7. С. 424). Так известно, что к лицемерам, внешне демонстрирующим соблюдение Ислама, в мирской жизни применяются положения мусульман, однако в жизни Последней они будут вечно пребывать в адском Огне. Слова шейхуль-ислама служат одним из самых тонких описаний учения му’тазилитов в отношении совершившего тяжкий грех. Это объясняется тем, что когда они посчитали его мусульманином в этой жизни, и причислили его касательно Последней жизни к неверующим, вечным обитателям Ада, это стало полностью подобным положению лицемеров в ближнем мире и в Последней жизни].

 

Мнение му’тазилитов о положении в Последней жизни грешника, совершившего тяжкий грех

Му‘тазилиты убеждены в том, что если совершающий тяжкие грехи умрёт прежде, чем раскается в них, то в таком случае в день Предстояния его навечно поместят в адский Огонь вместе с неверующими, как передали это от них учёные-исследователи.

 

Абу аль-Музаффар аль-Исфираийни /, говоря об их взглядах, написал: «Согласно одному из позорных согласованных среди них мнений, мусульманин-нечестивец занимает промежуточную степень, он не является ни верующим, ни неверующим. Если он уйдёт из мирской жизни прежде, чем раскается, то будет вечно пребывать в адском Огне вместе с неверующими, и не может быть так, чтобы Всевышний Аллах простил или помиловал его». [См. («Ат-Табсыр фи ад-Дин», С. 65)].

 

Основываясь на этом, му‘тазилиты отрицают заступничество за мусульман, которые совершали тяжкие грехи.

Шейхуль-ислам , сообщая об их учении, написал: «Они отрицают заступничество Пророка (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) за тех из его общины, кто совершал тяжкие грехи, как отрицают и выход кого-либо из адского Огня после того, как он вошёл в него». [Ибн Таймийя («Шарх хадис Джибриль», С. 327, 328)].

Му’тазилиты в общем едины с хариджитами относительно положения в Последней жизни совершавшего тяжкие грехи, однако они разделились между собой относительно суждения о грешниках в ближнем мире. В вопросе «где окажется мусульманин, совершивший тяжкий грех?» обе эти секты имеют как одинаковые, так и разные взгляды в соответствии с подробностями их убеждений.

 

Можно выделить следующие стороны согласия и расхождения между ними:

 

Стороны согласия:

1) Совершивший тяжкий грех отступает от веры.

2) Совершивший тяжкий грех будет вечно находиться в адском Огне и никогда не выйдет из него.

3) Все они отрицают заступничество Пророка (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) за мусульман, которые совершили тяжкие грехи.

 

Стороны расхождения касаются следующего:

1) Суждение в мирской жизни о мусульманине, совершившем тяжкие грехи: хариджиты считают его неверующим, а му‘тазилиты считают, что он занимает срединную степень между верующим и неверующим.

2) Названия такого человека: хариджиты называют его неверующим, а му‘тазилиты — нечестивцем.

3) Как к мусульманину, совершившему тяжкие грехи относятся
в мирской жизни: хариджиты применяют к нему положения неверующих, а му’тазилиты — положения мусульманина.

4) Относительно вида его наказания в Последней жизни: хариджиты говорят: «Его подвергнут мучениям неверующих», а му’тазилиты утверждают, что его наказание будет меньше этого.

Основа, на которой му’тазилиты построили своё учение и своё отношение к текстам Корана и Сунны, где содержится обещание о награде или наказании.

 

Основа сомнения му’тазилитов, на которой они основали своё учение «суждение о совершившем тяжкий грех», аналогично той, что и у хариджитов в данном вопросе. Это объясняется тем, что все они считают веру иман одним целым: если исчезает часть её, то она прекращает существовать полностью, причём один человек не может одновременно заслуживать награду и наказание, и он либо будет вознаграждён, либо будет наказан. Они также полагают, что Аллах непременно накажет того, кому Он обещал наказание. Это уже разъяснялось подробно в теме о сомнениях хариджитов, поэтому нет нужды повторять это снова.

Однако здесь уместно упомянуть о том, что му’тазилиты придают слишком большое значение вопросу о «награде и наказании в Судный день», который в свою очередь служит одним из пяти основополагающих столпов их убеждений. Их точка зрения о «вечном наказании мусульман, совершивших тяжкие грехи» возвращается к данной основе.

Их взгляды относительно обещаний о награде и о наказании, заключаются в том, что если Всевышний Аллах обещал кому-то из Своих рабов награду, или же обещал кому-то наказание, то не допустимо, чтобы Аллах не выполнил Своего обещания. Он не может оставить без награды покорного мусульманина, вопреки Своему обещанию, или не подвергнуть грешников наказанию. Они полагают, что если Аллах не выполнит Своего обещания или Свою угрозу, то это представляет собой нарушение обещанного и ложь, и конечно Аллах Пречист и превыше этого.