Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Убеждение мурджиитов о мусульманине, совершившем тяжкий грех.



 

Мнение мурджиитов в мирской жизни о грешнике, совершившем тяжкий грех

Мурджииты убеждены в том, что каждый, кто совершил тяжкий грех, является верующим с полной верой, это основывается на их главном убеждении, согласно которому деяния не входят в состав веры, как уже разъяснялось выше.

Учёные передали от мурджиитов такое учение о положении грешников из числа мусульман, а также то, как они называют их:

Ибн Хазм написал: «Среди людей имеются разногласия относительно того, как следует называть грешника из последователей нашей религии. Мурджииты сказали: Такой человек — верующий с полной верой, даже если он никогда не совершал благих поступков и никогда не удерживался от плохого». [Ибн Хазм («аль-Фисаль», Т. 273)].

 

Шейхуль-ислам, разъясняя учения людей о грешнике, написал: «Мурджииты, джахмиты из их числа и другие сказали: Он — верующий с полной верой». [Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава», Т. 7. С. 354)].

 

Основываясь на данной точке зрения мурджииты категорично заявили о том, что все мусульмане являются полноценными верующими, а все их местности — «странами имана», на этом они построили свои остальные положения.

 

Аль-Аш‘ари написал: «Все мурджииты единодушны в том, что каждая страна является страной имана, а её жители — верующие, кроме тех, кто проявил противоположность вере». [Абу аль-Хасан аль-Ашари́ «Макалят аль-ислямийин», Т. 1. С. 225].

 

Мнение мурджиитов в Последней жизни о грешнике, совершившем тяжкий грех

Учёные-исследователи исламской доксографии (в области течений и сект) передали мнение мурджиитов о тех, кто совершил тяжкий грех, а также их убеждение о том, что эти грешники изначально будут в Раю и ни один из них не войдёт в адский Огонь, несмотря на все его грехи
и ослушания.

 

Аль-Мальтый (РахимахуЛлах) передал слова одного из них: «Кто сказал: „Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха“ (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) считал запретным всё запрещённое Аллахом, и считал дозволенным всё дозволенное Аллахом, тот войдёт в Рай после смерти, даже если он совершал прелюбодеяние, воровал, убивал, пил вино, клеветал на целомудренных людей, оставлял пятикратную молитву, закят и пост. Если он подтверждал запретность и обязательность этого, но откладывал покаяние, то не навредит ему совершение тяжких грехов и мерзостей, и невыполнение предписаний». [См. «Ат-Танбих ва ар-рад аля ахль аль-ахва ва аль-бида‘», С. 57].

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя (РахимахуЛлах) передал: «Что мнение о вхождении в Рай тех, кто совершал тяжкие грехи, и о том, что они не войдут в адский Огонь, является мнением крайних мурджиитов». [Ибн Таймийя «Маджму' аль-Фатава», Т. 7. С. 181].

 

Ранее уже упоминалось о том, что мурджииты разделяются на три группы: джахмиты, это крайние их представители, карамиты и мурджииты фукаха.

Именно упомянутого выше мнения придерживаются джахмиты.

Что касается карамитов, то, как видно из слов шейхуль-ислама, в которых он описывает их учение, они также считают, что совершившие тяжкие грехи войдут в Рай.

А вот мурджииты Фукаха согласны с приверженцами Сунны относительно того, что совершившие тяжкие грехи подвергаются обещанию о наказании, и, что Аллах накажет некоторых из них Огнём.

 

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (РахимахуЛлах) написал в своём объяснении противоречия мурджиитов фукаха в вопросе веры: «Это является самым лёгким нововведением, большинство таких разногласий касается лишь названия и фразы, а не шариатского положения. Факихи, которым приписывается данное мнение, например: Хаммад ибн Абу Сулейман, Абу Ханифа и другие, вместе с остальными приверженцами Сунны единогласны в том, что Аллах накажет Огнём тех, кто совершал тяжкие грехи, а затем выведет их из обители Ада по причине заступничества, как это передано в достоверных хадисах. Они также единодушны в том, что для наличия имана необходимо произнести слова веры языком, причём религиозные предписания обязательны, а если человек оставит их, то он заслуживает порицания и наказания». [Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава», Т. 13. С. 38, 39].

 

Кроме того, комментатор книги «ат-Тахавиййя» сообщил: «О согласии Абу Ханифы вместе с остальными имамами в том, что совершающий тяжкий грех не отступает от веры, а его положение (в Судный день) зависит от воли Аллаха: если Он пожелает, подвергнет наказаниям, а если пожелает — простит». [Ибн Абуль-Изз «Шарх ат-тахавийя», С. 462].

 

Ибн Абу аль-Изз (РахимахуЛлах) написал: «Последователи Сунны единодушны в том, что если человек признаёт [истинность исламской религии] сердцем и утверждает языком, но не выполняет [предписанные] деяния телом, он ослушивается Аллаха и Его Посланника (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), и заслуживает осуществления угрозы». [Ибн Абуль-Изз «Шарх ат-тахавийя», С. 463].

 

Основа, на которой мурджииты построили своё учение и своё отношение к текстам Корана и Сунны, где содержится обещание о награде или наказании.

Мурджииты наряду с остальными противоречащими [учению последователей Сунны] сектами в вопросе веры, такими как хариджиты и му’тазилиты, разделяют основу их сомнения, на которой они построили своё учение относительно тех, кто совершает тяжкие грехи.

 

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (РахимахуЛлах) написал: «Основа спора этих сект из числа хариджитов, мурджиитов, мутазилитов, джахмитов и других, в вопросе веры, заключается в том, что они посчитали веру одним целым: если исчезает какая-либо её часть, то она полностью прекращает своё существование. Если же присутствует какое-либо из ответвлений, то и она существует полностью. Они не говорили того, что при исчезновении одной её части, остаётся другая, как сказал Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям): «Выйдет из Огня тот, в чьём сердце была вера величиной с зёрнышко. [Этот хадис передали аль-Бухари 7510, Муслим 193, («Фатх аль-Бари», Т. 13. С. 473)].

Затем хариджиты и му‘тазилиты сказали:

„Все виды подчинения (поклонения) относятся к вере, и если исчезает что-либо из них и утрачивается одна часть веры, то исчезают
и все остальные». Таким образом, они утверждали, что совершивший тяжкий грех не имеет ничего из веры“.

В то же время мурджииты и джахмиты сказали: Вера является одним неделимым целым, и выражается либо только подтверждением сердцем, по мнению джахмитов, либо подтверждением сердцем и языком, по мнению мурджиитов. Они обосновывают это следующим: “Если мы включим деяния в состав веры, то они станут неотъемлемой её частью, и если их не будет, то не будет и части веры. Тогда станет обязательным сказать о неверии совершившего тяжкий грех, а это — точка зрения му’тазилитов и хариджитов». [Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава, Т. 7. С. 510)].

 

Таким образом, мурджииты подобны хариджитам в основе их сомнения: в утверждении о том, что вера представляет собой одно неделимое целое.

Затем они разошлись во мнениях относительно итога: ва’идиты посчитали, что вера исчезает полностью при исчезновении какой-либо её части, и обвинили в неверии грешников. Мурджииты же убеждены
в том, что вера остаётся полностью при наличии её основы, и утверждали, что грешники являются верующими с полной верой.

Кроме того, мурджииты, наряду с их согласием с остальными сектами в основе этого общего сомнения, ошиблись в некоторых других принципах, из которых вытекают их убеждения о положении того, кто совершает тяжкие грехи.

 

Шейхуль-ислам (РахимахуЛлах) написал: «Они ошиблись в двух принципах:

Первый: они считали веру только подтверждением и знанием, куда не входят деяния, состояние, движение, желание, любовь и страх в сердце. Это — одно из самых больших неправильных мнений мурджиитов.

Второй: они полагали, что каждый, кого Законодатель назвал неверующим, вечно пребывающим в адском Огне, непременно занимает такое положение, потому что в его сердце не было ничего из знания и подтверждения». [Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава», Т. 7. С. 190, 191)].

 

 

Именно из этих двух принципов возникли убеждения мурджиитов о мусульманине, совершившем тяжкий грех:

Во-первых, они назвали такого грешника верующим с полной верой. Причиной этого является их предположение о том, что вера представляет собой всего лишь признание [исламской религии], а деяния тела относятся к подчинению, в то время как грехи абсолютно не вредят вере, поскольку не входят в неё.

Во-вторых, они посчитали, что такой грешник будет находиться
в Раю, по мнению большинства из них. Причиной этого является их предположения о том, что наказанию подвергнутся только те грешники, в сердцах которых не присутствовало подтверждение [истинности пророчества]. Таким образом, мурджиты учитывая положение грешников из числа мусульман, узнали, что те не занимают эту степень, а признают истинным то, с чем пришёл Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому мурджииты говорят: «Значит, такие мусульмане из обитателей Рая».

Что касается позиции мурджитов к текстам, в которых содержатся обещания о награде или наказании, то они считают, что эти обещания будут исполнены.

Но вместе с этим они говорят: «Тексты Корана и Сунны “обещания о награде [в Раю]” касаются многих, кто совершал тяжкие грехи. Следовательно, все они — обитатели Рая,а тексты “обещания о наказании [в Геенне]” касаются только неверующих. Исходя из этого адским мучениям подвергнутся, лишь неверующие. В результате их мнение в вопросе “обещаний о награде и о наказании” соответствует их убеждениям о мусульманине, совершившем тяжкий грех». [Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава», Т. 12. С. 481)].

 

Поэтому, шейхуль-ислам /, после того, как упомянул взгляды хариджитов и мурджиитов относительно обещаний о наказании и награде, написал: «Каждая из групп вернулась к своей порочной основе». [Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава», Т. 12. С. 481)].