Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Убеждение последователей Сунны о мусульманине, совершившем тяжкий грех.



 

Мнение последователей Сунны о грешнике, совершившем тяжкий грех, в мирской жизни

Последователи Сунны убеждены в том, что совершивший тяжкий грех мусульманин является нечестивецем фасик, он не выходит из исламской религии за своё ослушание и не является верующим с полной верой. Напротив, он верующий благодаря своей вере и нечестивец из-за совершённого им тяжкого греха.

 

Имам ат-Тахави (РахимахуЛлах) описывая убеждения последователей Сунны, написал: «Мы не обвиняем в неверии ни одного из молящихся в сторону Киблы мусульман за совершённый им грех, только если он не станет считать его дозволенным. Также мы не говорим: Грех не вредит тому, кто его совершает, при наличии веры». [Ибн аль-Изз («аль-Акида ат-тахавийя», С. 432)].

 

Ибн Абу Зейд аль-Кайравани (РахимахуЛлах) написал: «Никто из мусульман не становится неверующим за совершенный им грех». [См. («Мукаддимат Ибн Абу Зейд аль-Кайравани», С. 60)].

 

Ибн Батта (РахимахуЛлах) написал: «Учёные достигли консенсуса, и нет между ними разногласий в том, что никто из молящихся в сторону Киблы людей не становится неверным по причине греха. Мы не выводим его из Ислама за ослушания, мы надеемся на спасение для благочестивого и боимся наказания для грешника». [См. («аш-Шарх ва аль-ибана», С. 265)].

 

Из этих высказываний и других слов учёных Сунны, которые сложно сосчитать, выясняется согласие последователей Сунны в том, что совершивший тяжкий грех является мусульманином-нечестивцем и не становится неверующим по причине своего ослушания, но и не достигает степени абсолютной веры.

Опираясь на это, согласно убеждению последователей Сунны, такой грешник подобен остальным мусульманам в вопросе неприкосновенности крови, имущества, и всех видов взаимоотношений и положений.

 

Аль-Фудайль ибн ‘Ияд (РахимахуЛлах) написал: «Я слышал, как Суфьян ас-Саури сказал: Кто совершает пятикратную молитву в направлении Киблы, того мы считаем верующим. Для нас люди являются верующими за признание Ислама, за соблюдение исламских законов в отношении наследования, бракосочетания, шариатских наказаний, за выполнение по Шариату жертвоприношений и обрядов. Вместе с этим у них есть грехи и проступки, и Аллах рассчитает их, если Он пожелает, накажет их, а если пожелает — простит. Мы не знаем, каково их положение у Всемогущего и Великого Аллаха». [Это высказывание привёл Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», Т. 1 С. 377].

 

После того, как последователи Сунны пришли к единому мнению о положении мусульманина, совершающего тяжкие грехи, и о взаимоотношениях с ним в мирской жизни, между ними возникли словесные расхождения относительного того, как следует называть этого грешника.

Ибн Раджаб (РахимахуЛлах) написал: «Последователи Сунны расходились на два мнения: следует ли называть его верующим с неполной верой, или же нужно сказать: Он — не верующий, а мусульманин. Эти две версии переданы от Ахмада». [См. («Джами‘ аль-улюм ва аль-хикам», Т. 1. С. 63)].

 

Если говорить вкратце, последователи Сунны в вопросе «названия совершившего тяжкий грех» расходились на три мнения:

1) Его называют мусульманином.

2) Его называют верующим с неполной верой.

3) Его называют верующим.

 

В действительности между этими мнениями нет большого отличия, такое расхождение во мнениях связано лишь со словами, а не со смыслом.

Это объясняется тем, что все те, кто придерживается этих мнений, единогласно считали совершившего тяжкий грех мусульманином, и безусловно говорят о его основе имана, но при этом характеризуют неполной верой. Каждый из сторонников упомянутых мнений назвал этого грешника в соответствии с подходящим ему значением, с точки зрения преобладания одного из качеств (имана или недостатка имана, или исповедования ислама), и считал, что данное качество служит более сильным указанием на определённое название (мусулим или мумин…), чем другие.

Мнение последователей Сунны в Последней жизни о положении грешника, совершившего тяжкий грех.

Последователи Сунны убеждены в том, что в Последней жизни положение того, кто совершал тяжкий грех, зависит от воли Всевышнего Аллаха: если Он пожелает, то накажет его по Своей справедливости, а если пожелает — простит по Своему милосердию, Своей милости.

 

Имам ат-Тахави (РахимахуЛлах) написал: «Те представители общины Мухаммада, которые совершили тяжкие грехи, не будут вечно пребывать в адском Огне если они умрут, исповедуя единобожие, даже не будучи раскаявшимися. И после того, как они предстанут перед Аллахом, обладая знанием о Нём и верой в Него, их участь будет зависеть только от Его желания и решения. Если Он пожелает, то простит их по милости Своей, как сказал Он об этом в Своей Книге: „… но прощает то, что меньше этого, кому пожелает“. Если же Он пожелает, то подвергнет их адским мучениям по справедливости Своей, но потом выведет их из Ада по Своему милосердию и благодаря заступничеству заступников из числа покорных Ему рабов, и введёт их в Свой Рай. Это объясняется тем, что Всевышний Аллах является Покровителем тех людей, которые знают о Нём и верят в Него, и Он не сделал их в обоих мирах подобными тем, кто не признаёт Его и не верит в Него». [Ибн Абуль-Изз («Шарх аль-акида ат-Тахавийя», С. 524)].

 

Исма‘иль ас-Сабуни (РахимахуЛлах) написал: «Последователи Сунны убеждены в том, что если верующий совершит большое количество грехов: больших и малых, то он не становится неверующим за это. И если он ушёл из мирской жизни, не покаявшись за них, но умер исповедуя единобожие и будучи искренним, то решение о нём принадлежит Аллаху. Если Он пожелает, то простит его и введёт в Рай в день Предстояния невредимым и преуспевшим, не испытанным Огнём и не наказанным за бремя грехов и прегрешений, которые он совершил и приобрёл, а затем нёс на себе до Судного дня. Если же Аллах пожелает, то временно подвергнет его мучениям Геенны, но при этом Он не оставит его навечно там, нет, Аллах освободит его от пламени Ада и выведет из него к благоденствиям последнего места пребывания». [См. («аль-Акида ас-саляф ва асхаб аль-хадис», С. 276)].

 

Эти цитаты содержат в себе убеждения последователей Сунны
о том, каково в Последней жизни положение мусульманина, совершившего тяжкие грехи.

Кратко их можно выразить в следующем:

1) Положение грешника в день Предстояния будет зависеть от воли Аллаха: если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает — простит.

2) Грешники заслуживают наказания и вхождения в адский Огонь за свои ослушания.

3) Если Всевышний Аллах введёт грешника в адский Огонь, но Он не оставит его там навечно.

4) Если грешников подвергнут наказанию, то их мучения не будут такими же, как у неверующих.

5) В конечном итоге грешники окажутся в Раю, после того, как сполна получат своё наказание.

Таково описание положения грешников в общем.

Что касается конкретных личностей из числа мусульман, совершивших тяжкие грехи, то тексты Корана и Сунны указывают на то, что некоторые из них войдут в Рай без наказания. На это указывает хадис об «обладателе листка» (со свидетельством „нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха“). [Имам Ахмад («Муснад», Т. 11. 570,571). Шейх аль-Альбани тоже назвал его достоверным («ас-Сахиха», Т. 1. С. 135)].

 

Тексты Корана и Сунны также указывают на то, что из совершавших тяжкие грехи есть те, которые войдут в адский Огонь и будут подвергнуты наказанию так, как этого пожелает Аллах, а затем они выйдут из него. Об этом свидетельствует хадис от Анаса ибн Малика t, который приводится в сборникахаль-Бухари и Муслима, о том, что Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) сказал: «Выйдет из Огня тот, кто скажет: „Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха“, храня в сердце своём добро [иман] весом [хотя бы] с ячменное зерно, и выйдет из Огня тот, кто скажет: „Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха“, храня в сердце своём добро [иман] весом [хотя бы] с пшеничное зерно, и выйдет из Огня тот, кто скажет: „Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха“, храня в сердце своём добро [иман] весом [хотя бы] с пылинку». [Этот хадис передали аль-Бухари 44, и Муслим 193, («Фатх аль-Бари», Т. 1. С. 103), («Шарх сахих Муслим», Т. 1. С. 188)].

 

Основа, на которой последователи Сунны построили своё учение и своё отношение к текстам Корана и Сунны, где содержится обещание о награде или наказание

Учение последователей Сунны и единой общины относительно положения грешника в мирской жизни и жизни Последней опирается на утверждение деления веры в её названии и степени.

 

Ибн Таймийя (РахимахуЛлах) написал: «Что же касается имамов Сунны, то они утверждают деление веры в названии и степени. Так, например, в человеке может присутствовать не вся вера полностью, а только какая-либо её часть, и в отношении этого грешника распространяется положение верующих, а также их награда по мере его благих деяний
и наказание по мере его плохих поступков».
[См. («Шарх аль-акида аль-асфаханийя», С. 235)].

 

Что касается утверждения деления веры в названии, то сущность этого заключается в том, что вера разделяется на части и одно из её ответвлений может исчезнуть, а другое остаться. Это противоречит мнению приверженцев нововведений, которые ошибочно считали, что вера является одним целым, не делится на части и не имеет ответвлений, как уже упоминалось выше.

 

Ибн Таймийя (РахимахуЛлах) написал: «Их (т.е. последователи Сунны) основа гласит: Вера делится на части и одно из её ответвлений может исчезнуть, а другое остаться, как сообщается в словах Пророка (саля Ллаху ‘алайхи ва салям): „Из Огня выйдет тот, в сердце которого будет вера весом в мельчайшую частицу...“. Поэтому, их учение заключается в том, что вера разделяется и ответвляется. Такого мнение Малика, аш--Шафи‘и, Ахмада и других» [Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава», Т. 18. С. 270)].

 

Именно на этой основе возникло убеждение последователей Сунны о том, как следует называть грешника. Они называют его верующим с неполной верой или мусульманином, но не отрицают того, что
у него присутствует основа веры, и в то же время не характеризуют его абсолютной верой.

Что касается сущности утверждения деления веры по степени, то она заключается в том, что в одном человеке могут объединиться проявления добра и зла. Тем самым, положение в отношении него различно — он будет вознаграждён за его проявления добра и подчинения, и наказан за проявления зла и ослушания.

Что касается позиции последователей Сунны к Священным текстам, где содержится обещание о награде или наказание, то они верят в них и в то, что сообщается об этом в текстах Корана и Сунны. Они не применяют положения «обещаний о награде или о наказании» общего характера к каким-либо конкретным лицам до тех пор, пока не будут соблюдены все условия, делающие это обязательным в отношении личности.

 

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (РахимахуЛлах) описывая убеждения последователей Сунны, написал: «Мы говорим о текстах Корана и Сунны, где содержится обещание о награде или наказание и обвинение в неверии или нечестии в общем смысле, но не судим о конкретном человеке и о вхождении его в общее значение таких текстов до тех пор, пока в нём не будут присутствовать все условия для этого и не будет никаких преград». [Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава», Т. 28, С. 500, 501)].

 

Также он написал: «Последователи Сунны верят в обещания о награде и о наказании. Так, Пречистый Аллах разъяснил, что Он подвергнет наказанию, обещанному Им человеку, только при условии отсутствия покаяния, но если человек покается, то Аллах примет это. Кроме того, к условиям относится то, чтобы у него не было благих деяний, стирающих его грехи, поскольку благие поступки удаляют прегрешения. Также Аллах накажет его в том случае, если не пожелает простить ему: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (4:116). Таково обещание о награде, оно имеет толкование и разъяснение, и кто произнёс языком: „Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха“, но не признал правдивость посланников, тот является неверующим, согласно консенсусу мусульман, а также если он отрицал что-либо из ниспосланного Аллахом, так как необходимо верить во всё, с чем пришел Его Посланник (саля Ллаху ‘алайхи ва салям)». [Ибн Таймийя («Маджму‘ аль-фатава», Т. 8, с.280, 281)].

 

Из этого становится понятным, что обещания Аллаха о наказании будут исполнены, и Он не нарушает своих обещаний о наказании или о награде. Исполнение обещания о наказании не идёт вразрез с исполнением обещания о награде, так как каждое из них имеет свои условия, которые должны быть соблюдены в полной мере.

Умеренность последователей Сунны по сравнению с противоречащими им сектами относительно грешника и обещаний о награде и наказании

Последователи Сунны занимают срединное место между ва’идитами и мурджиитами относительно положения того, кто совершал тяжкие грехи, а также в вопросе обещаний о награде и наказании. Они также представляют собой середину среди разных групп в основах их убеждений.