Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Информация от штата и местных органов. 5 страница



При предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд должны быть приняты исчерпывающие меры, обеспечивающие вопросы конспирации проведения данного мероприятия.

В целях обеспечения безопасности участников ОРД, членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом федеральным законодательством <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (ред. от 08.12.2011); Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 30.11.2011); Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 831 "О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите" (ред. от 17.11.2004); Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 900 "Об утверждении Перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите"; Постановление Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 647 "О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью"; Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630 "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 07.12.2011); Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 664 "Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты" (ред. от 19.11.2008); Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 134 "Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 19.11.2008).

 

Что касается гражданского процесса о допуске представителей истцов или ответчиков, здесь нет препятствий к участию их в суде, если представители не имеют допуска <1>. В связи с этим п. 12 ст. 1 ФЗ от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ Закон РФ "О государственной тайне" (ред. от 18.07.2009) был дополнен ст. 21.1 "Особый порядок допуска к государственной тайне" (введена ФЗ от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ), которая установила:

--------------------------------

<1> Гаврилов Ю. По секрету - всему свету // Рос. газ. 2010. 6 июля. N 146.

 

"Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 настоящего Закона.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом".

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 26 августа 2011 г. был издан Приказ <1>, в соответствии с которым утвержден перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну; порядок и форма справок об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2011 г. N 989н "Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну".

 

В Приказе перечислены медицинские диагнозы, с которыми сотрудники кадров не примут на работу граждан, если их будущая трудовая деятельность окажется связанной с делами, в которых есть государственная тайна. Или отстранят от работы, если граждане стали страдать некоторыми болезнями. Перечень болезней не очень большой, но серьезный. Это хронические и так называемые специалистами затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В первую очередь речь идет о шизофрении во всех ее проявлениях. Дальше - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ <1>. Последний такой приказ был издан в 1999 году.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Тайны не для нервных // Рос. газ. 2011. 20 окт. N 236.

 

Государственная тайна очень серьезно отличается от служебной, коммерческой и любой другой тайны. Главное отличие - сведения, составляющие государственную тайну, напрямую связаны с интересами страны, а не какого-то конкретного предприятия или организации. Разглашение государственного секрета может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица - фирмы или предпринимателя <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Нервным тайну не доверят // Рос. газ. 2011. 19 окт. N 234.

 

В сведения конфиденциального характера входят:

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) служебные сведения <1>, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ред. от 24.07.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008); Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (ред. от 23.09.2005); Приказ МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов"; Приказ МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033 "Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну" (ред. от 10.02.2009); Приказ МВД России от 11 октября 2005 г. N 825 "О внесении изменений в Приказ МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033"; Козлова Н. Продается тайна // Рос. газ. 2010. 11 окт. N 229.

 

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Вопросы лицензирования отдельных видов деятельности нашли свое отражение в нормативных правовых актах, которые определяют порядок лицензирования деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями <1>. При этом под технической защитой информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011); Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 07.02.2011); Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 15.07.2002); Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию" (ред. от 08.12.2010); Постановление Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" (ред. от 24.09.2010); Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600 "Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности" (ред. от 24.09.2010); Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" (ред. от 24.01.2008); Постановление Правительства РФ от 14 июня 2005 г. N 376 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность"; Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (ред. от 10.12.2010); Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (ред. от 24.09.2010); Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" (24.09.2010); Приказ РАВ N 128, Росбоеприпасов N 135, МВД РФ N 601 от 3 июня 2000 г. "Об утверждении Положения о порядке лицензирования производства оружия"; Приказ МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" (ред. от 15.08.2011).

 

На основании ст. 3 ФЗ "О коммерческой тайне" коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну <1>, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ред. от 24.07.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008).

 

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. Передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности.

В соответствии с Приказом МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033 об утверждении перечня должностей с различными объемами доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. Всего таких должностей в МВД - 62, начиная от министра и заканчивая экспертом. На основании Приказа МВД России от 20 февраля 2004 г. N 107 "О внесении дополнений в нормативный акт МВД России" в число ранее предусмотренных должностей, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, были включены еще 26 должностей, среди которых и сотрудники следствия (в объеме сведений, необходимых для выполнения должностных обязанностей, определенных положениями о соответствующих подразделениях).

В связи с проведенной реорганизацией центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, организационно-штатными мероприятиями в главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации был издан Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 октября 2005 г. N 825 "О внесении изменений в Приказ МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033". В этом Приказе <1> в новой редакции был утвержден новый Перечень должностных лиц органов внутренних дел, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, в соответствии с которым было утверждено 115 должностей, от министра внутренних дел РФ до следователя.

--------------------------------

<1> Приказ МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов"; Приказ МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033 "Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну" (ред. от 10.02.2009); Приказ МВД России от 20 февраля 2004 г. N 107 "О внесении дополнений в нормативный акт МВД России"; Приказ МВД России от 11 октября 2005 г. N 825 "О внесении изменений в Приказ МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033".

 

За незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в соответствии со ст. 183 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Вопросы информационных технологий, использования и защиты информации регламентируются многими нормативными правовыми актами.

Такие вопросы непосредственно возникают при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> в качестве одного из принципов регулировании отношений в сфере информации законодатель установил "неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия" <2>.

--------------------------------

<1> Редакция от 27.07.2010.

<2> Багрецова О., Куликов В. Жить частно // Рос. газ. 2011. 5 окт. N 222.

 

В ст. 4 "Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> указывается:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 27.07.2010); Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 25.07.2011); Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (ред. от 28.06.2010); Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895); Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола" (ред. от 29.05.2006); Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" (ред. от 24.09.2010); Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"; Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации"; Приказ МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033 "Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну" (ред. от 10.02.2009); Приказ ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 "Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)" (ред. от 12.04.2010); Приказ ФСБ России от 16 мая 2006 г. N 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности"; Приказ МВД РФ N 786, Минюста РФ N 310, ФСБ РФ N 470, ФСО РФ N 454, ФСКН РФ N 333, ФТС РФ N 971 от 6 октября 2006 г. "Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола" (ред. от 22.09.2009).

 

"1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации".

В п. 3 ст. 5 этого же Закона информация рассматривается как объект правовых отношений и в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Права на доступ к информации изложены в п. 4 ст. 8:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

В п. 8 ст. 9 говорится об ограничении доступа к информации: "Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами".

В п. 1 ст. 13 дается структура информационных систем, которая включают в себя:

1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

Вопросы направления защиты информации рассматриваются в п. 1 ст. 16, где поясняется:

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

В Законе подробно рассматриваются вопросы видов информации, ее документирования, предоставления информации, государственные информационные системы, государственное регулирование в сфере применения информационных технологий и другие необходимые вопросы.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 25.07.2011).

 

Целью данного Федерального закона (ст. 2) является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

 

Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ