Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Серебренникова Екатерина Васильевна

Ижевские дворы как историческая память города

Izhevsk yards as the historical memory of the city

Серебренникова Екатерина Васильевна

ФГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Магистратура 2 курса направление Историческая культурология

Ключевые слова: «устная история», ижевские дворы, культурное наследие, историческая память общества.

Keywords: "oral history", Izhevsk courtyards, cultural heritage, historical memory of society.

Аннотация

В статье представлено исследование ижевских дворов как аспект формирования исторической памяти общества. Автором анализируются сущностные характеристики исторической памяти и ее структурные составляющие, а также такие важнейшие социальные явления, как социально-культурный опыт и социально значимое знание. Значительное внимание уделено определению институциональной роли музея в процессе развития культуры города и обеспечения участия ретроспективной информации в деятельности современного человека с помощью метода «устной истории».

 

Annotation

The article presents a study of Izhevsk yards as an aspect of the formation of the historical memory of the society. The author analyzes the essential characteristics of historical memory and its structural components, as well as the most important social phenomena such as the socio-cultural experience and knowledge of socially significant. Considerable attention is paid to the definition of the institutional role of the museum in the cultural development of the city and participation in activities of retrospective information of modern man by the method of "oral history".

 

 

…Здесь домик строили для кошек,
Играли в прятки и с мячом,
И было друга верного плечо
Всё было в детстве понемножку.
Хоть много пройдено дорог,
Дворов увидели немало,
Но в сердце каждого живёт упрямо
Двор детства - милый уголок…

Дубровская Екатерина

Что такое двор? «Это место где можно встретить любопытных старушек в ярких халатах и цветных повязках на головах, детей, играющих в песочнице, и довольного дядю Витю, который с гитарой в руках поет песни. Это место где прошло все наше детство, где мы играли, влюблялись, строили планы и жили в особом беззаботном мире после учебы ». — так описывает свой двор заместитель главы администрации Ижевска по социальной политике Михаил Тарасов.[ 1, c 15]

Дворы – это настоящая культурная память города, это призма прошлого, через которую мы можем окунуться в историю столицы и увидеть жизнь обычных горожан 40-50 лет назад. Данное понимание и исследование нам дает выставка «Ижевские дворы», проходившая в Генеральском доме и организованная музеем Ижевска. Выставка показывает обычные дворы Ижевска 60–80-х годов. Казалось бы, что примечательного в данной экспозиции и тематике выставки. Показан обычный кипящей жизнью двор, который чем-то похож на современную жизнь горожан. Но если задуматься и глубже разобраться в данном явлении, то в сознании мелькает понятие, что Ижевские дворы – это настоящий феномен прошлого, это культурное событие, показывающее контрасты прошлого и настоящего на примере истории повседневности.

Музей Ижевска самый молодой музей нашего города, который существует всего два года. Более того это музей, где собраны уникальные коллекции города. Это именно нашего города, где хранится и собирается вся память Ижевска. При этом метод работы культурного центра достаточно отличается от других музеев. Одной примечательной особенностью выставки – как исторической памяти города является коллекция «устной истории». Само понятие появилось в конце 40-х годов в США, когда методы социологии – интервью, опрос - были привнесены в историческую дисциплину. Суть метода состоит в том, что историк становится инициатором создания исторического источника: он создает программу, на основе которой изучает ту или иную научную проблему, находит респондента и осуществляет аудиовидеозапись услышанного. [ 1, c 69]

Реализованную «устную историю» можно встретить в музее истории Красного Креста в Женеве такие видеозаписи в виде роликов сопровождают посетителя от начала и через всю экспозицию. Это рассказы реальных людей, сотрудников Красного Креста, свидетелей реальных катастроф. Есть даже такая форма, как «контакт» с носителем информации – ролик включается, если дотронуться до определенного места… То есть функция такого рода источника в музейной среде может быть двоякой – это и репрезентация (представление материала, «выставочная» деятельность), и, с другой стороны, исследовательская – поскольку рассказ, повествование происходит о неком историческом факте, событии.

В России этим начали заниматься полвека спустя, в 90-х годах. Сейчас в институте истории и социологии Удмуртского государственного университета есть специалист по устной истории – профессор, доктор наук Ольга Михайловна Мельникова. Весной 2013 года под её руководством студенты-историки провели научное исследование на тему «Летний сад в воспоминаниях ижевчан. Устная история как ресурс развития музея истории Ижевска». Собственно, это исследование считается началом, основания лаборатории устной истории музея и развития проектов.

Существуют два метода понимания истории. С одной стороны, это деяния государственных мужей и взаимоотношения держав. С другой стороны, каждый из нас – безусловно, тоже является прямым участником некоторого исторического процесса. Наша жизнь, становясь прошлым, превращается в историю. И частная история человека, его семьи, рода, поколения, ничуть не менее важная и интересна, чем то, что происходит где-то в столицах и вообще в целом по стране. Данная экспозиция, о которой шла речь выше, окунула каждого посетителя в историю повседневности города. Антураж простого уличного двора создали различные арт-объекты: по потолку всего помещения были растянуты веревки, на них свисали белые полотна, имитирующие сырое белье, которое сушится прямо на улице, сегодня это, конечно же, редкость. Детские дразнилки, которые нарисованы на полотнах, были знакомы практически всем взрослым. Однако сегодняшние дети фразами «Димка — дурак, спички ворует…» или «Первое слово сказала корова...» уже вряд ли дразнятся. На улицах Ижевска почти невозможно было увидеть «жестянки» то есть машины, которых удачно заменяли простые советские мотоциклы и «москвичи». Только тогда из-за парковочных мест никто не ругался, никто не стоял часами в пропках на дороге, такой транспорт был далеко не у всех, и держали его в простых деревянных гаражах, которые находились прямо у жилых домов.[2, c 58]

На выставке можно было также найти такой экспонат как простой детский велосипед, который был тогда практически в каждой семье.

В середине выставочного зала удачно вписался зеленый деревянный забор, на нем гости рисовали мелом отголоски прошлых лет. «Вова + Таня = любовь» — такую надпись сделала посетительница выставки.

«У нас это главная надпись была, мы никогда не забывали такое писать», — вспоминает женщина с улыбкой.

Еще одна интересная деталь — пустые банки с соленьями на стеллаже, по задумке организаторов, гости должны заполнить их сами.

Уличный столик тоже представитель 80-х годов. Раньше за такими собирались во дворах и шумно играли в любимое тогда всеми домино, однако сегодня возле домов шумят лишь автомобили и их надоедливые сигнализации, в некоторых дворах можно, как и раньше, увидеть детвору и даже стать свидетелем, как они играют в те самые игры. Жизнь меняется, но какие-то элементы ижевских дворов все так же актуальны.

Каждый посетитель экспозиции мог вспомнить свое детство, поделиться воспоминанием о ушедших годах. Почти каждый экспонат вызывал у каждого посетителя эмоции и память о прошлом.

На этой выставке в Музее Ижевска хоть и есть экспонаты, но они лишь дополняют атмосферу простого уличного двора, главными героями здесь являются истории и воспоминания людей о дворовой жизни, которая проходила на улицах города несколько десятилетий назад. Сегодня возле жилых домов уже никто увлеченно не играет в «резиночки», «казаки-разбойники» и уж тем более не строит шалаши.

Данная выставка показала, как Ижевск может меняться на протяжении 50 лет. Каждый желающий может окунуться в жизнь прошлого .

Итак, одной из важных задач музея Ижевска, как молодого учреждения культуры, заключается, в том, чтобы музей стал местом притяжения и пробуждения интереса общества к прошлому города. Для того, чтобы общий интерес к родному городу стал поводом для организации различных городских сообществ, своеобразным «клубом», площадкой для коммуникации.[3, c 58]

Сегодня в музее насчитывается, порядка тридцати видеозаписей разной продолжительности (от 5 до 60 минут). Все они хранятся в виде цифровых файлов на жестком диске компьютера. Обычно в роли респондентов выступают историки, журналисты, краеведы. Пока еще не сложилась какая-то определенная методика поиска потенциальных рассказчиков. Те, кто согласился на запись своей «истории», в общем-то «нашлись» сами. Как правило, это люди так или иначе давно и плотно работающие с музейным сообществом Ижевска. К примеру, известный краевед, культуролог Игорь Кобзев рассказывает историю своих писем-обращений в различные инстанции по поводу сохранения памятников истории и культуры. Здесь непосредственный участник отношений между гражданином и государством вскрывает некие сложившиеся закономерности, характерные для данного периода времени.

В настоящее время ижевские дворы представляют собой небольшие огражденные площадки с качелями, песочницей и с многочисленными стоянками для автомобилей. Но как они выглядели 30-40 лет назад.

Углубиться в историю Ижевских дворов поможет выставка, которая проходит в Генеральском доме под названием «Ижевские дворы».

Сегодня у нас есть порядка тридцати видеозаписей разной продолжительности (от 5 до 60 минут). Все они хранятся в виде цифровых файлов на жестком диске моего компьютера. В роли наших респондентов выступали историки, журналисты, краеведы. Пока у нас не сложилась какая-то определенная методика поиска потенциальных рассказчиков. Те, кто согласился на запись своей «истории», в общем-то «нашлись» сами. Как правило, это люди так или иначе давно и плотно работающие с музейным сообществом Ижевска. К примеру, известный краевед, культуролог Игорь Кобзев рассказывает историю своих писем-обращений в различные инстанции по поводу сохранения памятников истории и культуры. Здесь непосредственный участник отношений между гражданином и государством вскрывает некие сложившиеся закономерности, характерные для данного периода времени. Еще одной важной персоной для музея является профессор, доктор философских наук Валентина Серапионовна Коротаева (УдГУ). Её воспоминания носят частный, семейный характер. Она родом с русского севера. Её родственники были в числе тех, кто подвергся политическим репрессиям. А по конспектам лекций, записанных её отцом, студентом знаменитого психолога Льва Выготского, удалось даже издать одну из работ репрессированного ученого.[ 4, c 19]

Таким образом, выставка «Ижевские дворы» является культурным событием города, она сохраняет бесценную память в семейных архивах жителей, воспоминаниях горожан, также она является как бы связывающим звеном между традициями и инновациями и эта связь не позволяет обществу оторваться от ядра культуры. Является цементирующим звеном между прошлым, настоящим и будущим и хранит накапливаемую память города.

 

 

Список литературы:

1. www.muzeiizhevska.ru – официальный сайт музея

2. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельност. подход к изучению познават. процессов / А. Г. Асмолов. --М. : Изд-во МГУ, 1985. — 103 с.

3. АссманЯ. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности ( Я. Ассман. — Москва: Языки славянской культуры, 2004.368 с.
4. www.izvestiaur.ru – официальный сайт газеты «Удмуртские известия»