Стремительное развитие сети Интернет постепенно меняет отношение туристических фирм к рекламе. Так, например, некоторые европейские агентства стали сокращать объемы публикуемой газетной рекламы, отдавая предпочтение размещению своей информации в Интернет. Чаще всего вместо больших рекламных объявлений, в газетах в настоящее время можно встретить маленькие блоки с указанием адреса информационной страницы фирмы в сети. Такая тенденция прослеживается и в ООО «Тур-Сервис».
Рис. 2. Динамика роста пользователей Интернет
Интернет дает возможность проводить массовые рекламные кампании при минимальных затратах. Ведь если публиковать коммерческую информацию в популярном электронном издании, она станет доступна миллионам людей по всему миру. Ее можно будет просматривать не один день, а в течение месяца, квартала, года и т.д. За сравнительно небольшие деньги в сети можно разместить самые обширные сведения о фирме, ее товарах и услугах, условиях работы с клиентами и т.д.
Все перечисленные аспекты отмечаются при разработке проектов продвижения турпродуктов на иностранных рынках, в частности, на американском. Сегодня 92 страны имеют в Нью-Йорке свои представительства, и все они активно приглашают американцев их посетить. В национальных офисах Франции, Германии, Греции, Скандинавских стран представлено огромное количество информационного материала и литературы об этих государствах.
В российском же представительстве печатной продукции о стране практически нет, так что приходится рекламировать страну «на пальцах», вследствие чего теряются миллионы долларов. Очевидно, для финансирования туристской рекламы необходимо объединить усилия туроператоров, создающих турпродукты, и государственных структур, поскольку у государства сейчас нет средств для рекламы страны, а частный бизнес еще недостаточно окреп, чтобы самостоятельно издавать необходимые красочные буклеты и литературу. Например, за издание в США красочной брошюры в 30 страниц и тиражом 10000 экземпляров надо заплатить $40-50 тыс. На помощь в данной ситуации приходит использование международных компьютерных сетей, так как именно этот путь гораздо дешевле и может быстро окупиться. Речь здесь идет о сети Интернет, у которой огромное количество пользователей. Многие организации г. Пенза еще не внедрили в свою рекламную деятельность Интернет, однако фирма «Тур-Сервис» уже сделала к этому первые шаги, создав свой собственный сайт и разместив в Интернет рекламные сообщения.
Отличительной особенностью сети Интернет как новой инфраструктуры маркетинга и сбыта является то, что в данной среде пока не действует основной принцип рыночной экономики, который гласит: «Спрос рождает предложение». Опыт многих стран показывает, что отнюдь не потребитель определяет объем цифровых услуг, а поставщики и производители сами приходят к выводу о необходимости использования для рекламы Интернет. Это объясняется не столько вопросами престижа, сколько опасением, что лучшие места на этой перспективной площадке займут конкуренты. Кроме того, производители товаров и прямые поставщики услуг рассчитывают с помощью нового канала распространения информации избавиться от всевозможных посредников.
Не исключен тот факт, что в будущем рекламодатели, обосновавшиеся в Интернет и других компьютерных сетях, смогут вытеснить традиционную рекламу, установив прямые взаимоотношения между потребителем и производителем. Этот прогноз поддерживают многие специалисты, утверждая, что вскоре до 40% фирм прекратят свое фактическое существование. Им на смену придут Интернет-сайты с возможностью онлайн-заказа товаров и услуг, которые будут более удобны в пользовании.
Электронный канал маркетинга и сбыта – слишком общее понятие. В сетях присутствует целый ряд служб, позволяющих его реализовать. Одна из них – World Wide Web («Всемирная паутина»), стремительно завоевывающая популярность во всем мире. Главное преимущество WWW заключается в высокой скорости распространения информации любого вида (текстовой, графической, аудио, видео), отсутствии дополнительных расходов на изготовление печатной продукции и оплату междугородных и международных почтовых или транспортных тарифов. Важным свойством web-публикаций является возможность внесения в них в любое время изменений. Все это побуждает компании во всем мире, в том числе и ООО «Тур-Сервис» (г. Пенза), использовать Интернет в качестве канала маркетинга и получения заказов на продукцию.
Виртуальные каналы в первую очередь могут быть использованы компаниями, чья продукция ориентирована на конечного пользователя. К продвижению по электронным каналам пригодны любые товары, которые необходимы широкому кругу потребителей, но далеко не всегда имеются в близлежащих магазинах. К этой категории относятся и туристические путевки, предлагаемые фирмой «Тур-Сервис».