Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Учет личностных особенностей при построении профилактических программ.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализируя причины наркотизации для разработки профилактических программ, К. С. Лисецкий указывает на различные точки зрения в отношении возникновения наркотической зависимости.

Первая точка зрения представлена позицией, указывающей на донаркотические причины, в основе которых лежат предрасполагающие отклонения или патологии индивида.

Вторая — что зависимость наркотического характера возникает в результате давления социальных условий и выполняет функцию защиты от стресса или «бегства» от невыносимой реальности жизни.

Третья, так называемая «факторная модель», — является синтезом первой и второй точек зрения. В ней систематизируются факторы риска и факторы защиты индивида.

Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ и формированию наркомании.

При рассмотрении вопроса об индивидуально-психологических факторах риска приобщения к употреблению ПАВ специалисты, работающие в области психопрофилактики, в основу большинства классификаций закладывают понятия «предрасположенность» или«склонность».

Под предрасположенностью понимается возможность проявления тяги к употреблению психоактивных веществ при наличии соответствующих благоприятных условий. Предрасположенность не означает сформированности мотива. Она определяется генетическими, биологическими и психопатологическими факторами. Наиболее глубоко эта проблема изучается специалистами медицинской сферы.

Склонность же, в свою очередь, есть мотивированное влечение, внутренняя психическая готовность к употреблению ПАВ. Проблемы данного уровня развития личности находятся в большей мере в рамках деятельности специалистов образовательных учреждений [4].

Для повышения эффективности личностно-центрированной психопрофилактики следует исходить из специфики развития каждой возрастной группы, а именно: задачи возраста, особенности личности, особенности взаимодействия с окружающими, возможности познавательной сферы.

Первая группа, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ(7–10 лет), включает детей 1–4-х классов.

Задачи возраста:дистанцирование от родителей, вхождение в новые социальные связи, достижение успеха в деятельности (приобретение знаний и умений); получение положительной оценки своей деятельности со стороны значимых взрослых.

В этом возрасте, согласно Эльконину, ведущим является развитие познавательной сферы. Новообразованиеэтого периода — произвольность психических процессов, формирование внутреннего плана действий.

Личность ребенка в этот период больше чем когда-либо ориентирована на внешнюю действительность, на то, что он видит, ощущает. Это время, когда снимаются все внутренние противоречия за счет эго-защит, и ребенок максимально открыт для всевозможной информации. Основная дилемма этого возраста: компетентность или несостоятельность, неполноценность. Самооценка напрямую зависит от успешности в деятельности (одобрение учителя — чувство самоценности, компетентности, признание сверстников).

У ребенка еще не сформирована собственная система ценностей и запретов, на которую он мог бы опираться самостоятельно, другими словами его Суперэго еще не полностью интериоризовано, и поэтому нуждается во внешних, реальных объектах. Функцию Суперэго выполняют родители, учителя, другие значимые взрослые, а также группа сверстников, причем по мере вхождения ребенка в новые социальные связи (школа), значимость родителей стремительно падает, в то время как роль группы сверстников возрастает. Это очень важный шаг в социализации ребенка. Идеалы группы более приближены к реальной жизни, к потребностям детей (начало половой идентификации: мужественность у мальчиков, «принцесство» у девочек). Кроме системы ценностей, группа сверстников несет в себе модель реального общества — здесь зарождается собственная субкультура (детский фольклор, ритуалы, правила, приметы). Здесь ребенок впервые получает опыт социальных переживаний — чувства дружбы, сопереживания, долга. Здесь у него появляется потребность в достижении, признании. Здесь он учится выполнять правила.

Очень большую роль для ребенка в этом возрасте играют фантазии. Основное их назначение — защита (проигрывание неосознаваемых страхов и желаний, снятие напряжения), а также средство присоединения к группе. Типичные: «семейный роман» (семья с другими родителями), «гадкий утенок», «Золушка» — помогают ребенку справиться с новым для него дистанцированием от родителей. Сюда же можно отнести фольклор-страшилки, считалки, истории. Здесь отыгрываются страхи смерти, расставания, секса, агрессии, соперничества.

Вмешательствово внутренний мир ребенка этого возраста встречает закономерное сопротивление. Эта мера сейчас малодоступна самому ребенку, ему трудно осознать и проговорить свои чувства. Единственный путь — в процессе игры взрослый сам останавливается на каких-то моментах и привлекает внимание к его состоянию. Очень важное условие эффективности такой процедуры — доверительный контакт между взрослым и ребенком.

Познавательная сфера:учение, познание нового, приобретение практических умений — основной мотив деятельности. Именно в это время появляются собственные интересы, увлечения (как правило, они имеют свойства повторения действий — коллекционирование, копирование моделей, переписывание песенников и т. д., что несет двоякий смысл — снятие бессознательной тревоги, напряжения и заучивание социально полезных действий).

В этом возрасте происходит созревание соответствующих мозговых структур, что расширяет познавательные возможности ребенка. Главные приобретения этого возраста — это способность к синтезу и анализу, а также произвольность в регуляции психической деятельности (произвольная память, внимание, способность руководствоваться правилами, а также собственными решениями).

Кроме того, в этот период оформляется тип нервной деятельности, тип темперамента, который характеризует динамику психики ребенка. Здесь уже имеет смысл говорить об индивидуальной организации деятельности — о сильных и слабых сторонах ребенка, о его задатках и способностях. Одни и те же задачи достигаются в одном случае благодаря усидчивости, вдумчивости (интровертированности, может быть), в другом — за счет эмоциональности восприятия, гибкости. В этих индивидуальных различиях лежит основа творчества, самобытности ребенка.

Личностные качества: подчиненность старшим, конформизм, внушаемость, восприимчивость, некритичное стремление к яркому, новому, склонность к подражанию (повторению), общительность, отзывчивость, способность к сопереживанию, требовательность к сверстникам, глобальность интересов, острота и свежесть восприятия, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность, увлекаемость, яркость воображения, хорошая работоспособность.

Вторая группа, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (9–16 лет).

Задачи возраста: реализация сексуальных влечений; принадлежность к группе, достижение успеха и признания; эмансипация от семьи, принятие самостоятельности и ответственности; умение устанавливать доверительный контакт с человеком вне семьи — с ровесниками, с лицами противоположного пола, со взрослыми людьми; самореализация, развитие собственного Я.

Общей и главной проблемой становится проблема самоопределения в таких сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной.

В подростковом возрасте человек должен многого достичь, определиться. Это серьезное испытание, и для большинства представляет трудность. Отсюда становятся понятными некоторые особенности подросткового поведения (так называемые «подростковые реакции») — их смысл состоит в снятии тревоги, отсрочке окончательного решения, пробе своих возможностей. Реакция группирования связана с желанием найти поддержку, а также необходимое условие приобретения социального опыта (социальные чувства, социальные навыки), реакция имитации — это примеривание на себя различных ролей, поиск собственного пути. Особенно следует отметить реакции увлечения, которые напрямую связаны с аддиктивным поведением, так как в подростковом возрасте одна из функций увлечения — отвлечение, снятие естественного напряжения посредством каких-либо действий. Если эти действия носят отчетливый стереотипный характер, если они становятся ценными сами по себе, то есть утрачивают связь с исходной потребностью, если подросток не осознает мотив такого действия, его смысл (кроме «хочу и все»), тогда можно говорить о зависимом (аддиктивном) поведении. Диапазон очень широкий — от коллекционирования и увлечения компьютерными играми — до наркомании.

– Первая подгруппа МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (9–13 лет), включает подростков 5–8-х классов.

Особенности личности младшего подростка связаны с половым созреванием. В социальном плане статус ребенка в этом возрасте не меняется. Однако на уровне физиологии происходят значительные изменения.

Пробуждение сексуальных влечений изменяет внутреннюю ситуацию ребенка — его самоощущение, самовосприятие. К тому же бессознательные желания требуют удовлетворения, буквально — объекта удовлетворения. Эти обстоятельства определяют основные проблемы младшего подросткового возраста.

Сообразно своим инстинктам ребенок стремится отделиться, сепарироваться от родителей. Его внимание полностью занимают сверстники. В 10–13 лет в стремлении к сверстникам не усматривается сексуального подтекста — даже обсуждение сексуальных тем вызывает немедленное сопротивление (в виде смеха, например), однако желание «общаться» становится тотальным: учеба и другая общественно-полезная деятельность отходит на второй план, даже в школу ребенок ходит для того, чтобы общаться. Активное общение в этом возрасте является этапом обучения способам достижения удовлетворения своих желаний вне семьи, без помощи родителей. Такая школа не менее важна, чем общеобразовательная: в экологическом окружении своих сверстников ребенок учится добиваться успеха, признания, справляться с неудачами и т. д., здесь он узнает, каким должен быть настоящий мужчина, настоящая женщина. Младшего подростка можно сравнить с начинающим актером или шахматистом — он примеряет на себя различные роли, разучивает партии, которые ему могут пригодиться в игре.

Внутренне ребенок этого возраста очень нестабилен. С половым созреванием разрушаются старые модели самовосприятия и отношения к окружающим. Например, если раньше его самооценка определялась авторитетной оценкой взрослых, то теперь она не может служить ориентиром, а собственных критериев оценки у ребенка еще нет. Эта неопределенность проявляется и в отношениях с окружающими: амбивалентность отношения к взрослым (детскость и оппозиция), к группе сверстников («я как все» и стремление выделиться), к близкому другу («все готов отдать» и ссоры «навсегда»). Эти колебания связаны со страхом новых отношений и стремлением вернуться к более привычным формам. Именно в такие острые моменты актуализируются защитные механизмы — регрессия, которые проявляются в так называемых подростковых реакциях.

Наиболее адекватный канал влияния на ребенка в этом возрасте — через группу: во-первых, ему важно только то, что ценно для группы; во-вторых, в группе ребенок чувствует себя в безопасности, ему легче справиться с новой информацией. Индивидуальная работа с целью личностных изменений затруднена из-за слабо развитой способности осознания и вербализации внутренних процессов. Этот период, когда ребенку открывается новый мир переживаний, желаний, но в самом начале он кажется непонятным и страшным.

Познавательная сфера:развитие произвольности психической деятельности и развитие мышления, увеличение интеллектуального потенциала ребенка. В этот период может отмечаться снижение успеваемости в школе. Это связано с изменениями в мотивационной сфере — снижается ценность учебы, положительной оценки со стороны взрослых, важным становится положение в группе сверстников.

Личностные качества: импульсивность, перепады настроений, негативизм, максимализм, чувствительность к высказываниям о собственной внешности; избирательность и устойчивость внимания, большой объем внимания, логическая память, абстрактное мышление, активность, самостоятельность мышления, творчество, моделирование, чувство юмора.

– Вторая подгруппа СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (14–16 лет), включает подростков 10–11-х классов. Представляет собой переходный возраст, прежде всего, в социальном плане. В последних классах школы подросток сталкивается с проблемой выбора профессии, возникает необходимость определиться, чем он будет заниматься в жизни, кем он хочет быть. Так, если младший подросток разучивает чужие слова и роли, то старший подросток должен найти свой собственный путь.

Физиологические изменения в период полового созревания и изменение социальных условий неизбежно вызывают изменения личности, которая должна быть адекватной новым обстоятельствам. Характерными чертами старших подростков являются склонность к самопознанию и стремление к самореализации.

Со временем ребенок бессознательно приобретает умение справляться с внутренним напряжением и достигать своих целей. Страх уходит, и подростку открывается мир его собственных переживаний. Именно в этом возрасте очень характерно возникновение интереса к психологии. Подросток начинает анализировать свои чувства, чувства и поступки других людей, появляется склонность сравнивать себя с другими, чувствительность к мнению окружающих о своей личности. В этом возрасте постепенно складываются собственные критерии оценки — себя, окружающих людей и явления.

Особое значение приобретают переживания своей уникальности, непохожести на других. Возникновение чувства уникальности и связанного с ним чувства одиночества, заброшенности свидетельствует о кризисе личности: подросток разрушает старые структуры (детские идентификации со значимыми людьми) и остается в полной неопределенности. Характерны негативизм, максимализм, стремление к нереальному идеалу. В этот период подростки ощущают потребность в духовной близости с другим человеком.

Внешняя деятельность подростка — реальная возможность прояснить внутреннюю неопределенность. Это время, когда он максимально заинтересован в проявлении своих способностей, он ищет признания, хочет увидеть, что он может. Возникают серьезные увлечения, профессиональные интересы, планы на будущее.

Личностные качества: самостоятельность, ответственность, желание выразить, проверить себя, интерес к испытаниям, рискованным ситуациям.

Познавательная сфера: характерно приписывание своему мышлению безграничных возможностей. Абстрагирование дает ему возможность отвлечься от действительности, посмотреть со стороны. Развивается способность анализировать свои внутренние переживания и переживания других людей.

Поиск индивидуальности подстегивает развитие творчества — подросток по всем вопросам стремится составить свое собственное мнение и доказать свою правоту окружающим [2; 6; 8].

Специалистам при построении психопрофилактической работы с детьми и подростками важно иметь представления о возрастных психологических особенностях, о возможных искажениях в различных личностных сферах, приводящих к употреблению подростками ПАВ, и с учетом знания факторов риска наркотизации и механизмов формирования зависимости способствовать развитию гармоничной, психологически зрелой личности.

Итак, психопрофилактическая работа должна проходить с учетом возрастных особенностей учащихся. Все занятия необходимо проводить в виде тренингов. Эта форма является наиболее адекватной задачам психопрофилактики, так как группа несет в себе смысл и ощущения модели общества. В ней действуют все силы, реально существующие в окружении детей: агрессия, социальное подкрепление, фрустрация, заражение и др. Именно в групповом климате могут сформироваться те навыки и установки, которые будут помогать человеку в реальной жизни.

Начальным этапом при организации профилактической работы должно стать выявление факторов риска возможной наркотизации детей (Приложение 2), подростков и молодежи. На основании психодиагностических методов исследования можно судить о том, насколько велика вероятность «вхождения» подростка в группу риска, а также делать выводы о направленности психопрофилактики.

Резюме

На материале многих научных исследований показана роль личностного фактора как в процессе формирования здоровья, так и в процессе его разрушения. Поэтому в современных условиях возрастает роль самой личности по охране собственного здоровья. Психопрофилактика употребления ПАВ в образовательных учреждениях среди детей, подростков и молодежи должна развиваться по личностно-центрированному пути, связана с повышением уровня развития самой личности, формированием стиля поведения, адекватного здоровому образу жизни, опирающемуся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «психопрофилактика».

2. Раскройте сущность первичной, вторичной и третичной профилактики наркозависимого поведения.

3. Раскройте содержание основных концептуальных подходов к психопрофилактической работе.

4. Что представляет собой личностно-центрированая психопрофилактика

 

Литература

1. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2001. — № 1.

2. Димофф Т. Как уберечь детей от наркотиков / Димофф Т., Карпер С.; пер. с англ. — М. : Золотой телёнок, 1999. — 224 с.

3. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. — СПб. : Питер, 2010. — 352 с.

4. Профилактика ВИЧ / СПИДА у несовершеннолетних в образовательной среде / Под ред. Л. М. Шипицыной. — Спб. : Речь, 2006. — 208 с. (Учебное пособие).

5. Сердюк А. А. Профилактика наркотизма в системе народного образования: методические и организационные аспекты чтения спецкурсов / А. А. Сердюк. Профилактика наркомании : организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта / Сост. И. П. Рущенко. — Харьков : Финарт, 2002. — С. 102–123.

6. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

7. Спрангер Б. Е. Анализ состояния обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире / Б. Е. Спрангер // Вопросы наркологии. — 1994. — № 1. — С. 82–85.

8. Спрангер Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков / Б. Е. Спрангер // Вопросы наркологии. — 1993. — № 3. — С. 48–53.

9. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М. : ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.