При оценкесклонности к употреблению психоактивных веществ очень важно проявлятьтактичность и осторожность. Особенно это относится к работе с подростками, имеющими возможные искажения в различных личностных сферах, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.
При этом важно иметь в виду, что фактором риска наркотизации может быть как свойство личности, например, неадекватная тревожность, и совокупность свойств. Например, признаком фактора риска являются нарушенные коммуникации. При этом личность, возможно, обладает такими свойствами, как склонность к одиночеству, агрессивность и т. д.
Одновременно с этим стоитпомнить и о том, что ряд личностных характеристик отмечается у большинства детей в подростковом возрасте, особенно, если этот период развития протекает с осложнениями и необязательно может привести к употреблению ПАВ.
3.9. Комплекс методикможетвключать в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения:повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений, стремление к социальному одобрению, высокие показатели по шкале алекситимии, высокие показатели по шкале депрессивности, агрессивность и др. [3; 5; 7]. Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик (и количественных, и качественных), которые психолог постоянно использует в своей работе.
Литература
Вассерман Л. И. Медицинская психодиагностика / Л. И. Вассерман, О. Ю. Щелкова. — М., 2005.
Змановская Е. В. Девиантология: Учеб. пособие. 5-е изд. — М., 2008.
Змановская Е. В. Психология девиантного поведения; структурно-динамический подход. — СПб., 2005.
Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие / А. А. Реан. — Спб., 2001.
Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М., 2005.
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / Д. Я. Райгородский (редактор-составитель). — Самара : Издательский дом «БАХРАХ», 2008. — 672 с.
Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. — М. : Академический проспект ; Трикса, 2005.
Тема 4. Психологические аспекты психопрофилактики наркозависимого поведения личности
Цель: научиться использовать данные, полученные в ходе проведения диагностических методов исследования, как основу для составления плана психопрофилактической работы с учетом личностных особенностей исследуемого.
Основные понятия:психопрофилактика, развитие личности