Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Учение о космосе и логосе в философии Гераклита Эфесского.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гераклит из Эфеса(ок. 544 г. – 480 г. до н.э.) – крупный древнегреч. философ-материалист, основатель философского направления Происходил из царского жреческого рода, но отказался от наследственного титула в пользу брата. По преданию, завещал свое сочинение храму Артемиды Эфесской. Гераклит излагал свои мысли афористически, в загадках и образах, и за трудность интерпретации своего метафорического языка современниками был назван «темным», а за пессимистические взгляды на жизнь (в силу невозможности повлиять на ход дел в общественной жизни города, где торжествовала власть демоса) его назвали «плачущий».

первоначалом всего сущего считал огонь;

вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

считал, мир находится в постоянном движен. и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

признавал относительность окруж. мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

выступал за материальность человеческой и мировой души;

был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Важным звеном в философской системе Гераклита, соединяющим его учение о вечно живом огне с его воззрениями на познание мира, является учение о логосе, душе и Боге. В представлении эфесского мудреца, жизнь мира подчинена известной закономерности, которую он именует логосом («слово», «речь», но также и «смысл», «разум»). Эта закономерность имманентно присуща миру, стало быть, существует от века. Гераклит говорит о превращениях огня, в частности образовании моря, согласно тому же логосу, который был раньше, чем возникла Земля. Закономерность эта пронизывает весь космос, включая и населяющих этот мир людей, ибо логос присущ всем. Он определяет развитие космоса, то есть логос всем управляет. Своею главной заслугой философ считает именно постижение этой общей закономерности, которой большинство людей не желает замечать, несмотря на то, что с проявлениями ее они сталкиваются на каждом шагу. «Ибо все человеческие законы питаются единым божественным. Ибо последний господствует насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает». «Этот правящий миром закон есть, по Гераклиту, «слово», или «логос», и люди имеют с ним постоянное общение…»

Логос Гераклита являет собою выраженную объективную категорию. Представление о логосе смыкается у философа с представлением о душе, где мистический момент определенно уже довлеет над реальностью. душа мыслится у Гераклита как важнейшее одухотворяющее начало в человеке, представляющее собой – при всем отличии от тела – тоже материальную сущность, только особого свойства. Гераклит убежден, что души людей продолжают свое существование и после смерти их телесных носителей. «Основу души человеческой Гераклит видит в сухом огненном веществе… В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется "сухим блеском". А вот наихудший удел для души – увлажниться. Поэтому "наихудшая" душа у пьяниц: "Пьяный шатается, и его ведет незрелый юноша. Он не замечает, куда идет, так как душа его влажная"»

Главное, однако, в учении Гераклита о душе состоит в установлении связи между душою человека и общим логосом. Душа, согласно Гераклиту, сопричастна логосу, и этим объясняются неисчерпаемые потенциальные возможности человеческого разума. Ведь, согласно Гераклиту, идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом. И та же мысль еще короче выражена «в 115-м фрагменте, что "душе присущ логос, сам себя умножающий"»

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.