Многие идеи просветителей пережили их время и продолжают оставаться актуальными. Это, прежде всего, относится к их пониманию важной роли нравственных норм в регулировании отношений людей. При этом отмечалось большое значение социальной среды в формировании нравственных отношений в обществе.
Согласно Гельвецию, «всем тем, чем мы являемся, мы обязаны воспитанию», которое понимается весьма широко, включая влияние социального строя страны.
Ключевую роль в этической теории просветителей играет соотношение личного и общественного интереса, через которое они определяли основные этические категории: добродетель и порок. Так, Гельвеций в книге «О человеке» всесторонне анализирует понятие «общего интереса», с позиций которого определяется добродетель. Этот общий интерес не противопоставляется частному интересу, а гармонически с ним связывается (разумный эгоизм).
С одной стороны, личный или «частный» интерес выступает у Гельвеция в качестве неотъемлемой черты человеческой природы, устранение которого погрузило бы людей в гибельную апатию, уничтожило цивилизацию и разрушило общество в любой его форме. Но, с другой стороны, личный интерес получает этическую окраску в прямой и строжайшей зависимости от согласования с общественным интересом.
Характерной чертой просветителей является тесное увязывание этических проблем с социально-политическими. По мнению Гельвеция и Гольбаха, личные интересы определяются общественными лишь тогда, когда последние воплощаются в той или иной системе политических и юридических законов, а все искусство законодателей заключается в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу. Гольбах в своей «Системе природы» писал: «Пусть нам не говорят, что ни одно правительство не может сделать всех своих подданных счастливыми. Оно, конечно, не может надеяться удовлетворить ненасытные капризы…, но оно может и должно заняться удовлетворением реальных потребностей большинства граждан».
Мысль Монтескье о необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную и сегодня во многом определяет политическую жизнь общества.
Задания. Вопросы.
Ответы.
1. Что называли Просвещением в XVII–XVIII веках?
2. Каковы теоретические истоки философии французского Просвещения?
3. Каковы основные черты философии французского Просвещения?
4. Что такое деизм? Назовите представителей этого направления эпохи Просвещения.
5. В чем суть концепции «просвещенного правления»?
6. Раскройте сущность теории «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо.
7. Охарактеризуйте главное содержание теории «естественных прав».
8. Что Вольтер понимал под «естественной религией»?
9. Какие социальные идеи Локка и Гоббса получили развитие в работах французских просветителей?
10. Назовите политико-мировоззренчес-кие идеи Руссо и Монтескье, которые являлись социально-философ-скими новациями в их время и стали очевидными в современных правовых государствах.
11. Назовите основных представителей материалистической философии Просвещения. Каковы основные идеи их философии?
12. В чем суть позиции разумного эгоизма?
Задания. Тесты.
Ответы.
1. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:
а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;
б) материалистическое мировоззрение;
в) необходимость юридического равенства всех граждан;
г) идея собственности как естественного свойства человека.
2. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы:
а) просвещения и невежества;
б) классов;
в) этносов и разных культур;
г) великих личностей.
3. Монтескье предлагал:
а) отделить церковь от государства;
б) разделить поровну между гражданами частную собственность;
в) уравнять в правах женщин и мужчин;
г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Кому принадлежит идея об отрицательном воздействии научно-техни-ческого прогресса на состояние нравственности:
а) Вольтеру;
б) Дидро;
в) Руссо;
г) Гельвецию.
5. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:
а) в правлении непросвещенных людей;
б) частной собственности;
в) физическом неравенстве;
г) отсутствии свободы.
6. Вольтер трактует человека как:
а) социальное животное;
б) разумное существо;
в) природное существо;
г) ощущающее существо.
7. В этической теории Гельвеций опре-деляет добродетель через:
а) общий интерес;
б) частный интерес;
в) потребности;
г) разум.
8. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят:
а) от реальных потребностей;
б) от их ментальности;
в) от обстоятельств;
г) от формы их деятельности.
9. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем:
а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;
б) отмены частной собственности;
в) уравнивания собственности людей;
г) просвещением людей.