Существует 3 основных типа расположения: в изолированном магазине, в неспланированном деловом районе, в спланированном торговом центре.
Важный шаг в анализе расположения – понять, покупателей из каких торговых зон желает привлечь магазин, и кого может привлечь реально. А также – на какую торговую зону ориентируются конкуренты. Рассмотрим факторы, которые следует учитывать при оценке привлекательности и доступности магазина для пешеходов и автомобилистов. Время на разворот, стояние в пробках и время на парковку тоже учитывается при определении торговых зон. Так, часть интересных для магазина покупателей оказывается не в ближней, а в средней или даже в дальней торговых зонах. Сложная транспортная развязка иногда отбивает у автомобилистов желание посетить магазин. Пересечение двух крупных магистралей сужает область торговли магазина, а если путь пересекает оживлённая магистраль, то время, теряемое на её переход, негативно сказывается на доступности магазина для пешеходов. Близость трассы – безусловно, положительный фактор, но останавливаться будут далеко не все. Автомобилисты более требовательны и при отсутствии парковки могут отказаться от посещения магазина. Для автомобилистов важно, с какой стороны от дороги расположен магазин. Магазины на выезде из города могут учитывать в ассортименте и ценовой политике потоки на дачу и с дачи. Расположенные справа от трассы магазины в летний период могут расширять ассортимент товаров для использования на даче и продуктов для потребления в выходные, в том числе, быстрого приготовления. Покупатели, возвращающиеся с дачи, могут в целях экономии времени закупать продукты на неделю, если цены достаточно привлекательны. В спальных районах часто неоправданно ориентироваться на всех жителей, возвращающихся из центра с работы. Как правило, водители останавливаются для покупок по дороге к дому на правой стороне улицы. Если магазин расположен на левой стороне при движении из центра города, имеет смысл ориентироваться на пешеходов и домохозяек «со своей стороны», которые совершают покупки днем.
18.Управление ассортиментом в розничной торговой организации: показатели, оперативное управление и методы анализа для его оптимизации.
Ассортимент – это совокупность видов товаров, разновидностей, сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров яв-ся: сырьевой, производственный, потребительский. Различают производственный и торговый ассортимент товаров. Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).
К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров. К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (в первую очередь наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.
Процесс формирования ассортимента осуществляется по след.этапам: определяется перечень основных групп и подгрупп товаров; осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов; определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплесксов , разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемого контингента покупателей.
Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемый в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. Осн. Фактором определяющим кол-во комплексов и их наименования яв-ся размер торговой площади магазина. На ряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.
19. Управление товароснабжением розничных торговых организаций: стадии процесса управления закупками, критерии выбора товара и поставщика.
Товароснабжение – это комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку, продажу. Существуют следующие формы товароснабжения: транзитная –поступление товаров в магазин непосредственно от поставщиков; складская – через склады оптовых посредников. Товары, имеющие высокую скорость оборачиваемости и короткий срок хранения, доставляются в магазин в контейнерах на роликах, кроме них используются поддоны. Розничная форма товароснабжения будет рентабельна для прставщика-производителя при следующих обстоятельствах: кол-во продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт; потребителей немного и они расположены на небольшой территории; товар требует высокоспециализированного сервиса; объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места.
На организацию товароснабжения оказывают влияние следующие факторы: производственные (размещение производства, его сезонность); социальные (расселение, уровень доходов); транспортные; торговые (размеры, специализация и размещение предприятий торговли).
Критерии выбора поставщиков:
- цены, качество обслуживания, сроки выполнения текущих и экстренных заказов, гарантии на товар, расположение склада, рекламная поддержка.