Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Факторы объективного и субъективного порядка, оказывающие влияние на развитие инновационной деятельности





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факторы объективного порядка. Экономическая составляющая макроокружения, ее анализ позволяет понять, как формируются и распределяются инновационные ресурсы, какова величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы и как они влияют на инновационную деятельность фирмы.

Анализ правового регулирования инновационной деятельности дает фирме возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

Политическую составляющую макроокружения необходимо знать в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в области инновационной деятельности, с помощью которых государство будет приводить в жизнь свою политику.

Изучение социальной составляющей макроокружения направлено на выявление влияния на инновационную деятельность таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и ценности; демографические структуры общества; рост населения.

Анализ потребителей позволяет лучше уяснить следующие проблемы: какой вид продукции пользуется наибольшим спросом у потребителя; на какой объем продаж может рассчитывать фирма; насколько можно расширить круг потенциальных покупателей; что ожидает продукцию в будущем и др. Анализ поставщиков направлен на выявление отдельных аспектов в деятельности субъектов, снабжающих фирму различным сырьем, по­луфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и др., от которых зависят эффективность работы фирмы, себестоимость и качество продукции, производимой фирмой.

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходной бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды для обеспечения реализации продукции и своего преимущества, занимает особое и важное место в инновационном менеджменте.

Важным фактором внешней среды инновационного предприятия является развитие научно-технического прогресса.

Движущей силой новаций является научно-технический прогресс который способствует появлению и внедрению новаций во всех сферах общественного производства любой страны.

Факторы субъективного характера

предпринимателя в инновационном процессе, как связующее звено между изобретением и нововведением.

Также влияют следующие субъективные факторы:

- изменение норм, ценностей, жизненных стилей, культуры;

- индивидуализация и динамизм поведения потребителей;

- демография: резкое снижение рождаемости в развитых странах.

 

36. Организация и формы инновационного менеджмента: инновационный процесс и его функции, организационная структура

Инновационный процесс-это процесс преобразования научного знания в инновацию. Инновационный процесс направлен на создание и ис­пользование новых продуктов, технологий или услуг. Таким образом, инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта.

Инновационный процесс включает в себя два этапа: 1) создание нов­шеств; 2) разработка и реализация новшеств как нововведений. При этом на разработку и реализацию нововведений затрачивается больше времени и средств, чем на создание новшеств.

Одновременно инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует струк­туру инновационного процесса. К этим элементам относятся: инициация; маркетинг инновации; выпуск (производство) инновации; реализация инновации; продвижение инновации; оценка экономической эффективности инновации; диффузия инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация (лат. initiatio - совершение таинств) - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.

В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт, определяется объем их выпуска, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности.

Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio -распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Особенностью современной внутрифирменной организации многих компаний стала полная интеграция организационных форм управления инновационной деятельностью в традиционные организационные структуры, что сказывается на вертикальных и горизонтальных связях, системе подчиненности и организационных принципах компаний. Существуют три принципиально отличные формы организации инновационной деятельности: последовательная, параллельная и интегральная.

Последовательная форма предполагает поэтапное проведе­ние запланированных мероприятий поочередно в каждом функ­циональном подразделении. После окончания этапа в кон­кретном подразделении результаты передаются руководству компании, которое принимает решение о целесообразности продолжения.

Параллельная организация предполагает проведение всех ра­бот по проекту одновременно во всех подразделениях. В дан­ном случае для корректировки работ достаточно направить проект на изменение лишь в соответствующий отдел.

Самой распространенной разновидностью интеграционной формы является матричная система организации. Ее суть состоит в том, что наряду с традиционными функциональными и производственными подразделениями создаются временные проектные целевые группы во главе с руководителем проекта, выполняющим функцию координации. При принятии очередного инновационного решения руководитель проекта создает целевые подразделения, куда на время осуществления проекта приглашаются специалисты из различных подразделений компании.

 

37. Управление инновационным проектом: разработка программ и проектов, мониторинг и контроль реализации

Проект-это целенаправленное использование ресурсов организации специально созданной командой специалистов для получения результата - решения комплекса задач сложной проблемы стратегического развития в ограниченные сроки, приемлемого количества и качества.

Инновационный проект - это проект, решение задач, которого направлено, либо на создание новшества, либо на освоение новой технологии или нового метода, новой системы или структуры. И стратегическое развитие имеет содержание в виде инновационного развития организации на основе созданного или освоенного новшества.

Под программой будем понимать совокупность взаимосвязанных проектов, исполняемых разными подразделениями компании, совместное управление которыми предпринимается для достижения единой стратегической цели программы. Можно выделить следующие признаки, по которым проект уже нужно называть программой: крупные инвестиции, много участников, ключевая роль в стратегии компании, общеизвестность.

Деятельность по разработке проекта начинается с разработки концепции проекта, продолжается при выборе стратегических решений выполнения проекта и разработке его деталей, включая составление контрактных предложений, заключение контрактов, выполнение работ, и заканчивается при завершении проекта.

Мониторинг проекта - это регулярный процесс сбора, измерения и распространения информации об исполнении проекта, ее регистрация, оценка изменений и подготовка к принятию решения. Целью мониторинга является предоставление руководству проекта или компании информации о реализации проекта, достаточной для принятия ключевых решений.

Контроль реализации проекта - это принятие решения и осуществление действий, направленных в первую очередь на уменьшение разницы между базовым планом проекта и его фактическим состоянием. Контроль главным образом сфокусирован на трех параметрах проекта: выполнении объема работ, уровне затрат и времени реализации при обеспечении необходимого качества. В общем виде контроль проекта проводится для того, чтобы запланированные события осуществлялись точно по плану, неза­планированные - по возможности не происходили и корректировались все возникающие отклонения от плана.

 

38. Инновационные приемы в менеджменте организаций: бенчмаркинг, инжиниринг, реинжиниринг, мэрджер, аутсорсинг

Бенчмаркинг

Функциональный бенчмаркинг означает сравнение параметров работы отдельных функций. Бенчмаркинг (англ bench — место, marking — отметить) представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъек­тов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положитель­ного опыта в своей работе. Бенчмаркинг включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать и организовывать исполь­зование всех положительных достоинств чужого опыта в своей работе.

Бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно к инно­вациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.

Бенчмаркинг бывает двух видов: общий; функциональный.

Общий бенчмаркинг представляет собой сравнение показателей про­изводства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого количества продавцов аналогичного продукта. Такое сравнение позволяет наметить четкие направления инвестиционной деятельности.

Функциональный бенчмаркинг означает сравнение параметров работы отдельных функций продавца с аналогичными параметрами лучших предприятий (продавцов), работающих в похожих условиях.

Инжиниринг (англ, engineering - изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или круп­ных проектов.

Инжиниринг затрагивает, прежде всего, создание инновационного проекта. Поэтому его можно представить как инжиниринг инноваций. Ин­жиниринг инноваций - это комплекс работ и услуг по созданию инноваци­онного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации.

Инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и опреде­ление будущих перспективных направлений инновационной деятельности.

Реинжиниринг инноваций

Реинжиниринг в качестве приема инновационного менеджмента зат­рагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение и распро­странение.

В управлении инновацией реинжиниринг связан с определенной це­лью, стоящей перед инновацией: с текущей потребностью или со стратеги­ческой потребностью в нововведениях.

Исходя из этого, различают: кризисный реинжиниринг; реинжиниринг развития.

Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением объема про­дажи продукта в связи со снижением спроса на него или в связи с падением имиджа продавца инновации. Такое положение является свидетельством наметившейся тенденции к снижению конкурентоспособности на рынке, а возможно, и к его банкротству. Поэтому возникает потребность в немедлен­ном проведении мероприятий по ликвидации наметившегося кризиса.

Реинжиниринг развития рассчитан на внедрение инновации для пер­спективной перестройки бизнес-процесса. Он предполагает переход от биз­нес-процесса к бизнес-процесс-реинжинирингу. Бизнес-процесс-реинжи­ниринг представляет собой оптимизацию и управление хозяйственным процессом.

Мэрджер означает поглощение фирмы более сильной компанией. Причиной мэрджера на рынке, как правило, является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продается медленно из-за противодействий конкурентной фирмы.

Мэрджер проводит поглощающая компания в отношении приобретаемой фирмы и включает в себя действия компании по следующим этапам.

Возможны три формы мэрджера: Компания покупает имущество фирмы, т.е. ее здания, помещения, другие объекты недвижимости, оборудование, транспорт и другие основные фонды и нематериальные активы. Компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы. Компания покупает крупный пакет акций фирмы, дающий ей право на управление фирмой.

Аутсорсинг - передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

 

39. Функциональная направленность и целевая ориентация УР.

Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия либо, наоборот, воздержаться от них.

Функции управленческого решения неразрывно связаны с функциями самого управления - планирование, организация (взаимодействие и полномочие), построение организаций; мотивация, контроль. Однако основными управленческими функциями в организации являются: управление процессами, происходящими внутри организации; управление процессами взаимодействия организации с внешней средой; непосредственное управление организацией.

Процесс разработки и реализации УР должен быть ориентирован на достижение запланированной цели. Ориентация на цели достигается в результате применения профессиональных управленческих технологий, разработки и реализации УР. В состав технологий входят целевые и процессорные технологии. Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментариями.

Целевые технологии основаны на приоритете целей над ситуациями и ориентируют решение на достижение цели, а не на устранение мешающих воздействий. К целевым технологиям относят: -инициативно-целевую; -программно-целевую; -регламентную.

Инициативно-целевая технология.

Основана на выдаче заданий без указания средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Предусматривает разработку руководителем только конечной цели для работника или группы и срока выполнения без указания механихма достижения.

Для данной технологии эффективна линейная организационная структура.

Программно-целевая технология.

Состоит в выдаче заданий с указанием средств, методов и времени их выполнения. Выполнение заданий контролируется с помощью внешнего и внутреннего контроля промежуточных состояний. Технология предусматривает разработку руководителем целей, средств и методов. Если какое-то промежуточное значение не достигнуто, то на его выполнение выделяются дополнительные ресурсы. Если заданное промежуточное значение превосходит запланированное, то часть ресурсов переводится на другие нужды. Данная технология формирует управление по упреждениям.

Регламентная технология.

Состоит в выдаче заданий с указанием средств и их возможных ограничений, рекомендуемых методов и ориентировочного времени их выполнения. Предусматривает наличие жесткого контроля прцесса приближения к цели.

Технология базируется на статистических методах, теории разработки решений в условиях неопределенности. Рекомендуется линейно-функциональная продуктовая структура, а так же структура , ориентированная на потребителя.

 

 

40. Типология и модели УР.

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Правильность УР достигается благодаря возможности человека проникнуть в суть решаемой проблемы и понять ее.

УР, основанные на суждениях и здравом смысле, занимают большое место в общем наборе решений. Приоритет опыта над новейшими знаниями характеризует данный подход к РУР. Опыт имеет очень большое значение при разработке и выборе УР.

Рациональные УР основаны на профессиональном использовании управленческих технологий (целевых и процессорных) и методов разработки и выбора (аналитических, статистических, активизирующих, экспертных и др.).

Классификация УР:

по функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;

по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;

по причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;

по повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);

по масштабам воздействия: общие и частные;

по времени действия: стратегические, тактические и оперативные;

по прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;

по характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;

по методам переработки информации: алгоритмические, эвристические;

по числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;

по направлению воздействия: внутренние и внешние;

по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;

по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;

по способу фиксации: письменные и устные.

Модель Карнеги - к решениям на уровне организации, как правило, подключаются многие менеджеры, и что окончательный выбор менеджеры могут сделать только в коалиции.

Модель мусорного ящика представляет собой один из новейших и наиболее интересных примеров разработки управленческих решений в организациях. Ее нельзя напрямую сравнивать с другими, описанными ранее, моделями, поскольку модель мусорного ящика имеет дело с системой или потоком многочисленных решений внутри организации, в то время как модели Карнеги и инкрементальная модель фокусируются на принятии одиночного решения. Модель мусорного ящика помогает размышлять об организации в целом и о решениях, наиболее часто принимаемых менеджерами организаций.

Организованная анархия. Модель мусорного ящика была разработана с целью объяснить схему принятия управленческих решений в организациях, чья деятельность является в высшей степени неопределенной. Майкл Коэн, Джеймс Марч и Джон Олсен, стоявшие у истоков создания этой модели, назвали условия крайней неопределенности организованной анархией, которая представляет собой экстремально органичную организацию. Организованная анархия не полагается на нормальную вертикальную иерархию власти и бюрократические правила принятия решений.

Количественные методы принятия решений. Эта группа методов основывается на научно-практическом подходе, предполагающем нахождение оптимального решения путем обработки (с использованием современных технических средств) больших массивов информации и построения платежной матрицы, дерева решений, анализ точек безубыточности.

В зависимости от математических функций, положенных в основу моделей, выделяют:

1) линейное моделирование, основанное на линейных зависимостях;

2) динамическое программирование, позволяющее вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;

3) вероятностные и статистические модели, основывающиеся на методах теории массового обслуживания;

4) теорию игр, позволяющую моделировать ситуации, в рамках которых решения должны учитывать несовпадение интересов различных подразделений организации;

5) имитационные модели, позволяющие экспериментально проверить реализацию решений, скорректировать исходные цели и уточнить требования к ним.

Неформальные (качественные) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей используют неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Эта совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.

(Другие качественные методы прогнозирования.

Мнение жюри. Его суть складывается в соединении и усреднении мнений экспертов в данной области.

Метод исследования информации сбитовикив, то есть когда торговые агенты на основе своего опыта предусматривают спрос на определенном целевом рынке.

Модель ожиданий. Она базируется на опросе потребителей и обобщении их мыслей.

Метод Дельфи. Неформальные (эвристические) методы принятия решения.

 

41. Организация процесса разработки УР с учетом влияния факторов внешней среды.

Существует множество различных моделей разработки и принятия управленческих решений.

В основе науки о принятии решений лежит рациональная модель принятия решений, которая предполагает, что результатом процесса принятия решений должны стать решения, выбранные из ряда альтернатив, дающее наибольший экономический эффект и включающее следующие этапы:

1. выявление и диагностика проблем.

2. Разработка ограничителей и критериев.

3. Разработка альтернатив

4. Оценка и выбор альтернативы

Укрупненный алгоритм выбора решения с четко выраженной структурой:

1. формирование множества переменных и параметров в составе

o разрешающих переменных, значения которых свободно выбираются ЛПР (множество, из которого будет осуществляться выбор);

o множество внешних или экзогенных переменных, которые не контролируются ЛПР;

o множество параметров, значения которых считаются вполне определенными и также не зависят от ЛПР;

2. разработка системы целей (критериев), которые будут учитываться при принятии решений;

3. описание связей целей, переменных и параметров, т.е. формирование модели;

4. в общем случае требуется разработка методов оценки результатов вариантов решений для возможности выбора из них наилучшего.

Для процедуры разработки УР руководителю и аппарату управления необходимо осуществить следующие действия:

1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы их подчинения, времени исполнения задания, промежуточных этапов контроля хода выполнения, выделяемых ресурсов.

2. Ознакомить и разъяснить разработчикам УР содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке УР.

3. Разъяснить разработчикам УР их права, ответственность и полномочия при выполнении работы.

4. Обсудить с разработчиками УР неучтенные детали для успешного выполнения работ.

5. Акцентировать внимание на степени важности предлагаемой работы по разработке УР.

6. Выделить работникам необходимые оргтехнику, помещение и указать на источники необходимой деловой информации.

7. Провести контроль со стороны юриста или референта на соответствие вариантов разрабатываемого УР действующему законодательству и уставным документам компании.

8. Оформить заключение о технической, экономической и организационной выполнимости вариантов УР.

9. Получить заключение внешних экспертов о безопасности предстоящей реализации УР в экономической, экологической и других областях.

Многие специалисты по разработке и реализации УР советуют привлекать исполнителей к разработке УР, для того чтобы они заранее знакомились с концепцией УР и задачами, вытекающими из него. Будущие исполнители, участвующие в разработке УР, вносят в него элементы реальности, так как хорошо знают предмет УР, его резервы и трудности.

К разработке управленческих решений имеет смысл привлекать передовиков производства и новаторов, чей острый ум может помочь найти оригинальные подходы при разработке УР.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.