Бэкона можно назвать последним мыслителем эпохи Возрождения и первооткрывателем философии Нового времени. Ф. Бэкон знакомится с работами Аристотеля, Платона, Софокла, Эврипида, однако воспринимает их критически.
Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связанные с его проектом «Великого Восстановления Наук», главный трактат «Новый Органон». В нем дается изложение «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки.
В другую группу вошли такие работы, как «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и др.
Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки - принесение пользы человечеству. Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».
Фундаментом всякого познания, по оценке Бэкона, является опыт, который должен быть соответственно организован и подчинен определенной цели.
Как форма умозаключения, индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. Дедуктивный метод исследования основан на движении мысли от общего к частному.
Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция представляет вывод общего положения о классе в целой. Неполная индукция позволяет делать вывод на основе изучения не всего класса явлений, а только его части.
Учение об «идолах» или призраках познания.
Бэкон считал, что человеческое сознание не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точного познания встают предрассудки.
Аллегорически он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов он отнес к врожденным, а вторые два вида идолов - к приобретенным в процессе жизни людей.
Первый вид заблуждений - идолы рода - присущ всем людям, поскольку они примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, стремление человека распространить представления о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир и тд.
Второй вид заблуждений - идолы пещеры, сущность которых составляют индивидуальные особенности человека. Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика социальной среды обитания, направленность интересов личности.
Третий вид заблуждений - идолы рынка (или рыночной площади), которые возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины.
Четвертый, последний, вид заблуждений - идолы театра, которые своими корнями уходят в науку и философию. Они переселяются в человеческие мысли из различных философских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам.
Основное средство преодоления «призраков» - обращение к опыту и обработка опытных данных научным методом. Проблему выбора истинного метода Бэкон решает аллегорическим способом. По его мнению существуют три основных пути познания - «паука, муравья и пчелы».
-«Путь паука» - это попытка вывести истину из «чистого» сознания как такового. На этом пути имеет место полное пренебрежение к фактам и самой действительности. Выводы, получаемые таким методом, имеют форму гипотез.
«Путь муравья» - это узкий эмпиризм, сконцентрированный только на сборе фактов. Эмпирики настойчиво, как муравьи, собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать.
«Путь пчелы» сочетает в себе достоинство первых двух методов и свободен от недостатков каждого из них. С его помощью исследователь совершает подъем от эмпирии к теории. Боязнь этого подъема поворачивает на ложный «путь муравья», а поспешность восхождения уводит на «путь паука».