§ Не должно вредить здоровью (ни физическому, ни психическому).
§ Если есть сомнения наказывать или не наказывать – не наказывайте.
§ За один раз – одно.
§ Срок давности (должно быть своевременным).
§ Наказан – прощен.
§ Без унижения.
§ Дети не должны бояться наказания.
§ Должно быть сообразно ситуации.
Важно:
§ Проявлять терпение
§ Объяснить причину
§ Выслушать обе стороны
§ Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.
§ В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо.
§ Если «сцепились» двое наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного. Если «достанется» обоим – обиженных не будет, все останутся довольны.
§ Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.
§ При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого.
§ Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).
§ Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).
§ Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.
§ Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием.
§ Наказывать детей должен только вожатый (ни директор, ни старшие воспитатели), т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация.
§ Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.
§ Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.
§ Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.
Индивидуальная
Сумма оценок за день (награждается ребенок, который хорошо выступил и пр.)
Система оценок
Групповая/коллективная
Награждается отряд за то, что кто-то хорошо себя проявил
Смешанная
Итоги оценок подводятся каждый вечер.
Источником положительных и отрицательных поступков является детская гиперактивность. Поэтому положительные и отрицательные оценки нужно ставить отдельно.