Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Материальная ответственность



Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Формы материальной ответственности:

1. репарация;

2. реституция;

3. субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл., что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести «свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая» (ст. 21). Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время Второй мировой войны.

Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций.

Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания. В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственною государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция.

Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

Из различных форм возмещения компенсация является наиболее распространенным видом санкций.

По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.
Например, в деле о судне «Сайга» Сент-Винсент и Гренадины потребовали компенсацию от Гвинеи после противоправного ареста и задержания зарегистрированного на Сент-Винсенте и Гренадинах судна «Сайга» и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере 2 123 357 долл. США с учетом процентов. Основные категории компенсированного ущерба включали, в частности, ущерб, нанесенный судну, расходы, связанные с задержанием судна, и ущерб, понесенный в связи с задержанием капитана, членов команды и других лиц, находившихся на борту судна.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

 

 

3. Вопросы гражданства в международном праве.

 

Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями. Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.

Гражданство может быть приобретено следующими способами:

  1. по рождению (филиация) – в силу общих принципов и норм международного права каждый ребенок имеет право на гражданство. Филиация может иметь место на основе двух принципов:

а) национальный принцип, или «право крови» (jus sanguinis), определяет гражданство ребенка гражданством его родителей независимо от места рождения;
б) принцип «права почвы» (территориальный принцип – jus soli) – определяет гражданство по месту рождения независимо от гражданства родителей;

  1. в порядке натурализации (укоренение) – это добровольный акт волеизъявления натурализуемого лица, который выражается как в подаче заявления о натурализации по собственной воле, так и в молчаливом согласии при территориальных изменениях. Однако без согласия государства натурализация невозможна. Односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или апатриду, с точки зрения международного права считаются противоправными. Принудительная натурализация является ничтожной;
  2. натурализация на основании закона, которая не основана на личном выборе лица, имеет место как правовое следствие усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу;
  3. 4)приобретение гражданства на основании международного договора имеет место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно (объединение ГДР и ФРГ) или разделения одного государства и образования нескольких (распад СССР).

Приобретение гражданства может иметь место также:

  1. при заключении соглашений о репатриации;
  2. при переходе части территории от одного государства к другому (цессия);
  3. при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами;
  4. при добровольном выборе гражданства (оптация) – население в индивидуальном порядке может выбрать гражданство, при этом оптант обязуется проживать на территории того государства, гражданство которого он избрал;
  5. при автоматическом изменении (трансферт) – население территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно, переходит из одного гражданства в другое независимо от согласия;
  6. при территориальных изменениях.

Утрата гражданства возможна в случаях:

  1. экспатриации – в результате добровольного выхода; 2.денатурализации – принудительное лишение гражданства натурализованных лиц государством; 3. на основании положений международного договора; 4.при перемене гражданства в случае натурализации, в связи со вступлением в брак, усыновлением и т. п.

Однако в отдельных случаях институт гражданства сталкивается и с международным правом. К международно-правовым вопросам гражданства необходимо отнести:

1) коллизионные вопросы гражданства;

2) вопросы безгражданства (апатризма);

3) вопросы многогражданства (бипатризма).

Под коллизионными вопросами гражданства принято понимать столкновение норм различных национальных правовых систем, приводящие к появлению бипатризма и апатризма. Решение коллизий законов о гражданстве возможно в современном международном праве на основе международных договоров по данным проблемам. Например, принятая 12 апреля 1930 г. Конвенция, касающаяся некоторых вопросов, связанных с коллизией законов о гражданстве.

В конвенции подробно регламентируются вопросы гражданства детей при возникновении коллизий законов о гражданстве между «правом почвы» и «правом крови».

Вопросы безгражданства решаются в настоящее время на основании Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Для ликвидации безгражданства Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

1. Если ребенок родился на территории государства и не приобретает гражданство, то/государство должно ему предоставить свое гражданство.

2. Найденыш, находящийся на территории государств, считается рожденным от граждан государства его нахождения.

3. Ребенок приобретает гражданство государства, если хотя бы один из его родителей является гражданином этого государства.

4. Утрата гражданства в следствие изменения статуса должна осуществляться при условии приобретения этим лицом другого гражданства. Это же положение касается случаев отказа от гражданства.

Международно-правовые вопросы бипатризма на практике чаще всего решаются на основе международных договоров по вопросам двойного гражданства. Проблема многогражданства возникает в случае использования дипломатической защиты и исполнения обязанностей в отношении государства своего гражданства. Перечисленные проблемы решаются с использованием так называемого института «эффективного гражданства», под которым понимается, что гражданин обладает эффективным гражданством того государства, где он в основном или преимущественно проживает или имеет недвижимую личную собственность. Таким образом, гражданин пользуется дипломатической защитой и несет обязанности перед тем государством, эффективным гражданством которого он обладает.

 

 

4. Генеральная Ассамблея ООН - структура, компетенция, порядок принятия решений.

 

Генера́льная Ассамбле́я ООН —учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН[1] главный совещательный,директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов[2] Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

· рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

· обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;

· организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;

· рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;

· получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;

· рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

· избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

В последние годы особое внимание уделялось достижению консенсуса по обсуждаемым вопросам, а не принятию решений путем проведения официального голосования, что и обеспечивало более активную поддержку решений Ассамблеи. Председатель, после проведения консультаций и достижения договоренности с делегациями, может предложить принять резолюцию без голосования.

 

 

5. Государство - основной субъект международного права.

 

Особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения.

Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, — государственным суверенитетом. Суверенитет государство осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства. В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого: действия государства определяются собственными законами и нормами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.
Международная правосубъектность государства связана с участием в деятельности международных организаций. Вступление в члены организации предполагает принятие обязательств по ее уставу, признание определенных полномочий организации и ее решений в соответствии с их юридической силой. В действующей Конституции Российской Федерации отныне имеется специальная норма (ст. 79), согласно которой Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами (очевидно, прежде всего учредительными актами таких объединений), если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Таким образом, государство как субъект международного права обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и их выполнением, а также стремлением к тому, чтобы нормы международного права выполнялись всеми субъектами, имели юридическую обеспеченность. Правосубъектность государства существует независимо от воли других субъектов международного права и сохраняется до тех пор, пока государство существует. Она универсальна, охватывая все компоненты предмета международно-правового регулирования.

Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

 

 

6. Действия международных договоров во времени и пространстве.

Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действие международного договора во времени. Государства до вступления международного договора в силу могут оговорить его временное применение. Действующим международный договор является тогда, когда он обрел и не утратил юридическую силу. Вступивший в силу международный договор становится юридически обязательным для всех его участников. Так, договоры могут вступать в силу с момента подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. Международный договор может заключаться на определенный срок, на неопределенный срок и не содержать указания на срок действия либо иметь указание на бессрочность договора. Положение о сроке международного договора указывается в самом договоре. На определенный срок заключаются двусторонние и многосторонние договоры. Двусторонние договоры могут содержать условие того, что по истечении определенного срока действия они будут оставаться в силе до тех пор, пока один из участников договора не заявит о своем выходе из него. Некоторые договоры могут содержать положения, по которым срок международного договора будет продлен автоматически на 3 года или 5 лет. Продление будет осуществляться до тех пор, пока один из участников международного договора не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией. В случае, если срок международного договора истек, то стороны могут договориться о его продлении. Такое продление срока международного договора называется возобновлением (или восстановлением) срока действия международного договора. Бессрочным является договор, который не указывает на срок его действия и не содержит условий его прекращения, либо который прямо предусматривает бессрочность его действия.

 

Международный договор обязателен для всех участников договора, в отношении всей его территории. Это действие международного договора называется «действие в пространстве и по кругу лиц».

 

7. Дипломатические иммунитеты и привилегии членов персонала дипломатических представительств.

 

Работники дипломатических представительств пользуются определенными иммунитетами и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитет – это изъятие представительства и его сотрудников из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания наиболее благоприятных условий для осуществления своих функций дипломатическим представительством.

Различают иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и непосредственно самих сотрудников дипломатических представительств.

Дипломатические представительства обладают следующими привилегиями и иммунитетами:

  1. неприкосновенность помещений представительства, т. е. никто не может проникнуть на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства;
  2. помещение представительства, а также находящееся там имущество, включая средства передвижения, пользуются комплексом иммунитетов (от обыска, ареста, исполнительных действий и т. д.);
  3. представительство освобождается от всех налогов, существующих на территории государства, на котором оно расположено;
  4. архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это правило распространяется также на официальную корреспонденцию и дипломатическую почту, которая не подлежит вскрытию и задержанию;
  5. сотрудники представительства имеют право свободно передвигаться в стране пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и льготами:

1. Он обладает личной неприкосновенностью. Его нельзя арестовать, даже задержать, разве что только для выяснения личности. Он не может быть обыскан. И он неподсуден по любым делам. Претензии к нему местные власти улаживают по дипломатическим каналам через свое министерство иностранных дел.

2. Его транспортное средство — неприкосновенно. Оно не подлежит ни задержанию (аресту), ни обыску, ни тем более реквизиции.

3. Его жилище — неприкосновенно. Власти страны пребывания не могут вторгаться в него ни под каким предлогом. Оно не может быть реквизировано.

4. Он освобожден от всех местных налогов, поборов, сборов, изъятий, пошлин и т.п. Багаж, находящийся при нем, не может быть досмотрен. Дипломат имеет право приобретать отдельные виды товаров без торговой наценки и иных налогов, заложенных в цену товара.

5. Привилегии и иммунитеты дипломата распространяются на членов его семьи. К ним относятся его жена и несовершеннолетние дети. Однако, в соответствии с международным обычаем, его незамужняя дочь, с ним живущая и находящаяся на его иждивении, так и остается в статусе дипломатическом независимо от возраста.

Естественно, что заявленный льготный статус не освобождает дипломата от платы за конкретные услуги (газ, воду, отопление, телефон и т.п.). Не может он также уклониться от обязательств по контракту, принятых им на себя в личном качестве.

 

Кроме вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический сотрудник выступил в качестве исполнителя завещания, наследника, попечителя или отказополучателя, а также исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического сотрудника за пределами его профессиональных функций.

Кроме всего вышесказанного, необходимо отметить, что член семьи дипломатического представителя, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

 

8. Дипломатическое представительство в системе органов внешних сношений. Функции дипломатического представительства.

 

Под дипломатическим представительством Венская конвенция 1961 г. понимает постоянный зарубежный орган внешних сношений государств, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях соответствующих государств.

Функции дипломатического представительства состоят в следующем:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных от­ношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки (ст. 3 Венской конвенции).

 

 

9. Защита раненых, больных и военнопленных.

 

Режим раненых и больных определен двумя Конвенциями 1949 г. — об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об улучшении участи ране­ных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, причем термин "раненые и боль­ные" включает лиц как из числа комбатантов, так и граждан­ских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или ухо­де.

Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц следующие действия: а) посягательство на жизнь и физиче­скую неприкосновенность; б) взятие заложников; в) посягатель­ство на человеческое достоинство; г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен при­меняться режим военного плена.

Медицинские учреждения и медицинский персонал поль­зуются уважением и защитой и не могут быть объектом напа­дения.

Режим военного плена представляет совокупность право­вых норм, регулирующих положение военнопленных. Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., к ним относятся лица из состава регулярных и нерегу­лярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленные находятся во вла­сти правительства неприятельского государства, а не отдель­ных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К военно­пленным нельзя применять акты насилия, запугивания и ос­корбления. Военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. Любые незаконные акты со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие угрозу его здоровью, рассматриваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероисповедания, полити­ческих убеждений. Эти положения относятся и к участникам вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Военнопленные, согласно ст. 14 соответствующей Конвен­ции 1949 г., полностью сохраняют свою гражданскую правоспо­собность, которой они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену держава может ограничивать осуществле­ние прав лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.

Военнопленные, за исключением офицеров, могут привле­каться к работе, не носящей военного характера. Военноплен­ные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверен­ных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями Державы-По­кровительницы и Красного Креста.

Освобождение военнопленных, согласно Женевской конвен­ции, происходит тотчас по прекращении военных действий (ст. 118), исключая случаи привлечения к уголовной ответст­венности за военные преступления.

 

 

10. История развития международного права.

 

В литературе выделяют четыре основных этапа развития международного права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и современный. Представляется целесообразным рассмотреть каждый из этих этапов.

Международное право как особая правовая система начало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы определенных отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере в то время были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой межгосударственных отношений. О возникновении систематических международных отношений между рабовладельческими государствами можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до н.э.

-очаговый характер. Одним из самых древних дошедших до современных историков международных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э., в котором восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны.

В период древнеримской республики послы выбирались в сенате и обязаны были давать отчет о своей деятельности. В период империи происходит становление "права народов" (jus gentium) как особой правовой системы.

В это время уже проводится различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает один из важнейших принципов международного права - принцип соблюдения договоров (pacta sunt servanda), при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.

Итак, международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер, что было обусловлено особым характером общественных отношений. Эти особенности отразились в зарождавшихся институтах международного права, которые затрагивали законы и обычаи войны. Приблизительно в этот же период начало зарождаться право международных договоров и появился институт обмена послами. Правовой режим иностранцев также претерпел существенные преобразования.

Развитие международного права в эпоху феодализма характеризуется некоторой "заторможенностью". В первую очередь, это обусловлено существованием так называемого "кулачного права". Война и только война признавалась справедливой формой разрешения международных споров.

- договоры о военных союзах, мирные соглашения. Так, торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан. Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация "законов и обычаев войны", начинает складываться консульское право.

Итак, в этот период еще не было общего для всех государств международного права. Феодальная раздробленность обусловила применение международно-правовых норм в нескольких регионах Западной Европы, в Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

Буржуазный период истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств и с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественного права, которые были провозглашены в актах французской революции конца XVIII в.

- суверенитет государства начинает связываться с суверенитетом народов.

- гуманизацией правил ведения войны, что было установлено в принятой в Петербурге в 1868 г. Декларации о запрещении разрывных пуль.

- принцип свободы открытого моря, чему в немалой степени способствовала провозглашенная Россией 28 февраля 1780 г. Декларация о вооруженном нейтралитете, требовавшая обеспечение свободы морского судоходства для нейтральных государств.

Существенный вклад в развитие права вооруженных конфликтов внесли Гаагские конференции мира 1899 и 1906 - 1907 гг. Первая из них приняла, в частности, Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение - распространять удушающие и вредоносные газы, и Декларацию о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенцию о мирном разрешении международных столкновений. На второй Гаагской конференции были приняты десять новых конвенций и пересмотрены три акта конференции 1899 г.

Первая мировая война оказала огромное влияние на развитие международного права. Победители серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было предусмотрено создание новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип "открытых дверей" в Китае.

На развитие международного права, безусловно, оказала влияние и Октябрьская революция в России 1917 г., создавшая Декрет о мире, содержавший предложения всем воюющим государствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуций, идеи запрещения агрессивной войны. Важным шагом в этом направлении стал Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана - Келлога), заключенный в 1928 г. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор не определяли понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения.

Сложившаяся в ходе Второй мировой войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые обеспечили бы государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях трех союзных держав: СССР, США и Великобритании. Было признано, что новая международная организация должна отличаться от Лиги Наций, быть наделенной механизмами, необходимыми для поддержания международного мира и безопасности. Была создана Организация Объединенных Наций, Устав которой был принят 26 июня 1945 г., что ознаменовало собой новый современный этап развития международного права.

Принципиально новыми в Уставе ООН явились положения, запрещающие агрессию и устанавливающие механизм санкций в отношении государства-агрессора. Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих международно-правовых отраслей и институтов, в частности норм об ответственности государств, норм об основаниях наказания преступников войны, норм о мирных средствах разрешения международных споров, норм, касающихся международных организаций.

Нормы Устава ООН послужили отправной точкой для принятия многочисленных международных актов как по специальным вопросам сотрудничества государств, так и по вопросам сотрудничества в сфере прав человека.

Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов "классического" международного права XIX в., получила название "современное международное право".

Современное международное право характеризуется универсальностью, т.е. охватывает сферой своего действия все государства.

Современное международное право и классическое международное право различаются и по источникам. Классическое международное право было в основном обычным по своему происхождению. В настоящее время обычай остается одним из источников современного международного права, но в основном современное международное право характеризуется по своему происхождению, хотя роль международного обычая не умаляется.

В классическом международном праве единственным субъектом были государства. В современном международном праве государства остаются основным, первичным субъектом, но вместе с ними в современном международном праве действуют и новые субъекты, производные по своей природе, - международные организации.

Современное международное право уделяет значительно больше внимания индивиду и, в частности, правам человека. В современном международном праве сложилась специальная отрасль, нормы которой регулируют сотрудничество государств в области прав человека.

В современном международном праве также появились новые отрасли, которых не было в старом классическом международном праве, например, международное воздушное право, международное космическое право, право международной ответственности, право окружающей среды и др.

Особой формой сотрудничества, ярко характеризующей современное международное право, стало развитие мер доверия между государствами. Сложилась система целенаправленных действий государств по этим вопросам в рамках процесса, начало которому положил Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств. В современный период общей тенденцией стала демократизация норм международного права, их широкая кодификация и прогрессивное развитие, резкое расширение числа универсальных норм. Сложилась группа норм, имеющих императивный характер. Все это сказалось на содержании практически всех отраслей и институтов международного права. Например, существенно обогатились такие отрасли международного права, как право международных договоров, дипломатическое право, международное морское право.

 

11. История создания ООН. Цели и принципы ООН.

 

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 года в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности».

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе - октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Великобританией, Китаем, Советским Союзом, Соединенными Штатами, Францией и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

Ее уникальный характер и возложенные Уставом полномочия дают Организации возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих 193 государств-членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения.

ООН преследует следующие цели:

· поддержание мира и безопасности на планете;

· развитие дружественных отношений между странами;

· сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека;

· согласование действий разных стран.

Принципы ООН:

суверенное равенство всех ее членов;

добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

разрешение международных споров мирными средствами;

отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства;

обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;

невмешательство во внутренние дела государств;

уважение основных прав и свобод человека;

равноправие и самоопределение народов;

сотрудничество и разоружение.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Секретариат и Международный суд.

 

12. Континентальный шельф.

 

Континентальный шельф— это морское дно и его недра, простирающиеся за пределы территориальных вод на расстояние 200 морских миль от берега или далее до края подводной окраины материка (но не более 350 миль, отсчитываемых от территориальных вод, или глубины, превышающей 2500 м).

Прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа. Пользование этими правами не должно ограничивать свободу судоходства или создавать иные помехи другим государствам.

С согласия прибрежного государства другие государства могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы, проводить научные исследования, в которых, кстати, нельзя отказать, если они проводятся на удалении более 200 миль от береговой черты. С 1 декабря 1995 г. в России вступил в силу Закон о континентальном шельфе.

Статья 76 Конвенции 1982 г. под континентальным шельфом понимает:

1) естественное продолжение материка до его внешней окраины, на расстояние 200 морских миль от прямых исходных линий, от которых определяется ширина территориального моря;

2) если естественное продолжение подводной окраины материка простирается на расстояние более 200 морских миль, то континентальный шельф простирается далее 200 морских миль, но не далее 100 морских мили от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров, но общая протяженность континентального шельфа не должна превышать 350 морских мили;

3) если естественное продолжение материка простирается на расстояние менее 200 морских миль, то континентальный шельф простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, принятых для отсчета ширины, территориального моря.

Статья 77 Конвенции 1982 г. определяет суверенные права прибрежного государства на континентальном шельфе:

- разведку и разработку его природных ресурсов;

- создание искусственных островов и сооружений;

- проведение научных исследований на шельфе. Все государства имеют право пользоваться правами,

закрепленными в ст. 77 Конвенции 1982 г., лишь при условии явно выраженного согласия прибрежного государства. Ст. 79 Конвенции 1982 г. предоставляет право всем государствам, без согласия прибрежного государства, но с учетом его интересов, прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе.

 

13. Международное регулирование средств и методов ведения военных действий.

 

Международное право устанавливает ограничения на методы и средства ведения войны. Эти ограничительные меры относятся к видам используемого вооружения, способам его применения и общему поведению лиц, задействованных в вооруженном конфликте. Принцип проведения различия требует, чтобы стороны вооруженного конфликта всегда проводили различие между комбатантами и военными целями, с одной стороны, и гражданскими лицами и гражданскими объектами – с другой, и, соответственно, подвергали бы атакам только законные цели.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.