Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Проведение различия



В ситуации международного вооруженного конфликта комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Другими словами, им разрешено совершать законные акты войны, направленные на достижение военных целей наиболее эффективным путем. Принцип проведения различия требует, однако, чтобы их действия были направлены только против комбатантов противника и его военных объектов, причинение излишнего и чрезмерного вреда гражданскому населению не допускается.

Что касается объектов, то военные объекты определяются по двум критериям: во-первых, объект атаки должен, в силу своего характера, расположения, назначения или использования, вносить эффективный вклад в военные действия; во-вторых, полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация его при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество. Все объекты, которые не отвечают этим признакам военных объектов, являются гражданскими объектами и на них запрещено нападать.

И наконец, нормы ведения боевых действий предоставляют специальную защиту некоторым объектам, в том числе культурным ценностям и местам отправления культа (например, памятникам истории), объектам, необходимым для выживания гражданского населения (в том числе производящим продовольствие сельскохозяйственным районам, посевам, сооружениям для снабжения питьевой водой), а также установкам и сооружениям, содержащим опасные силы (а именно плотинам, дамбам и атомным электростанциям). Запрещено использование методов и средств, способных причинить долговременный и серьезный ущерб природной среде, поскольку это угрожает здоровью и выживанию гражданского населения.

 

 

14. Международно-правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

 

Во время второй мировой войны и в условиях послевоен­ных вооруженных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов посто­янного проживания на какую-либо другую территорию, что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства. Такие ситуации вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулиро­вания статуса беженцев и перемещенных лиц.

Основной международный акт — это Конвенция о статусе беженцев 1951 г., к которой Российская Федерация присоеди­нилась в 1992 г. (имеется также Протокол, касающийся статуса беженцев). Согласно Конвенции (ст. 12), личный статус беженца определяется законами страны его домициля (имеется в виду юридически оформленное место пребывания) или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Его права в отношении приобретения движимого и недвижимого имуще­ства должны быть не менее благоприятными, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы. Предусмотрено предоставле­ние беженцам в отношении их права работы по найму наиболее благоприятного правового положения, которым пользуются гра­ждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств — участников Конвенции. Что касается государства, в котором находится его обычное место­жительство, то на этой территории беженец пользуется в отно­шении права обращения в суд тем же положением, что и граж­дане (ст. 16). В Конвенции затрагиваются вопросы образования, социального обеспечения, свободы передвижения беженцев и т. д.

Государства договорились "по возможности облегчать ас­симиляцию и натурализацию беженцев" (ст. 34), т. е. решать вопрос об их гражданстве. Это учтено в ст. 19 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации": если обычным условием приема в гражданство иностранных граждан и лиц без граж­данства является постоянное проживание на территории РФ в течение пяти лет всего или трех лет непрерывно до обращения с ходатайством, то для беженцев, признаваемых таковыми за­коном или договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое.

В Российской Федерации в 1993 г. были приняты два зако­на: "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Первый из них ныне действует в новой редакции от 28 июня 1997 г. Беженцем признается лицо, которое не является граждани­ном РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может поль­зоваться ее защитой. Такое -лицо пользуется всеми правами гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательст­вом. К категории вынужденных переселенцев отнесены глав­ным образом граждане РФ, которые по аналогичным основани­ям покидают место своего постоянного жительства на террито­рии другого государства либо на территории РФ.

В системе ООН действует Управление Верховного комис­сара ООН по делам беженцев с обеспечительными и контроль­ными функциями. В Москве существует представительство этого Управления с правом регистрации беженцев и выдачи удосто­верений

 

15. Международно-правовое сотрудничество в области охраны прав и свобод человека.

 

Устав ООН требует от государств-членов ООН поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам (ст.1, п.3). К настоящему времени в рамках ООН выработано уже значительное число международно-правовых актов, которые в совокупности составляют самостоятельную отрасль современного международного права — международное гуманитарное право (или права человека и международное право) и в которых конкретизировались, уточнялись те или иные права и свободы личности: Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.

Важнейшим международно-правовым актом, в котором закрепляются обязательства государств обеспечить права своим гражданам, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., провозгласившая принципы свободы (ст.3), равенства (ст.2), братства (ст.1); основные политические и гражданские права (ст.ст.4—21), такие как право на свободу мысли, совести и религии, право убежища, право на гражданство и др.; социально-экономические права (ст.ст.22—27), такие как право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование и др. Декларация содержит рекомендательные нормы, которые выступают “в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства”. Говоря о юридической силе Всеобщей декларации прав человека, следует указать, что она принята государствами лишь “в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства” (Преамбула); государства согласились лишь с тем, что они будут “содействовать” уважению провозглашенных прав и обеспечивать их “путем национальных и международных прогрессивных мероприятий” (Преамбула).

В декабре 1966 г. Организация Объединенных Наций приняла: а) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; б) Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти пакты требуют от государств обеспечить выполнение провозглашенных в них прав и личных свобод человека.

Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах государства признают право на труд, которое включает “право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь свободно избранным им трудом” (ст.6, п.1). Признается право каждого человека на “справедливые и благоприятные условия труда, в том числе на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, удовлетворительное существование для трудящихся и их семей, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены” (ст.7).

В соответствии с Пактом о гражданских и политических правах:

  1. никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию (ст.7);
  2. каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей (ст.9, п.1);
  3. каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой (ст.9, п.5);
  4. каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную (ст.12, п.2); никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну (ст.12, п.4);
  5. все равны перед судами и трибуналами (ст.14, п.1);
  6. каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.18, п.1);

7. каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Эта норма “не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции” (ст.22, п.2). Для контроля за выполнением Пактов о правах человека созданы и функционируют международные контрольные механизмы. Так, в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах создан Комитет по правам человека (ст.28) из 18 членов, избираемых сроком на 4 года и выступающих в личном качестве. Государства представляют этому Комитету доклады о состоянии соблюдения прав человека в их странах. Комитет может делать замечания по этим докладам. Факультативный протокол к этому Пакту предусматривает возможность обращения отдельных лиц в Комитет с жалобой на свое правительство о нарушении им прав человека (Россия ратифицировала этот протокол в 1989 г.). Наряду с универсальными международно-правовыми актами существует большое количество региональных соглашений и конвенций по правам человека. Наиболее важные из них — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и другие. Эффективно действует Европейская конвенция. Для контроля за выполнением ее положений созданы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека (суд в Страсбурге). Европейский суд по правам человеа в Страсбурге является постоянно действующим Судом, компетентным решать все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколов к ней, которые могут быть переданы ему. Страны СНГ 26 мая 1995 г. подписали Конвенцию о правах и основных свободах человека, а для контроля за реализацией ее положений создали Комиссию по правам человека СНГ (положение о которой утверждено Советом глав государств 24 сентября 1995 г.). Согласно Уставу СНГ (ст.33) данная Комиссия является консультативным органом СНГ и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами СНГ.

Нормы данной отрасли права - преимущественно договорные нормы.

Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в период вооруженных конфликтов (так называемые «законы и обычаи войны»).

Международное право прав человека можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.

 

 

16. Международно-правовой обычай как основной источник международного права.

 

Наряду с договором основным источником международного права является международно-правовой обычай.
В ст. 38 Статуса Международного Суда ООН содержится определение международно-правового обычая. Согласно указанной норме международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Из данного определения можно выделить ряд признаков рассматриваемого источника:
1) международно-правовой обычай складывается, как правило, только в практике субъектов международного права;
2) указанная практика поведения субъектов международного права формируется только однотипных ситуациях;
3) определенное правило поведение должно существовать длительный промежуток времени;
4) определенное правило поведения субъектов международно-правовых отношений должно стать юридически обязательным путем его признания международным сообществом.
Правовая основа признания обычая источником международного права содержится как в международных правовых актах, в частности, Венская конвенция 1969 г. устанавливает, что с помощью международных норм обычного права осуществляется регулирование важнейших вопросов международно-правовых отношений, так и в национальном законодательстве государств. Так, преамбула Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах РФ» содержит положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное и безусловное соблюдение как договорных, так и обычных норм международного права. Международно-правовой обычай формируется в течение длительного промежутка времени из однотипных повторяющихся актов (действий) субъектов международных правоотношений. В качестве примера обычая можно привести:
1) нормы международного воздушного права — определение верхней высотной границы юрисдикции государства (государственной территории). Указанный предел государственного суверенитета устанавливается в пределах 100-110 км от поверхности земли;
2) нормы международного космического права, например, космические корабли, имеют право на беспрепятственный пролет при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства. Кроме приведенных примеров обычаи в большом количестве содержатся в международном экономическом праве, в институте признания субъектов международного права, а обычные нормы международного права в период вооруженных конфликтов получили комплексное название «законы и обычаи войны». Процесс образования обычных норм проходит две стадии (этапы):
1) согласование определенного правила поведения субъектами международного права;
2) придание юридической обязательности правилу поведения и установление ответственности за ее неисполнение. Формы воплощения обычной нормы международного права разнообразны. К ним можно отнести официальные заявления государств, юридически значимые акты государства, переписка государств и др. Признание определенного правила поведения юридически обязательным может производиться активными действиями, а также путем воздержания от действий, поскольку молчаливое согласие государства может удостоверять признание его правомерности.

 

 

17. Международно-правовой режим Антарктики.

 

Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным, или Антарктическим, океаном. Собственно шестой материк Земли – Антарктида занимает площадь, в 2 раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн кв. км, что примерно равно 10 % площади нашей планеты.

С 15 октября по 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне состоялась Международная конференция по Антарктике. Ее участниками были 12 государств, которые ко времени созыва Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. В их число входили как государства, выдвинувшие территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и государства, не признавшие этих претензий (Бельгия, СССР, США, Южно-Африканский Союз и Япония). 1 декабря 1959 г. Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни.

Статья 1 Договора об Антарктике устанавливает: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия» (п. 1).

В то же время Договор об Антарктике не препятствует использованию «военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей» (п. 2 ст. 1). Это положение было включено по предложению некоторых участников Конференции, которые заявили, что они в суровых и трудных условиях Антарктики могут осуществлять научные исследования в мирных целях только при привлечении военного персонала и использовании военного оборудования. В целях предотвращения возможных злоупотреблений в этом вопросе Договор обязывает любую договаривающуюся сторону информировать другие договаривающиеся стороны «о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. 1 Договора».

Договор провозглашает свободу научных исследований в Антарктике. Статья 2 Договора гласит: «Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться».

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон.

 

18. Международно-правовые формы сотрудничества по охране окружающей среды.

 

Выделяются две формы сотрудничества государств по ох­ране окружающей среды — нормативная (договорная) и орга­низационная.

Договорная заключается в разработке и принятии догово­ров по различным аспектам проблемы.

Организационная форма реализуется в проведении меж­дународных конференций на межгосударственном уровне, а также в создании и деятельности международных организаций

В 1972 г в Стокгольме состоялась созванная по решению Генеральной Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Основным решением конферен­ции стала Декларация принципов — своеобразный свод пра­вил, которыми должны руководствоваться государства и орга­низации при осуществлении действий, так или иначе влияю­щих на природу. Еще одно важное ее решение — рекомендация Генеральной Ассамблее учредить Программу ООН по окружаю­щей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией

Как начало качественно нового этапа в развитии сотрудни­чества по природоохране оценивается Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г в Рио-де-Жанейро, при­нявшая основополагающие документы. Декларацию Рио об ок­ружающей среде и развитии, которая развивает стокгольмскую Декларацию 1972 г, и Повестку дня XXI века — свод рекомен­даций государствам и организациям по обеспечению устойчи­вого экологического развития в новом столетии.

Проблемой охраны окружающей среды повседневно зани­мается большое число постоянных структур — международных организаций общей и специальной компетенции, универ­сальных и региональных, межправительственных и неправи­тельственных.

Ведущая роль принадлежит Организации Объединенных Наций и прежде всего двум ее главным органам — Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету. В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается проблемой загрязнения атмосферного воздуха, Международная морская организация (ИМО) — вопросами охраны морской сре­ды, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) — вопросами охраны земель, лесов, вод, флоры и фауны, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разрабатывает стандарты охраны среды от авиацион­ного шума, ЮНЕСКО осуществляет программы международ­ных научных исследований.

Едва ли не единственным специальным механизмом, обла­дающим признаками международной организации, по коорди­нации сотрудничества в сфере охраны окружающей среды яв­ляется упоминавшаяся ЮНЕП. Она обладает специальной ком­петенцией, т. е. в отличие от вышеназванных организаций и органов целиком сосредоточена на данной проблеме В структу­ру ЮНЕП входят Совет управляющих (главный руководящий орган), Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды.

Среди неправительственных организаций важнейшее ме­сто принадлежит Международному союзу охраны природы и природных ресурсов (МСОП), хотя число неправительственных организаций достаточно велико. Членами МСОП являются го­сударства и общественные организации. Союз разрабатывает международные программы, созывает совещания и конферен­ции, подготавливает проекты конвенций и рекомендаций.

На региональном уровне наиболее заметную роль играют ОБСЕ, Северный Совет, ЕС, ЕЭК ООН. Обозначилось данное направление и в деятельности СНГ, в рамках которого созданы Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосу­дарственный экологический фонд .

 

19. Международные каналы: понятие, особенности правового регулирования.

 

Международные морские каналы– искусственно созданные морские пути на территории определенных государств, находящихся под их суверенитетом, с установленным международно-правовом режимом.

Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях ин­тенсивного морского судоходства и используемые всеми государства­ми в соответствии с международным правом и национальным зако­нодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государст­ва — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомо­чия данного государства.

Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внут­ренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законода­тельства государства — владельца канала.

Режим судоходства по большинству каналов характеризуется сле­дующими основными чертами:

- каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;

- администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в боль­шинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;

- устанавливаются правила прохождения канала.

В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать воен­ные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается бло­када.

В настоящее время такими искусственными путями, имеющими значение для международного судоходства, являются Суэцкий, Панамский и Кильский каналы. Их особенностью является то, что они проложены по территориям государств, т.е. в пределах действия государственного суверенитета.

Суэцкий канал расположен на территории Египта и находится под его суверенитетом. Он соединяет Средиземное море с Красным. Длина канала составляет 161 км. Был открыт для судоходства в 1869 г. До 1957 г. управление и эксплуатация канала осуществлялись Всеобщей компанией морского Суэцкого канала, крупнейшим акционером которой была Великобритания.

Правовой режим канала определяется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888 г., законодательными актами Египта и заключается в следующем. Канал в мирное и военное время всегда свободен и открыт для всех торговых и военных судов, независимо от флага. Государства обязуются не нарушать свободы пользования каналом как в военное, так и в мирное время, а также не нарушать неприкосновенность канала, его материальную часть, учреждения, постройки и т.д. Конвенция запрещает устанавливать блокаду. Запрещаются также военные действия как в канале и его входных портах, так и на расстоянии трех морских миль от этих портов даже в том случае, если Египет станет одной из воюющих сторон. Конвенция предусматривает запрет строительства иностранными государствами военных баз в зоне канала.

Панамский канал проходит по территории Панамы и соединяет Атлантический и Тихий океан. Его длина 81,6 км. Был открыт для плавания в 1914 г. Его правовой режим определялся до 1977 г. Договором, заключенным США с Панамой в 1903 г. В 1977 г. между США и Панамой были заключены Договор о Панамском канале (действует до 31 декабря 1999 г.) и Договор относительно постоянного нейтралитета и эксплуатации канала. Договор о Панамском канале заменил договор 1903 г. и все другие договоры, связанные с каналом и его эксплуатацией.

В соответствии с Договором о постоянном нейтралитете и эксплуатации канала Панама провозгласила постоянный нейтралитет канала.

Правовой режим Панамского канала заключается в том, что он открыт как в мирное, так и в военное время для мирного прохода всех судов любых государств на основе недискриминации. За проход по каналу взимаются сборы и пошлины. Суда при проходе обязаны соблюдать правила, касающиеся безопасности канала и судоходства и воздерживаться от совершения каких-либо враждебных действий.

Кильский канал проходит по территории ФРГ и соединяет Балтийское и Северное моря. Его длина 98,7 км. Открыт для плавания в 1895 г.

Правовой режим канала определяется законодательством ФРГ и ее договорами с другими государствами. Невоенные суда всех государств имеют право прохода через канал в любое время суток после уплаты сборов. Для иностранных военных кораблей установлен разрешительный порядок прохода. Во время прохода через канал военные корабли, получившие соответствующее разрешение, пользуются иммунитетом.

В канале действует обязательная лоцманская проводка. Суда подлежат обязательному санитарному осмотру перед входом в канал, а таможенный досмотр может осуществляться и во время следования.

 

20. Международные преступления и преступления международного характера.

Основные составы международных преступлений определены Уставами Международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны (Нюрнбергским и Токийским). Их универсальное значение было подтверждено Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также Уставами трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом Международного уголовного суда. В Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов международные преступления подразделялись на три группы:

1) преступления против мира;

2) военные преступления;

3) преступления против человечности.

В соответствии со ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран (Нюрнбергского трибунала) к преступлениям против мира были отнесены: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии" под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.

Международным преступлением признано наемничество, которое согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г., определяется как лицо, которое:

1) специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;

2) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);

3) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

4) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

5) не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.

Наемники являются военными преступниками и не могут ссылаться на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

Военные преступления представляют собой преступные нарушения законов или обычаев войны. Устав Нюрнбергского военного трибунала отнес к ним следующие преступления: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др.

Затем понятие военных преступлений было конкретизировано в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны.

К преступлениям против человечности относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Среди международных преступлений также следует отметить и геноцид, который согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. является, независимо от того, совершается он в мирное или в военное время, преступлением, нарушающим международное право. Под геноцидом (ст. II Конвенции) понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

1) убийство членов этой группы;

2) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

3) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

4) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

5) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Выделяют также и преступления международного характера (конвенционные преступления), составы которых предусмотрены конвенциями, обязывающими участвующие в них государства ввести соответствующие нормы в свое национальное уголовное право, и, соответственно, в случае конвенционных преступлений приговор выносится на основе национального уголовного права. В отличие от преступлений по общему международному праву, список конвенционных преступлений достаточно обширен, поэтому целесообразна их классификация:

1) преступления, являющиеся проявлением международного терроризма (захват воздушных судов и другие незаконные действия, направленные против безопасности гражданской авиации; захват заложников);

2) преступления, посягающие на свободу человека (рабство и работорговля; торговля женщинами и детьми).

3) преступления, посягающие на общественную, в том числе и экономическую, безопасность (загрязнение окружающей среды; незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия; дорожно-транспортные преступления; хулиганское поведение во время спортивных мероприятий; столкновение морских судов и неоказание помощи на море; разрыв или повреждение морского кабеля);

4) преступления, посягающие на здоровье населения и нравственность (незаконные производство и оборот наркотических и психотропных веществ; посягательство на культурные ценности народов; распространение порнографии);

5) преступления экономического характера (подделка денежных знаков; легализация преступных доходов; преступления, совершаемые в исключительной экономической зоне; преступления, совершаемые на континентальном шельфе).

 

 

21. Международные проливы.

 

Международные проливы — это естественные морские пути, соединяющие отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства. К ним относятся Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтар, Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Сингапурский, Корейский, Магелланов и другие — помельче. Режим этих проливов регулируется общими нормами международного права и предусматривает свободу прохода всех судов на принципе равенства флага. Свободен также пролет самолетов

Режим других международных проливов более сложен, поскольку он вытекает из специально заключенных международно-правовых документов.

Так, проход через Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) регулируется Конвенцией 1936 г., заключенной в швейцарском городе Монтрё. Суть режима в том, что для прохода военных судов предусмотрены определенные ограничения, хотя они и освобождены от сборов. Проход торговых судов в мирное время свободный с уплатой маячных и санитарных сборов.

Относительно военных судов черноморских стран должно быть уведомление об их проходе за 8 суток (15 — для нечерноморских). Линкоры следуют поодиночке с эскортом не более двух эсминцев.

Так же поодиночке следуют подлодки, в светлое время суток, в надводном положении, с поднятым национальным флагом.

Запрещен проход для авианосцев. И это, кстати, было одной из причин, почему наши авианосцы получили название «авианесущие крейсеры».

Для нечерноморских военных судов режим иной. Уведомление об их проходе делается за 15 суток. Тоннаж одиночного военного корабля не должен превышать 10 тыс. тонн, а общий тоннаж проходящих судов — не более 45 тыс. тонн; причем в зоне пролива тоннаж таких судов не должен превышать 15 тыс. тонн. Количество судов не должно быть больше 9. Допустимый срок пребывания таких судов в Черном море — не более 21 дня.

Сложный режим Черноморских проливов связан с перипетиями истории: в результате войн он становился то либеральнее, то жестче.

Проход через Балтийские проливы (Большой и Малый Бельты, Зунд) регулируется международными соглашениями, в частности, Копенгагенским трактатом 1857 г. Россия в нем участвует.

Гражданские суда проходят беспрепятственно, военные — тоже, но для них установлены правила прохода, сроки и количество. Так, для следования через датские территориальные воды необходимо уведомление за 3 дня, если количество кораблей не более трех, и за 8 суток, — если их больше.

 

 

22. Международные реки: понятие, особенности правового регулирования.

 

Международные реки — это реки, которые протекают по территориям или границам ряда стран (Дунай, Рейн, Днепр — в Европе, Нил — в Африке, Евфрат, Меконг — в Азии, Амазонка — в Южной Америке и т.п.). Они могут быть как судоходны, так и несудоходны. От этого зависит их правовой режим. Приречные государства заключают международный договор по использованию реки. Основной принцип при этом состоит в том, что деятельность и использование реки одним государством не должны наносить ущерб другим.

Государства, по территории которых протекает река, как правило, обладают свободой судоходства. Третьи страны могут такого права не иметь. На важных международных магистралях типа Дунай, Рейн в соответствии с международными конвенциями предусмотрена договорная свобода плавания судов стран, не прилегающих к таким рекам. Транзитные налоги с таких судов взимаются обычно на общие нужды, обустройство реки. Предусматривается запрет для прохода (плавания) военных судов третьих стран. Таможенный, санитарный и речной надзор осуществляется прибрежными государствами.

Для контроля за соблюдением сторонами положений международных конвенций могут создаваться комиссии. Так, в соответствии с Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., подписанной Россией (по правопреемству от СССР), Украиной, Болгарией, Венгрией, Румынией, Чехией, Словакией, Югославией и Австрией, учреждена Дунайская комиссия. Она состоит из представителей стран-участниц и занимается, помимо контроля, разработкой и унификацией правил плавания по Дунаю, таможенного, санитарного и иного надзора.

Современная тенденция — усиление внимания и принятие правовых и прочих мер по проблемам речной экологии.

 

23. Международные стандарты в области прав и свобод человека.

 

Под международными стандартами прав человека в международном гуманитарном праве понимается международно-правовое обязательство, развивающее и конкретизирующее принцип уважения и защиты прав и свобод человека.

Стандарты в зависимости от сферы действия делятся на универсальные и региональные; в зависимости от содержания стандарты бывают общие и специальные (примером может служить европейский стандарт прав человека или стандарт обращения с заключенными).

Универсальные стандарты прав человека содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и Дополнительных протоколах к Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Региональные стандарты прав человека содержатся в региональных актах (например, Конвенция СНГ о защите прав и свобод человека 1995 г.).

Значение минимальных стандартов заключается:

- в определении перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств-участников актов и других международно-правовых актов;

- в формулировании главных черт содержания каждого из этих прав (свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

- в установлении обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

- в фиксировании условий пользования правами и свободами, сопряженными с законными ограничениями и даже запретами.

Международные стандарты прав человека базируются на круге международно-правовых актов, содержащих нормы о правах человека следующих видов: гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных.

 

 

24. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью.

Сотрудничество государств при расследовании по уголовным делам осуществляется через центральные органы юстиции государства. Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороной, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны:

а) наименование запрашиваемого учреждения; б) наименование запрашивающего учреждения; в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а по уголовным делам также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц - их наименование и местонахождение; д) при наличии представителей лиц, указанных в подпункте «г», их имена, фамилии иадреса; е) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения; ж) по уголовным делам также описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.

При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.