Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Война — это такое взаимоотношение государств, при котором между ними ведутся военные действия и полностью прекращаются все правоотношения мирного времени. 2 страница



Признание де-юре — полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него. Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Признание ad hoc — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.

Выделяются две теории признания - конституитивная и декларативная. Конституитивная теориязаключается в том, что признание играет образующую субъекта международного права роль, т.е. уже существующий субъект международного права констатирует (создает) нового субъекта международного права. Декларативная теория лишь подтверждает выход уже существующего субъекта на мировую арену и этот выход сопровождается международно-значимыми действиями. Отдельными разновидностями указанных доктрин является Доктрина Эстрада (министр иностранных дел Мексики X. Эстрада) в соответствии с которой признание правительства не требует официального акта «является достаточным лишь установление дипломатических отношений. В противовес указанной доктрины существует Доктрина Товара (выдвинутая в1907 г. министром иностранных дел Эквадора К.Тобара ), в соответствии с которой не могут быть признаны правительства, пришедшие к власти в результате военного переворота. По мнению П.Н. Бирюкова, акт признания является юридическим фактом, с которым международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений.

Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств[2].

В литературе также по критерию субъекта, который совершает акт признания в отношении дестинатора выделяется[5]: Индивидуальное — признание одним государством другого государства либо правительства. Коллективное — одновременное признание государства (правительства) группой государств в рамках международной конференции.

 

 

36. Понятие, виды и формы международной ответственности.

Под международной ответственностью понимается обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Международно-правовая ответственность наступает при наличии определенных оснований, которые понимаются в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность. Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности.

Юридические основания ответственности - это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение

Международно-правовая ответственность государств реализуется в конкретных видах и формах. Видами ответственности являются: материальная и нематериальная (политическая).

Комиссия' международного права ООН выделяет следующие формы международно-правовой ответственности: материальные формы - реституция в натуре, компенсация; нематериальная (политическая) форма - сатисфакция, заверения о неповторении, гарантии неповторения. Реституция в натуре - это восстановление нарушенного материального права в первоначальное состояние. Компенсация - это возмещение понесенных потерь в натуральном или денежном выражении. Сатисфакция - это получение удовлетворения со стороны правонарушителя, не связанное с материальным возмещением. Заверения и гарантии неповторения - это обязательства (в т.ч. обеспеченные со стороны государства-правонарушителя) о не повторении подобных действий в будущем.

Международная ответственность регулируется подотраслью международного права — правом международной ответственности.

 

 

37. Понятие, виды органов внешних сношений.

 

Дипломатическая деятельность осуществляется через систему государственных органов внешних сношений. В каждом государстве эта система определяется спецификой политического, социально-экономического развития, определенными историческими и национальными особенностями. Однако при всех имеющихся различиях в большинстве государств существуют две группы органов внешних сношений: центральные (внутригосударственные) и зарубежные.
Центральные (внутригосударственные) органы внешних сношений по характеру функций и правовому основанию подразделяются следующим образом:
— конституционные, или органы общего политического руководства, полномочия которых установлены и определены конституциями государств. Эти органы выполняют общеполитические функции;
— конвенционные, или органы специальных (экономических, отраслевых, ведомственных) межгосударственных связей. Полномочия этих органов в области внешних сношений основываются на заключенных государством с другими государствами специальных международных соглашениях, конвенциях или регламентируются установившимися в международном общении обычаями и традициями.
К центральным конституционным политическим органам и должностным лицам внешних сношений относятся:
— парламент - Федеральное Собрание как представительный и законода­тельный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности исполь­зования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории ;
— глава государства -определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внут­ри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внеш­ней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ра­тификационные грамоты; г) принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических пред­ставителей. Он назначает и отзывает после консультаций с со­ответствующими комитетами или комиссиями палат Федераль­ного Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных ор­ганизациях ;
— правительство - Правительство Российской Федерации согласно Конститу­ции РФ и Федеральному конституционному закону "О Прави­тельстве Российской Федерации" осуществляет меры по обеспе­чению реализации внешней политики Российской Федерации. От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительствен­ными договорами. Председатель Правительства Российской Фе­дерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. К ком­петенции Правительства относятся утверждение, принятие до­говоров по вопросам, относящимся к его ведению. Оно принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международ­ных договоров. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и междуна­родных организациях, осуществляет регулирование и государ­ственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного со­трудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории;
— министр иностранных дел и министерство иностранных дел.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный тамо­женный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции). Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) в соответствии с Положением, утвержденным Прези­дентом РФ 14 марта 1995 г., являются: разработка общей стра­тегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обес­печение дипломатических и консульских отношений с иностран­ными государствами, сношений с международными организа­циями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д. МИД разрабатывает проекты междуна­родных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее на­блюдение за выполнением договоров.

Зарубежные органы внешних сношений — это органы го­сударства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц. Зарубежные органы подразделяются на постоянные (ди­пломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при междуна­родных организациях) и временные (делегации государств на .сессиях международных организаций, на международных кон­ференциях, специальные миссии).

 

38. Понятие, виды субъектов международного права.

Под субъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.

Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются: государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования, причем первые два из указанных являются субъектами с первичной правосубъектностью, два других - с производной. В настоящее время весьма активно на арену субъектов международного права выходят субъекты федеративного государства, которые в полной мере отвечают признакам субъекта международного права. Указанные субъекты международного права являются субъектами с производной международной правосубъектностью.

Среди неклассических субъектов международного права, обладающих ограниченной международной правосубъектностью, выделяются: физические и юридические лица, международные неправительственные организации. Они хотя и не отвечают всем признакам классического субъекта международного права, однако обладают важнейшим свойством субъекта права - являются участником международных отношений.

Под субъектами международного права понимаются стороны международных правоотношений, наделенные при помощи норм международного права субъективными правами и юридическими обязательствами.

Как правило, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит юридическое обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Субъектом международного правоотношения может стать сторона, обладающая международной правосубъектностью, понятие которой несколько отличается от общепринятого понятия правосубъектности в национальном праве. Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Это следующие отличительные черты субъектов международного права:

1) субъекты международного права, как правило, являются коллективным образованием. Каждый субъект международного права имеет определенные элементы организации. Так, в государстве существует власть и аппарат управления. В структуре борющейся нации необходимым элементом является политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях, несущий ответственность за деятельность нации. В международной организации существуют постоянно действующие органы. При исполнении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

2) субъекты международного права обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм, которая составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов международного права.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

 

39. Понятие, виды, иерархия норм международного права.

 

Нормы международного права не всегда находятся на од­ном уровне с позиции их юридической силы. Этот уровень не зависит от формы закрепления правил поведения. И дого­ворные нормы, независимо от наименования договоров, и обыч­ные, и нормы, содержащиеся в актах международных органи­заций и актах международных конференций, — все они обла­дают одинаковой юридической силой, если лежащее в их осно­ве соглашение государств (или иных субъектов) выражает рав­нозначные интересы и потребности.

Когда соглашение базируется на общих интересах и по­требностях всех или подавляющего большинства государств либо когда ϶ᴛᴏ касается особо важного предмета регулирования, го­сударства в результате взаимной договоренности придают со­ответствующим нормам особое юридическое значение.

Относительно юридической силы такого важнейшего уни­версального договора, как Устав ООН, в ст. 103 Устава сказано:

"В том случае, когда обязательства членов Организации по на­стоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательст­вами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу".

Локальные нормы в принципе должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать уни­версальным. При этом ϶ᴛᴏ не значит, что локальная норма долж­на быть точной копией универсальной. В таком случае в ло­кальных нормах не было бы смысла, так как они не позволяли бы учесть условия конкретных государств (региональную и иную специфику). Вопрос о пределах отступления должен решаться в зависимости от содержания норм. Правило о преимуществе специального закона перед общим применимо и к международ­но-правовым нормам. Вместе с тем специализация не должна затрагивать права и интересы других государств — участников универсального договора, противоречить его цели, т. е. приво­дить к несовместимости локального и универсального догово­ров.

Недопустимо, например, заключение двустороннего дого­вора об оказании помощи какому-либо третьему государству в производстве ядерного оружия, поскольку ϶ᴛᴏ запрещено Дого­вором о нераспространении ядерного оружия 1968 г., и такое отступление будет нарушением Договора.

Среди локальных норм можно выделить нормы, обладаю­щие преимущественной силой по отношению к другим локаль­ным нормам. Это нормы, кᴏᴛᴏᴩые регулируют наиболее важные стороны международной жизни нескольких (или даже двух) государств, определяют основные направления их взаимоотно­шений, а потому последующие нормы должны создаваться на их основе и им ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать. Так, в ст. 16 Договора об осно­вах межгосударственных отношений между РСФСР и Литов­ской Республикой от 29 июля 1991 г. предусматривается, что Стороны "будут заключать дополнительные соглашения на ос­нове принципов, сформулированных в настоящем Договоре". Исходя из ст. 8 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. "государства-участники обязуются не заключать меж­дународные соглашения, несовместимые с настоящим Догово­ром".

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что иерархия норм международного права не означает, будто одни нормы обязательны, а другие — нет. Под­чиненность — ϶ᴛᴏ не что иное, как совместимость одних норм с другими. В частности, требование ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия локальных норм универсальным нормам международного права демонстрирует необ­ходимость согласования интересов нескольких государств с ин­тересами сообщества государств, что способствует укреплению международного правопорядка.

 

 

40. Понятие, виды, объем международной правосубъектности международных организаций.

 

Международные межправительственные организации - это субъекты международного права с производной, от создавших их государств, правосубъектностью. Они должны:

- обладать актами, имеющими учредительный характер (уставами международных организаций);

- обладать организационной структурой, т.е. системой органов международной организации - высших органов (Генеральная конференция; Генеральный совет и т.д.), иметь и исполнительные органы (Совет, Международная конференция- и т.д.) и административные органы (генеральные секретариаты во главе с высшим административным должностным лицом), специальные комитеты и комиссии (комиссия международного права ООН, органы способствующие деятельности организации);

- обладать международной правосубъектностью, т.е. правосубъектностью, производной от воли государства их создавшего;

- иметь четко определенные цели, которые не должны противоречить основным принципам ООН;

- не противоречить основным принципам и нормам международного права в своей деятельности, т.е. принципам, закрепленным в Уставе ООН (1945 г.), Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) и Заключительном акте Совещания по Безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)

Выделяются следующие виды международных межправительственных организаций:

1) по сфере деятельности — универсальные и региональные;

2) по характеру участвующих государств - международные организации развитых государств, развивающих государств и смешанного типа;

3) по цели деятельности - общие и специальные организации.

 

 

41. Понятие, виды, условия действительности международного договора.

 

Договоры как существенный элемент и залог стабильности правопорядка, как внутригосударственного, так и международного, образуют правовую основу отношений между государствами.

Право международных договоров необходимо отличать от международного договорного права. Международное договорное право - это совокупность международно-правовых норм, содержащихся в международных договорах.

Субъектами права международных договоров являются только классические субъекты международного права: государства, нации и народы, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования.

Венская конвенция 1969 г. о праве международных договоров определяет три стадии заключения международного договора.

Первая стадия- принятие текста международного договора.

Вторая стадия- установление аутентичности текста международного договора.

Третья стадия - стадия выражения согласия на обязательность договора. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает следующие способы признания обязательности международных договоров: подписание, утверждение, ратификация, присоединение и другие способы.

Структура договора состоит из:

а) преамбулы (введения), где указываются задачи, которые ставят договаривающиеся стороны, участники договора, могут также воспроизводиться принципы, которыми руководствуются договаривающиеся стороны;

б) основной части, заключающей в себе содержание договора;

в) заключительной части, в которой указываются порядок вступления договора в силу, срок его действия и, если необходимо, иные сведения по усмотрению сторон.

Договор может содержать приложения, в которых развиваются и детализируются положения его основной части. Приложения — неотъемлемая часть договора.

Международные юридические акты делятся на односторонние, двусторонние и многосторонние.

Односторонние акты:

1. Нотификация.Это сообщение в установленной форме факта, из которого могут вытекать юридические последствия. Они вытекают в том случае, если этим актом нотифицирующее государство принимает на себя обязательство (возместить ущерб, вывести войска, предоставить помощь).

2. Признание.Оно может иметь форму нотификации и любую другую. Важен сам факт фиксации государственной воли. Признание в международном праве заменяет институт давности во внутреннем праве. Оно превращает физическое положение в юридическое.

3. Протест.Это действие, обратное признанию. Это непризнание законности чего-либо. Например, непризнание законности оккупации Израилем арабских земель, изгнания со своей земли народа Палестины. Протест должен исходить из компетентного органа (как правило, МИД страны). Парламент, к примеру, может выразить протест, но, при всем его большом политическом весе, правового значения на мировой арене он иметь не будет, так как парламент — это не орган внешних сношений.

4. Отказ.Это акт, который вызывает последствия единственно по воле отказывающегося. Отказаться можно от прав, а не от обязательств. Да и не от всяких прав можно отказаться. Нельзя лишить себя прав, необходимых для выполнения юридического обязательства перед партнерами по соглашению.

Для отказа требуется волеизъявление государства. Бездействия недостаточно. Когда юрист сталкивается с отказом, то толковать его следует не расширительно, а ограничительно.

К двусторонним актам относятся договоры, конвенции, соглашения, декларации, протоколы, обмены нотами. Заявленная форма договоренности не влияет на юридическую силу обязательств. Названия подбираются в зависимости от важности объекта договоренности. По важным темам это будет договор или соглашение (даже трактат), а по делам более узким — конвенция, протокол и пр.

 

В соответствии с Венскими конвенциями порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются его участниками. Так, договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот и т.д.

В международном праве вступление международного договора в силу регламентируется следующими правилами.

1. Если договор не требует наличия таких способов выражения согласия на обязательность международного договора, как ратификация, утверждение или одобрение, чаще всего предусматривается вступление в силу с даты подписания, поскольку согласие на обязательность может быть выражено подписанием. В подобных случаях употребляется следующая формула: «Настоящий договор вступает в силу с даты подписания» (возможные варианты: «со дня подписания», «с момента подписания»). Однако в договоре может быть предусмотрена и определенная дата, например «1 января 2011 г.». В тексте договора также может быть предусмотрен определенный срок, по истечении которого договор вступает в силу, например: "Настоящий договор вступает в силу по истечении 90 дней с момента подписания". Данный срок обусловливается в каждом конкретном случае необходимостью проведения определенных подготовительных мероприятий для выполнения международного договора, на которые нужно затратить определенное время.

2. При обмене документами, образующими договор, чаще всего договор вступает в силу либо в день обмена идентичными нотами или письмами, либо с даты ответной ноты, если обмен производится в форме предложения заключить договор и ответа на это предложение. В этом случае также может быть установлен срок, по истечении которого договор вступает в силу. Если же при обмене документами требуются утверждение или иная процедура, может быть предусмотрено и вступление договора в силу со дня обмена уведомлениями (или последнего уведомления) о завершении таких процедур.

3. В случае, когда двусторонний договор подлежит ратификации, обычно предусматривается его вступление в силу с даты обмена ратификационными грамотами. Может быть предусмотрено и вступление в силу по истечении определенного срока с даты обмена грамотами. Для многосторонних договоров, подлежащих ратификации, утверждению, принятию, одобрению, обычно предусматривается вступление в силу с даты сдачи на хранение депозитарию ратификационной грамоты или документа об утверждении, принятии, одобрении. Может быть также предусмотрено истечение определенного срока со дня сдачи на хранение соответствующего документа. Аналогичным образом происходит вступление в силу договора, предусматривающего присоединение. Условия вступления в силу могут быть согласованы сторонами и отдельно.

4. В случае, когда наличествует несовпадение процедур, необходимых для вступления в силу определенного международного договора, в текст принято включать следующую формулу: «Настоящий договор вступает в силу с даты последнего уведомления (вариант: «с даты обмена уведомлениями») о выполнении Сторонами внутригосударственных (варианты: «предусмотренных национальным законодательством, конституционных») процедур, необходимых для его вступления в силу».

В литературе принято различать прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы. Под приостановлением понимается временное прекращение действия договора.

Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. Ко внутренним основаниям, предусмотренным в самом договоре, относятся:

1) истечение срока действия договора;

2) исполнение договора;

3) денонсация договора;

4) наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором).

Внешние основания прекращения договоров, не предусмотренные договором, следующие: согласие на прекращение договора его участников; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования субъекта договора; возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ - требования международного права, соблюдение которых придает договоруправомерность, в силу чего он является обязательным для выполнения его участниками и уважения другими государствами. УД.М.Д. включают условия, относящиеся к субъектам договора (надлежащие стороны, обладающие правосубъектностью, непосредственно заинтересованные в договоре), действительности волеизъявления сторон (компетентность сторон, вступивших вдоговор, действительность полномочий, соответствие действий уполномоченных представителей выданным им полномочиям, отсутствие принуждения в отношении указанных лиц, отсутствие угрозы силой или ее применения в отношении сторон, отсутствие ошибки, обмана или подкупа сторон, уполномоченных или представителей); объекту и целям договора (соответствие договора основным принципам международного права). Только соблюдение всех этих условий придает договору качество действительности. Указанные требования отражены в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Международный договор представляет собой международное со­глашение, заключенное между государствами и/или другими субъек­тами международного права в письменной или устной форме и регу­лируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

 

 

42. Понятие, история становления, источники международного уголовного права.

Международное уголовное право (МУП)- это систе­ма принципов и норм, регулирующих сотрудничество го­сударств в борьбе с преступлениями, предусмотренны­ми межд. договорами, как отрасль МП оно стало форми­роваться в XIX в. и совершенствоваться по мере обоб­щения опыта государств в борьбе против рабства, фаль­шивомонетничества, нарколреступлений, нарушений за­конов и обычаев войны и т. д. Круг его норм первона­чально ограничивался вопросами подсудности, действи­ем национальных норм уголовного права в пространстве и недопустимости их распространения на территории других государств, выдачи преступников и т. п.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.