Ресурсы потребителя
Ресурсы потребителя – важнейший фактор, влияющий на спрос. В зависимости от специфики товара, его приобретение и потребление требуют затрат различных ресурсов потребителя. В частности, потребитель обладает финансовыми, временными и когнитивными ресурсами, затрат которых требуют любые приобретения. Чем больше тех или иных ресурсов требует приобретение и использование товара, тем существенней влияние ограничения этих ресурсов на спрос.
Экономические ресурсы. Деньги являются главным фактором покупательной способности в большинстве случаев. Ограниченность финансовых ресурсов в распоряжении потребителей влияет на спрос непосредственно, поскольку только платежеспособный спрос является реальной рыночной силой. С другой стороны, неограниченные экономические ресурсы не являются гарантией спроса, поскольку на него могут влиять многие другие детерминанты.
Временные ресурсы. Наличие времени на множестве рынков является таким же необходимым условием для совершения покупки, как и деньги. Только располагая достаточным количеством времени, человек может добраться до магазина, чтобы приобрести одежду, технику для дома, украшения и прочие предметы не повседневного спроса. Все товары можно классифицировать по их способности потреблять или экономить время. Крайний случай влияния временных ограничений на спрос проявляется на рынке туризма: если нет отпуска, не будет и путешествия. Чем больше времени требуется для совершения покупки или использования услуги, тем сильнее влияние временных ограничений на спрос.
Бюджет времени потребителя включает 3 компонента:
1. Работа (оплачиваемое время).
2. Нерасполагаемое время (обязательное).
3. Досуг (свободное время).
Когнитивные ресурсы. Когнитивные ресурсы потребителей ограничены, поскольку в каждый момент времени можно обрабатывать ограниченный объем информации Если потребитель обладает ограниченными знаниями, способностями или навыками для использования товара или услуги, это может стать причиной отказа от покупки определенных товаров. Например, использование технически сложных устройств требует значительных затрат когнитивных ресурсов, и если потребитель не в состоянии освоить эти процедуры, он скорее всего избежит покупки таких товаров. Управление автомобилем – наиболее сложный навык, который приобретается в ходе специальных обучающих курсов. Конечно, необученный человек, скорее всего, не приобретет автомобиль, если только не собирается нанять водителя.
В борьбе за когнитивные ресурсы потребителя важно избегать двух крайностей – недостаточного внимания потребителя и его информационной перегрузки.
Поиск по сайту:
|