_ 30. Прусский вотчинный режим в эпоху рецепции римского
права
_ 31. Эдикт 1693 г.
_ 32. Эдикт 1704 г.
_ 33. Вотчинный режим ленных имений
_ 34. Ландрехт 1722 г.
_ 35. Ипотечный устав 1722 г.
_ 36. Судебный устав 1748 г. 3 апреля
_ 37. Силезский устав 1750 г.
_ 38. Corpus juris Fridericiaui 1751 г.
_ 39. Последующие меры, направленные на укрепление нового
строя, и толкование новых начал
Глава II. Новое движение в Мекленбурге
_ 40. Право Мекленбургских городов
_ 41. Право рыцарских имений
_ 42. Право крестьянских имений
Глава III.Новое движение в Саксонии
_ 43.
Глава IV. Новое движение в Баварии
_ 44. Право коренной Баварии
_ 45. Право княжества Бамберг
_ 46. Право Reichsstift Kemptzen
_ 47. Прочие местные Баварские права
Отдел II. Новое движение во Франции
_ 48. Право города Парижа
_ 49. Эдикт 1553 г.
_ 50. Эдикт 1581 г.
_ 51. Эдикт 1673 г.
_ 52. Другой специальный эдикт 1673 г.
_ 53. Другие меры современные и последующие за эдиктами
1673 г.
_ 54. Эдикт 1771 г.
Отдел III. Новое движение в Австрии
_ 55. Внешняя история Landtafel за данный период
_ 56. Вотчинно-ипотечный режим австрийских патентов 18
столетия
_ 57. Итоги
Общие замечания
Замешательство, последовавшее в вотчинном обороте от негласного римского вотчинного режима, всюду чувствовалось как большое зло, а в Германии оно осложнилось окончательным экономическим кризисом, последовавшим за 30-летней войною. И вот, издавна и задолго до наступления полного разгрома вотчинного оборота, во всех значительных западноевропейских государствах начинается новое движение в праве, регулирующем вотчинный оборот, направленное на придание вотчинным отношениям гласности и вотчинному обороту верности и обеспеченности. Если всюду для нового движения было достаточно одного только замешательства в обороте, то в Германии ему благоприятствовали после 80-летней войны и новые условия духовной жизни этой страны. В результате 30-летней войны Германия порвала с римским авторитетом в области религии, и пошла тут своим особым самостоятельным путем. С падением в Германии авторитета римской церкви падало одно из оснований внешнего авторитета римского права; при новых условиях римское право стало разсматриваться не более, как практический аппарат для удовлетворения жизненных потребностей, который может быть подвергнут и критике и изменениям, раз только он неудовлетворительно выполняет свою жизненную роль (Mascher, гл. V).
В то время новое движение везде преследовало чисто практические цели - и нигде не имелось в виду восстановление национальной организации вотчинного оборота. Скорее даже, первые шаги к приданию гласности вотчинным отношениям опирались на то же римское право, именно на конституцию императора Льва, создавшего actus publicus*(354). Только идея aotus publicus получила с самого начала более широкое и более энергичное значение, чем она имела в римском праве, так что скоро она получила выражение, больше напоминавшее национальное учреждение, чем римский прообраз.
Другим отправным пунктом могла служить организация оборота феодальных имений, где в интересах феодального господина существовали и в эпоху господства римского права поместные книги*(355).
Наконец, местами отправным пунктом служили и уцелевшие средневековые организации, как в Австрии - богемские поместные книги, во Франции - coutumes de nantissement, в Германии - городские вотчинно-ипотечные книги Гамбурга, Бремена и некоторых Мекленбургских городов и т. д.
Отметим еще одну особенность нового движения. Если законодатель, который выступает теперь главным творцом права, и имеет в виду упорядочение всего вотчинного оборота, то первое свое внимание он обращает на интересы реального кредита. Ипотека, являющаяся теперь главнейшей, если же исключительной правовой формой реального кредита, занимает первое и главное внимание законодателя. И только ради нее к упорядочению привлекается и собственность и другие вещные права, - понятно, так как ипотека поражает недвижимость со стороны ее ценности, а последняя зависит от состава всего правоотношения на вещь.
Каждая законодательная мера вскрывает нам и бытовое значение начинающегося течения в праве; оживляется оборот и нарождается новый строй хозяйства, именно современный.