Каждая библиотека Максатихинской ЦБС в течение года заполняет «Дневник библиотеки», «Дневник детской библиотеки».
«Дневник библиотеки» состоит из 3 основных частей.
Часть 1. Учет состава читателей и посещаемости
В первой части дневника дается количественная и качественная характеристика читателей и посещаемости. Она заполняется ежедневно по читательским формулярам.
Часть 2. Учет выдачи книг, брошюр и журналов
В этой части дневника дается количественная и качественная характеристика книговыдачи по отраслям. Она заполняется ежедневно по читательским формулярам.
Часть 3. Учет массовой работы
Рекомендуется в этой части дневника раздельно учитывать книжные выставки, библиотечные уроки и прочие массовые мероприятия. Для этого необходимо сделать соответствующие заголовки. Каждый раздел заполняется в хронологическом порядке.
Раздел «Книжные выставки»
Описывая выставки со сложной структурой необходимо указывать ее разделы.
Раздел «Массовые мероприятия». Кроме названия, темы и формы мероприятия коротко описывается его содержание. Можно дать и оценку эффективности.
Библиотечные уроки учитываются также как и массовые мероприятия, только в соответствующем разделе.
Дневник библиотеки необходим при учете статистических данных. Его используют при подготовке квартальных и годовых отчетов.
(см. Приложение № 11).
Учет работы с передвижниками и передвижек ведется отдельно, в специальной «Тетради читателей передвижной библиотеки».
В МКУК «Максатихинской МЦБ» обслуживанием читателей передвижной библиотеки занимается отдел внестационарного обслуживания. (см. Приложение № 12).
Главная задача отдела сделать доступными фонды библиотеки для различных категорий читателей.
Вся работа направлена на организацию удовлетворения запросов пользователей, обеспечение книгой жителей поселка на предприятиях и учреждениях, на пропаганду литературы среди всех категорий пользователей.
Пункты выдачи: Максатихинская ЦРБ,
Обслуживает читателей – 360
За 2014 год выдано –3690 экз.
В пунктах выдачи циркулирует 4899 экз.: книг - 4190 и брошюр и журналов – 709.
Помимо непосредственного обслуживания и участия в комплектовании фонда библиотекарь осуществляет:
- планирование, учет и отчетность, а также контроль над работой библиотечных пунктов всех подразделений ЦБС;
- инструктаж сельских библиотекарей.
Номенклатура услуг библиотеки (платные и бесплатные услуги)
Обслуживание читателей в библиотеке включает два основных вида взаимосвязанной деятельности: документально-информационную (выдачу первичных и вторичных документов) и социально-коммуникативную (организацию межличностного общения читателей в библиотеке). Она направлена на предоставление читателям совокупности библиотечных услуг.
Библиотечная услуга - это результат библиотечной деятельности (полезный эффект библиотечного труда) по удовлетворению информационных потребностей пользователей библиотеки.
Услуга уникальна, неповторима, так как в ее создании каждый раз участвуют разные люди. Кроме того, она неотделима от библиотечной среды, в которой предоставляется. Услугой можно назвать лишь тот результат, который удовлетворил определенные потребности.
В последние годы в практике библиотек всех стран начали использоваться платные услуги. Поэтому на сегодняшний день библиотечные услуги делятся на платные и бесплатные услуги. К обязательным бесплатным библиотечным услугам относятся:
· получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа;
· получение информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;
· получение консультативной помощи в поиске и выборе источников информации;
· организация открытых просмотров литературы, тематических выставок в помещении библиотеки;
· получение во временное пользование документов из библиотечных фондов, в читальных залах и на абонементе;
. организация и проведение массовых мероприятий.
Платные услуги (см. Приложение № 13).
В МКУК «Максатихинской МЦБ» полным и оперативным библиотечным и информационно-библиографическим обслуживанием всех категорий читателей в соответствии с информационными запросами и правилами пользования библиотекой занимается отдел обслуживания.
Задачи отдела:
- Воспитание информационной культуры, привитие навыков пользования книгой, другими средствами обучения.
- Участие в гуманитарно-просветительской деятельности библиотеки и академии, активная пропаганда нравственных и культурных ценностей мирового сообщества.
- Расширение сферы библиотечных услуг, повышения их качества на основе компьютеризации библиотечных процессов.
- Научно-методическая работа по вопросам библиотечного обслуживания.
Структура отдела обслуживания и штат:
Читальный зал:
- зав. сектором информации ЧЗ
Абонемент:
- зав. сектором абонемента
Познакомилась с должностными инструкциями, функциями и фондом отделов обслуживания (см. Приложение № 14).