Для обеспечения нормальной работы пары зубчатых колес с постоянным передаточным числом профили зубьев должны быть очерчены по кривым, подчиняющимся определенным законам. Эти законы вытекают из основной теоремы зацепления, сущность которой заключается в следующем.
Пусть имеется пара зубчатых колес (рис. 3.4) с центрами О1, и О2, вращающихся соответственно с угловыми скоростями . Прямую О1О2 называют межосевой линией зубчатой передачи.
Проведем в точке касания зубьев К нормаль NN к профилям и касательную ТТ. Нормаль NN должна пересекать межосевую линию О1О2 в постоянной точке Р. Эту точку называют полюсом зацепления. Окружные скорости точки К относительно центров вращения О1 и О2
Разложим υ1 и υ2 на составляющие по направлению нормали NN и по направлению касательной ТТ:
Для обеспечения постоянного касания звеньев необходимо соблюдение условия В противном случае первое тело должно внедряться во второе либо отстать от него.
Опустим из центров О1 и О2 перпендикуляры О1А и О1В на нормаль NN. Очевидно, что абсолютныескорости точек А и В направлены по нормали NN , и эти скорости должны быть равны нормальной контактной скорости, т.е.
в противном случае произошло бы изменение размеров контактирующих тел.
Принимая во внимание, что треугольники АО1Р и ВО1Р подобны и что получим
Основную теорему зацепления можно сформулировать так:
нормаль к двум взаимоогибаемым кривым проходит через мгновенный центр относительного вращения и делит межосевое расстояние на части, обратно пропорциональные угловым скоростям.
Следствие: для обеспечения постоянного передаточного отношения положение полюса Р на линии центров должно быть постоянным.
К элементам зацепления относят теоретический и активный участок линии зацепления.
В процессе работы сопряженных (эвольвентных) профилей точка их касания все время перемещается по прямой NN. Эту прямую называют линией зацепления.
Теоретический участок линии зацепления ограничен точками касания этой линии с основными окружностями шестерни и колеса (точки А и В рис. 3.4).
Активный участок линии зацепления (рис. 3.5) определяется между точками пересечения линий окружностей выступов зубьев колеса (точка А1) и шестерни (точка В1). В точке А1 зуб шестерни входит в зацепление с зубом колеса, а в точке В1 – выходит из зацепления.
Угол αw между линией зацепления NN и общей касательной ТТ к начальным окружностям называется углом зацепления, его стандартное
значение для эвольвентного зацепления αw= 20°.
Необходимое условие непрерывности зацепления: дуга зацепления должна быть больше шага. В противном случае при выходе из зацепления одной пары зубьев вторая пара еще не войдет.
Коэффициент торцового перекрытия – отношение длины
дуги зацепления к шагу: (3.13)
Дугой зацепления называют путь, проходимый профилем зуба по начальной окружности за время фактического его зацепления. Обозначается буквой S.
Коэффициент перекрытия характеризует среднее число пар зубьев, одновременно находящихся в зацеплении. Для цилиндрических зубчатых передач принимают ε ≥ 1,1.