Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. Целью первой части учебника является освоение студентами исторического наследия и идейного богатства в области философской мысли. Изучение основных концепций и проблем отдельных школ и направлений позволяет сознать и углубить знания студентов при переходе ко второму разделу курса философии, где раскрываются основные теоретические проблемы философии, их современную интерпретацию и решение.
Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.
Современное состояние духовной жизни российского общества характеризуется его радикальным обновлением, переоценкой всего доставшегося нам наследия. Именно в такие переломные эпохи обостряется потребность в философском осознании как мира в целом, так и общественной жизни человека, смысла его жизни. Поэтому интерес к философии усиливается, в различных слоях населения начинаются поиски новых ценностей и идеалов, которые могли бы способствовать выведению страны из затянувшегося кризиса.
Философия является одной из древнейших областей знаний, которыми занималось человечество на протяжении всего своего развития. Она занимает особое место по отношению к естественным и гуманитарным наукам, поскольку именно она стремится найти всеобщие принципы, законы и закономерности, проявляющиеся во всех областях жизни природы и общества.
Современная философия представляет собой сложную систему знаний, включающую целый комплекс значительно различающихся направлений, дающих подчас противоречивые ответы на узловые мировоззренческие вопросы. Освоение философии поэтому не может сводиться к анализу какой-либо одной концепции, но предполагает изучение всего богатства разрабатываемых сегодня проблем и решений, что позволяет достичь понимания современных мировоззренческих концепций.
Ознакомление с творчеством крупнейших мыслителей прошлого и настоящего позволит студентам освоить широкий круг знаний, будет способствовать развитию навыков самостоятельного творческого мышления, выработке умения ориентироваться в истории духовной культуры и в вопросах современной действительности. Овладение философскими знаниями, кроме того, имеет существенное значение для понимания мировоззренческих и методологических основ общепрофессиональных и специальных дисциплин, что способствует становлению разносторонне образованных специалистов современного типа.