Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

И особенности их решения



Антропология. Человек рассматривался уже не только как высшее творение Бога, но и как животное, правда, «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное». И в философии, и в искусстве Ренессанса ярко проявилось восхищение человеком, способным сравниться с Богом в своей творческой деятельности.

Такое восхищение распространялось не только на душу с тремя ее необыкновенными способностями – разумом, памятью и волей, – но и на телесную организацию человека. Достоинства последней усматривались:

а) в царственной, прямой и стройной фигуре;

б) в общем назначении тела, способного к освоению любого вида деятельности;

в) в отсутствии излишних частей.

Поэтому оказывалось, что человек устроен по образцу Вселенной (возрождение античной идеи микрокосмичности). Однако соединение души и тела, как правило, считалось загадочным, как и в средние века, оно объяснялось чудесной властью Бога.

Как утверждает Б. Телезио, человек – природное существо, обладающее телом и бессмертной душой, вложенной в него богом. Его поведение определяется стремлением к самосохранению, присущему всей природе. Его этика индивидуалистична: из чувства самосохранения вытекают все критерии добродетелей и изъянов, человеческая солидарность – это защитная реакция человека перед лицом грядущих опасностей. Человек способен к самосовершенствованию и нравственным поступкам. Но у него есть и элементы сенсуалистического гедонизма (учение, признающее наслаждение целью жизни и высшим благом), направленного против аскетической морали. Основой жизнедеятельности человека является тоже активный дух («спиритус»). «Пневма» (дух) – это тонкая теплая телесная подвижная материя, находящаяся в живом организме, которая способствует движению в нём, определяет жизненные функции и умирает вместе с телом. Дух неразрывно связан с материей и рассредоточен во всём теле, распространяясь по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая душа связана с «духом природы», но кроме материального духа есть нематериальная душа, которая бессмертна, ибо божественного происхождения.

В понимании души, трактовке ее бессмертия наметился ряд новых тенденций:

– возрождались раннехристианские представления о том, что бессмертие будет даровано далеко не всем. Так, Эразм Роттердамский считал, что человек состоит из тела, духа и души, которая может стать помощницей либо телу, либо духу. Лишь в последнем случае духовная сущность человека обретает бессмертие;

– распространялись представления о бессмертии как состоянии, которое наступит лишь после воссоединения души и воскрешенного тела. Характерно и то, что ужасы ада, терзавшие воображение средневековых людей, отходили в общественном сознании на задний план. Загробная жизнь в ряде концепций представала как райское продолжение земных наслаждений (Л. Валла);

– появились концепции, авторы которых выражали сомнение в бессмертии души. (Так, П. Помпонацци, опираясь на идеи Аристотеля и полемизируя с Фомой Аквинским, подчеркивал, что функции души осуществляются с помощью телесных органов, а значит, не могут реализоваться при их разрушении. Из этого фактически следовал вывод о бессмертии души).

Социология. Объектом изучения для Н. Макиавелли стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы поступков, влияние личности на ход событий. Он отделяет политику от теологии и религии. Отбрасывает идею божественной предопределённости политического существования: история – это естественный ход событий. Судьба определяет только часть поступков, а людям предоставляется право и свобода выбора поведения. Политика – это воплощение свободной человеческой воли в рамках необходимости («фортуны»). Мотивы политической деятельности – реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Политику он выводит из психологии.

Он отвергает зависимость государства от церкви, доказывает необходимость светского государства, основанного на юридическом праве. Сила – основа права. Поэтому политика освобождается от морали. Н. Макиавелли выдвигает идею «нового государя». Могущество государства составляет высший закон политики, и для достижения этой цели пригодны всякие (в том числе аморальные) средства – подкупы, убийство и т.п. Государь, вставший на путь создания такого государства, должен сочетать качества льва и лисицы. Он должен учитывать реальную человеческую природу, которая «неблагодарна, непостоянна, склонна к лицемерию и обману», ее «отпугивает опасность и влечет нажива». Низменность чело­веческой природы, по его мнению, обусловливает постоянство общественных законов. Позже по­литику такого рода подведут под формулу «цель оправдывает средства», и в историю она войдет под названием «макиавеллизм».

Исключая Бога из общественной жизни и политики, Маки­авелли отождествляет его с фортуной (роком, судьбой) и естест­венной необходимостью. Именно она властвует над человеком. Но это не значит, что свободная воля людей теряет своё значение. Здесь Макиавелли выдвигает весьма прогрессивную мысль. «Судьба, – говорит он, – распоряжается половиной наших по­ступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» («Государь»).

Философия Т. Мора и Т. Кампанеллы была направлена не столько на решение текущих социально-политических проблем, сколько на разработку идеального общества. Поэтому их называют предшественниками социалистов-утопистов. Томас Мор в своей книге «Утопия» описывает жизнь на вымышленном острове. Там ца­рят справедливость, мудрое управление, равные права в труде и распределении его продуктов, а также общественная собст­венность на средства производства. Он выступает против частной соб­ственности, в которой видит одну из важ­нейших причин социального неравенства и бедствий народа. Идеал общества – это высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать. На острове нет классов, а труд становится жизненной и моральной потребностью всех (но есть рабы из числа преступников, которые выполняют тяжелые и грязные работы). Человек – высшая ценность, и он должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации. Он возлагал надежды на помощь образованного правителя. Так Томас Мор становится основателем утопического социализма.

Подобные идеи развиваются и итальянским натурфилосо­фом Томазо Кампанеллой. В книге «Город Солнца» показывается реализованное идеальное общественное устройство. Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. Высказывает мысль о необходимости общественных преобразований с целью восстановления царства божьего на земле, призывает на основе христианской совести отказаться от частной собственности и эксплуатации. Общество основано на всеобщей собственности, христианских нравственных принципах, духовной власти мудрого жреца-правителя, име­нуемого Метафизиком, или Солнцем, общинной жизни и пра­вильно организованной трудовой деятельности. Город Солнца Кампапеллы во многом напоминает идеальное государство Платона. Государственное устройство солнечного города – это идеализированная теократия, во главе которой стоит жрец и философ. Его помощники – Власть, Мудрость и Любовь, которые занимаются вопросами войны и мира, ремеслом, свободным искусством, наукой, школьным образованием, контролем рождаемости, воспитанием, медициной, сельским хозяйством. Упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и государства. Все граждане одинаково трудятся и одинаково получают по потребностям. Он разработал систему воспитания, учитывая природную предрасположенность человека. Управляют и организовывают производство учёные–жрецы. В программу философа входило формирование всемирного единения, союза государств и народов для прекращения войн. Долг гражданина – защита отечества и общества.

В эпоху Возрождения была выдвинута идея природного равенства людей: не проис­хождение, то есть не принадлежность к высшим сословиям, а только личные заслуги являются основой жизненного успеха. Высшее проявление такого успеха – достижение славы.

Аксиология. Высоко оценивалась активность и личная ответственность человека. Отказываясь от характерной для средневековья идеи всеобщего предопределения, мыслители Ренессанса нередко придавали большое значение фортуне, то есть удаче, которой активный человек способен воспользоваться. Все эти установки вели к представлениям об индивидуальности, неповторимости личности. В дальнейшем на основе этой идеи был обоснован принцип индивидуализма – признания автономии, независимости личности, интересы которой всегда выше интересов социальной общности.

Человек, согласно Николаю Кузанскому, должен идти по пути этического самосовер­шенствования. Поведение людей он сравнивал с «игрой в шар», в которой каждый поступок – нечто вроде броска в середину системы концентрических кругов, отдаляющий или приближающий к нравственному идеалу – личности Иисуса Христа.

Размышляя над сущностью человеческих добродетелей, Дж. Бруно полагает, что человек из раба жизни, стремящегося к самосохранению, должен превратиться в активного деятеля. Человек приобретает бессмертие не в религиозном смысле, а как часть мировой целостности, ибо жизнь не ограничена её земными формами, а вечно продолжается в иных формах в бесчисленных мирах. Стремление активного человека–деятеля к познанию истины и труду Бруно называет «героическим энтузиазмом». Есть два вида энтузиазма: первый – неразумный порыв, второй – разумное стремление к истине. К учению о человеке относится и его концепция единой субстанции: душа и тело не могут существовать друг без друга. «Героический энтузиазм» – это духовный порыв, который охватывает и все телесное.

Итак, в эпоху Возрождения была продолжена разработка философских проблем, поставленных еще в античности. В изменившихся социокультурных условиях им были даны иные существенно различающиеся интерпретации, что сопровождалось выдвижением новых идей и созданием оригинальных концепций. Но философия Возрождения – самостоятельный этап в развитии западноевропейской философской мысли. Историческая её заслуга в том, что она преодолела схоластику и содействовала возникновению рациональной философии и росту авторитета науки. Мистический пантеизм XV в., ограниченный антропоцентризмом и теизмом, к XVI в. принимает форму натуралистического пантеизма с материалистической окраской. Диалектический метод опирается на опытно-эмпирические знания. Возвысив человека до Бога, они обратили внимание на познавательные его возможности. Философия Возрождения – это фундамент философии Нового времени.

В эпоху Возрождения произошел своего рода «антропологический поворот», в результате чего принципиально изменилась оценка человека – прекрасного, разумного, творческого существа, достойного счастья в земной жизни. При этом сам чувственно воспринимаемый природный мир оказался иным, чем раньше – меняющимся, противоречи­вым и бесконечным.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)