Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Проблема субстанции в философии.



Понятие субстанции находится в тесной связи с понятием бытия:

· если понятие бытия обозначает существование чего-либо, то понятие субстанции раскрывает, что является основой всего существующего;

· понятие бытия предполагает единство вещей, явлений, процессов, состояний через их общий признак – существование, понятие субстанции раскрывает единый источник возникновения вещей, явлений, процессов, состояний.

Проблема субстанции получила наибольшую разработку в философииНового времени: сложились онтологическая и гносеологическая линии.

Онтологическая линия. Субстанцияпредельное, конечное основание бытия, позволяющее сводить чувственное многообразие существующего и изменчивость его свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. По Р.Декарту и Б.Спинозе, субстанция должна быть причиной самой себя – вечной, существовать благодаря самой себе. Однако возникли разногласия по вопросу количества субстанций и свойств субстанции.

УЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ИДЕЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Монизм   Существует только одна субстанция, образующая основу бытия Материалистический Этой субстанцией является материя Фалес, Гераклит, Д.Бруно, Б.Спиноза, Ф.Энгельс
Идеалистический Этой субстанцией является сознание (дух) Платон, Августин, Фома Аквинский, Г.В.Ф.Гегель
Диалектический Субстанция находится в изменении и развитии Гераклит, Д.Бруно, Г.Гегель, Ф.Энгельс
Метафизический Эта субстанция неподвижна, неизменна Б.Спиноза
Дуализм Существуют две равноправные, независимые и противоположные субстанции – материя и дух Онтологический Исходит из противопоставления этих двух субстанций   Р.Декарт
Гносеологический Исходит их противопоставления познающего субъекта объекту   Д.Юм, И.Кант
Плюрализм Существует множествонезависимых друг от другасубстанций как основы бытия Материалистический Эти субстанции являются материальными Эмпедокл
Идеалистический Эти субстанции являются духовными   Г.Лейбниц

 

Гносеологическая линия. Она была начата Д.Локком: субстанция – это одна их сложных, абстрактных идей разума, которая не может быть результатом только индуктивного обобщения. Д.Беркли отрицал существование материальной субстанции в пользу существования духовной. Д.Юм отвергал существование и той, и другой, и видел в понятии субстанции лишь ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И.Кант полагал, что понятие субстанции необходимо для теоретического объяснения явлений: оно является основой единства восприятий, т.е. опыта. Для некоторых течений западной философии XX века характерно негативное отношение к понятию субстанции: для неопозитивизма это понятие является элементом обыденного сознания, проникшего в науку, способом неоправданного удвоения мира.

3. Понятие материи: его эволюция, атрибуты материи.

Материалистическая философия в качестве субстанции рассматривает только материю. Объективный идеализм материю не отрицает, но считает ее порождением духовного начала (Гегель). Субъективный идеализм рассматривает материю как совокупность ощущений познающего субъекта (Д.Беркли).

В материализме понятие материи прошло три этапа развития:

· наглядно-чувственное понимание существовало в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.): материя понималась как конкретная природная стихия или их совокупность (вода, огонь, земля, воздух), все вещи и явления – это проявление этих начал или одного из них;

· вещественно-субстратное понимание распространилось в эпоху Нового времени и сложилось благодаря успехам науки. Материя рассматривалась как конкретное вещество (твердое, жидкое, газообразное), состоящее из неделимых и неизменных атомов. Материальным считалось только то, что воспринимается органами чувств, то, что имеет форму, объем, цвет, запах и т.д. Свойства материи сводились к конкретным физическим свойствам и состояниям.

На этих этапах материя рассматривалась как нечто конкретное, в рамках третьего этапа она стала пониматься абстрактным образом:

· философско-гносеологическое понимание: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания человека и отображающейся в его органах чувств (В.И.Ленин). Эта идея возникла в начале XX века в связи с революцией в естественных науках.

СРАВНЕНИЕ МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Физические свойства материи Материя есть вещество Поле как невещественная форма материи
Атомы – это конечный пункт делимости материи, и сами атомы неделимы Открытие микромира и частиц меньше атома (электрон и др.), делимости атома и его ядра
Атомы неизменны Атомы изменяются (явление радиоактивности)
Материя непроницаема Материя проницаема (рентгеновское излучение)
Масса тела – величина постоянная Масса тела – величина переменная и зависит от скорости его движения (теория относительности)
  Взгляд на мир Действие законов механики Ньютона универсально для всего мироздания Действие законов механики Ньютона ограничено пределами макромира
Абсолютность свойств пространства и времени Относительность свойств пространства и времени
Механистический детерминизм Вероятностный детерминизм
Материя исчерпаема: сводится к конкретным физическим состояниям Материя неисчерпаема: не сводится к конкретным физическим состояниям

 

Были обнаружены формы материи, не имеющие вкуса, цвета, запаха – тех привычных свойств, с которыми ассоциировалась материя в рамках вещественно-субстратного понимания. В начале XX века в физике возник кризис: из факта, что не все материальные явления воспринимаются органами чувств, был сделан вывод, что эти явления не материальны. Возникла идея, что «материя исчезла» или является совокупностью наших ощущений (эмпириокритицизм – Э.Мах).

Материалистическое возражение состояло в том, что исчезла не материя: открытия показали, что вещественно-субстратное понимание материи устарело, ее нельзя сводить к конкретным физическим формам, уровням, свойствам, состояниям: у всех них существует нечто общее – то, что все они существуют объективно. На основе этого взгляда В.И.Ленин и сформулировал философско-гносеологическое понимание материи в противовес эмпириокритицизму.

Материя в современном понимании – это все бесконечное множество существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, основа всего многообразия явлений, свойств, процессов, форм движения. Материи присущи:

· объективность существования;

· вечность и бесконечность в пространстве;

· неисчерпаемость, многообразие форм ее бытия;

· неуничтожимость.

Атрибутэто совокупность неотъемлемых качеств объекта, без которых он перестает быть тем, чем является, утрачивает свою сущность.

Атрибуты материи:

· системность (структурность);

· пространство и время;

· движение;

· отражение.

Системность (структурность) материи:

· основные и не основные виды материи: первый образуют вещество, поле и физический вакуум, вторые – антивещество и антиполе;

· уровни организации материи – микромир(элементарные частицы и поля), макромир (тела, размерные человеку), мегамир(видимая часть Вселенной);

· сферы – неживаяиживая, социально-организованная материя.

Фундаментальные отличия живого от неживого:

· в вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоорганизованные макромолекулярные органические соединения – биополимеры, к ним относятся белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК);

· в структурном плане для живого характерно клеточное строение;

· в функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя: воспроизведение есть и в неживых системах, но в живых телах имеет место процесс самовоспроизводства – не что-то воспроизводит их, а они сами;

· в плане активности живые организмы способностью совершать определенные действия (эта способность у различных форм живого разнится в зависимости от уровня сложности живого организма);

· у живых тел существует обмен веществ, способность к росту и развитию, движению, приспособлению к среде, регуляции своего состава и функций.

Если в трактовке философии и науки эпохи Нового времени материя сводилась к веществу, то в настоящее время понятие материи резко расширилось и охватывает все ее виды, уровни организации и сферы.

Пространство и время. Существуют два противоположных подхода:

· пространство и время – это объективные характеристики самого мира;

· пространство и время – субъективные формы восприятия мира (И.Кант).

Среди сторонников первого подхода долгое время имелись разногласия по вопросу свойств пространства и времени и их соотношения с материей.

СРАВНЕНИЕ СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Отношение пространства и времени Пространство и время существуют независимо друг от друга, между ними не существует взаимосвязи Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и образуют единый континуум «пространство-время»
Отношение пространства и времени к материи Пространство и время существуют сами по себе наряду с материей как самостоятельные субстанции; если материя исчезнет, то пространство и время продолжат существовать Пространство-время неразрывно связано с материей, зависит от процессов, происходящих в ней. Если материя однажды исчезнет, то пространство-время прекратит существование
Сторонники философы Демокрит, Эпикур Аристотель, Г.Лейбниц
Сторонники ученые И.Ньютон обосновал понятия абсолютного пространства как бесконечной протяженности, вмещающей в себя материю и не зависящей от процессов в ней, и абсолютного времени как текущей равномерной длительности безотносительно к изменениям материальных систем А.Эйнштейн отверг понятия абсолютного пространства и абсолютного времени и показал в рамках теории относительности, что они представляют собой не самостоятельные сущности, а особые отношения, связанные с динамикой материальных систем

 

СРАВНЕНИЕ Пространство Время
Определение Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование материальных объектов и систем Форма бытия материй, характеризующая длительность ее существования, последовательность состояний в развитии материальных систем
Специфические свойства Протяженность, трехмерность, изотропность Длительность, одномерность, необратимость
Универсальные свойства Присущи и пространству, и времени: объективность существования, зависимость от строения и развития материальных систем, единство прерывности и непрерывности, бесконечность

 

Движение. Наибольшую разработку проблема движения получила в эпоху Нового времени. В XVII-XIX веках сложились три концепции движения.

 

СРАВНЕНИЕ Механицизм Энергетизм Диалектический материализм
Движение   Движение – это перемещение тела в пространстве по законам механики Движение – результат превращение одной формы энергии в другую   Движение – это не только перемещение тела в пространстве, это любое изменение
Движение и материя     Движение – внешнее свойство материи, результат воздействия на тело внешней силы, к самодвижению материя не способна   Между материей и движением не существует взаимосвязи, материя превращается в энергию Критика механицизма: движение – внутреннее свойство материи, она способна к самодвижению, источник – разрешение противоречий. Критика энергетизма: любая форма движения имеет материальный носитель. Механическое движение присуще неживым телам, физическое – атомам, химическое – молекулам, биологическое – живым телам, социальное – людям и обществу
Соотношение форм движения Редукционизм – высшие, сложные формы движения (биологическое и социальное) объясняются по аналогии с простой, низшей формой (механической), механическая форма универсальна     Высшие, сложные формы движения нельзя объяснять по аналогии с простыми, низшими формами: высшие, сложные возникают на основе простых, низших форм и включают их в себя, однако каждая форма движения обладает только ей присущими специфическими закономерностями

Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» изложил основную идею концепции диалектического материализма: материя может существовать только в движении, движение – это атрибут, способ существования материи. Движение абсолютно, покой – относителен: покой – это момент, сторона движения.

 

Тема 2. СистемА – детерминизм – развитие