Практическое занятие 4. Происхождение языков. Языки мира
Помощь в ✍️ написании работы
Задание 1
Прочитайте отрывок из Деяний Апостолов (части Нового Завета), где описывается событие, произошедшее с апостолами. Как здесь объясняется происхождение языков?
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деяния апостолов, 2, 1-14).
Знаете ли вы, что предлагается считать День Пятидесятницы, или Троицын день, не только религиозным праздником, но и Днем Лингвиста или Переводчика? Почему именно этот день?
Рассмотрите материалы, отражающие зависимость становления психофизиологической базы (ЦНС) и речевой деятельности человека (произносительного аппарата):
Биологические предпосылки возникновения речи
прямохождение
освобождение передних конечностей для простейших трудовых операций
формирование руки: «Рука не
только орган, но и продукт труда»
высокоразвитый головной мозг
осознание окружающего мира, стадный образ жизни
«Наши предки были уже общественными животными»
речевой аппарат (гортань, язык) и нечленораздельные звуки как строительный материал будущих членораздельных
звук стал частью формирующегося человека, регулятором его деятельности во времени
Какой теории происхождения языка соответствует схема?
Среди теорий происхождения языка имеет место и гипотеза спонтанного скачка. По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835): «Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым. Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».
Рассмотрите состав языков двух групп индоевропейской ветви.
1. Славянская группа. В ее состав входит 13 крупных современных языков и ряд мелких языков и диалектов. Славянские языки распределяются по трем подгруппам:
Выпишите названия языков, о которых вы имеете смутное понятие или вообще не имеете понятия. С помощью поисковых систем найдите краткую информацию о них и запишите ее.
Согласно статистическим данным (к. 20 в.) число носителей индоевропейских языков в мире – 2 171 705человек. Можно ли утверждать, что индоевропейскими языками пользуется больше всех людей в мире?
Определите степень распространенности в мире английского и русского языков. Подпишите названия стран, в которых эти языки используются как государственные и как вторые государственные.