Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Теологическая теория



Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхож­дения государства. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквин-ский — XIII в. Соч. «О правлении властителей»), идеологи ислама и современной католической и православной церкви. Особо широкое распространение божественная теория получила в средние века.

Суть теории. Смысл данной теории заключается в следующем: государство — это результат «божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди долж­ны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно так эта идея звучит в учениях различных религиозных деятелей (католи­ческих, православных, мусульманских и др.).

Так, католический богослов Ф. Аквинский писал, что правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вмес­те с тем единственное объединяющее в нем начало: без него госу­дарство бы распалось.

Православный богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существо­вание властей — все это дело Божией премудрости и поэтому «долж­но возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии»1. Он особо настаивает на необходимости по-

' ffaaiiH Л.игтауст. Веселы на Псалмы // Творения святаго отца нашего Иоанна

Златоуста в 12 т. Т. Г). С. 551.

виновения всяким властям как исполнении обязанности по отноше­нию к Богу. Его не смущает тот факт, что у власти бывают порочные люди и пользуются ею не так, как должно, поскольку, он полагает, что это зависит от испорченности людей. Наследование власти, по его мнению, также совершается «по благоволению Христа», желаю­щего сделать непреходящим благочестивое царство. Коснулся он в своем учении и роли начальников, которые немало действуют ору­жием, отражают неприятелей, усмиряют крамольников, разрешают всякие ссоры, одним словом, они для того, чтобы мы не были «яко гады», а властитель — для того, чтобы мы не пожирали друг друга «яко рыбы». Иоанн Златоуст предупреждает, что с уничтожением властей исчезнет всякий порядок и мы будем жить «безумнее бес­словесных зверей, — станем друг друга угрызать и снедать... Но те­перь, по милости Божией, ничего такого нет». Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то самая личность монарха как человека приобретает особое значение: истинный царь все подчиняет законам Божиим и, сохраняя ум свободным, не по­зволяет утверждать у себя в душе гнев, властолюбие и удовольствия, ибо если он не может управлять сам собой, то как он сможет исправ­лять других? Царь, отвечая перед Богом за вверенное его попече­нию царство, несет три обязанности: наказывать творящих зло вра­гов Божиих, распространять учение Божие в своем царстве, созда­вать условия для благочестивой жизни людей1.

Оценка теории. Оценивая эту теорию, созданную в VI—XIII вв., надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те далекие времена, а также достигну­тым уровнем знаний об обществе и о закономерностях его разви­тия. Справедливо ею отражается тот факт, что государство появля­ется одновременно с монорелигией. Она имела большое положи­тельное значение: позволяла установить в обществе порядок. Кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступле­ние правителя на царствование освящалось, что придавало его влас­ти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позд­нее время эту теорию откровенно стали использовать для оправда­ния неограниченной власти монарха. Сегодняшние богословы вы­нуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития.

1 См.: Тимошина Е.В. Учение о царской власти в византийской церковной исто­риографии IV—VI вв. (И сравнении с умением святоотеческой литературы ГУ в. // Пра­воведение. 1995. № 3.

Однако она ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею про­возглашается, так же как, впрочем, нельзя ее и опровергнуть. В это можно только верить. Но это уже вопрос мировоззрения.

Теория насилия

Эта теория, собственно, состоит из двух теорий.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.