Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Инцестная (половая) теория



Ее выдвинул французский этнограф и социолог Леви-Стросс (франц. XIX в. Соч. «Антропология...»).

Суть теории. Посвятив свою жизнь исследованию развития перво­бытного общества, он выдвинул и обосновал идею о том, что особен­ности производства человека (или иначе воспроизводства рода чело­веческого), а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим в дальнейшем к возникновению государства.

Итак, не изменение в материальном производстве и не совер­шенствование орудий труда привели к дифференциации общества и возникновению государства, а осознание того, что(запрст на кро­восмешение будет способствовать развитию рода человеческого.

Приведу слова одного из сторонников этой теории Л. Васильева: «Отказ от права на женщину своей группы создал условия для свое­го рода социального контракта с соседней группой на основе прин­ципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы по­стоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или пищей (дарами), словами-знаками, символами и составил структур­ную основу культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными), нормами, правилами, запретами-табу и прочими социальными регу­ляторами»1. Поддержание запрела инцеста требовало, в свою оче­редь, наличия особой группы людей, которые бы занимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а во-вторых, примене­нием принуждения за его неисполнение. Первоначально же родо­вые органы управления поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей между соплеменниками в целях обмена женщинами. В дальнейшем эта группа людей, специализиро­вавшаяся на поддержании запрета инцеста, стала одновременно вы­полнять и другие общественныефункции. Именно таким образом постепенно и происходило образование государственной структуры. Основываясь на этом, А.П. Бутенко критикует коммунистов, жестко привязывающих возникновение государства к появлению классов, и делает следующий вывод: «Исторически государство зарождается и формируется задолго до возникновения классов, причем как следст­вие не классовых, а более «полифонических» общественных потреб­ностей, как результат спроса всего общества на сознательное и сило­вое решение насущных проблем, как ответ на необходимость созна­тельно, в том числе и с помощью средств принуждения, осущест­влять определенные функции, без реализации которых оказывается невозможным общественный прогресс»2.

Оценкатеории. Анализируяэту теорию, нельзя, во-первых, не отметить, что ее создатель, Лсви-Стросс, исходил из непреложного исторического факта, наличие которого нельзя опровергнуть, а именно того, что общество от эндогамных половых отношений по­степенно перешло к экзогамной форме брака. Во-вторых, правиль­но указывается, что переход общества к экзогамии был выдающим­ся рубежом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, по-

Василъев Л. Становлениеполитической администрации // Народы Азии н Аф­рики. 1980. № 1.С. 175.

Bymttoco А.П. Ц>сударство:его вчерашние и сегодняшние трактовки // Госу­дарство и право. 1993. № 7. С. I1.).

казавшего, что кровосмешение ведет к вырождению рода, ставит его на грань гибели, что отказ от права иметь женщину своей груп­пы может устранить эту гибельную опасность. В-третьих, верно и то, что сам по себе этот запрет не исполнялся всеми членами перво­бытного общества добровольно и во многих случаях необходимо было применять принуждение. И наконец, аксиомой является и то, что запрет инцеста наложил глубокую печать на первобытное обще­ство. Запрещение инцеста не только способствовало выживанию и укреплению рода, но оказало многоплановое воздействие на разви­тие общественных отношений, в частности ускорило развитие об­щения между различными отрядами первобытного общества и перевело, из разряда военных контактов, в своей основе разруши­тельных, в разряд мирных, которые чаще носят созидательный, прогрессивный характер.

Однако есть ряд моментов, которые упускают или сознательно игнорируют сторонники инцестной теории, объясняя процесс про­исхождения государства. Прежде всего не принимается во внима­ние момент, н общем-то очевидный, а именно то, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс челове­чества в целом. Мы знаем, что у многих популяций животных поло­вые отношения тоже носят очень сложный характер, и тем не менее это им не позволило вырваться из царства животных. Перс-ход общества от присвоения средств для жизни к их производству или переход общества от собирательства к производящей экономи­ке — вот тот рубеж, который отделяет его от мира животных. Итак, не только, а может быть и не столько воспроизводство самого чело­века приводит к возникновению государства, хотя это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и даже просто недооценивать. Появление у человека рефлексии, т.е. способности его сосредото­читься на самом себе, осознать себя и свои действия (или иначе возникновение способности мыслить) дало ему возможность за­няться производством продуктов, необходимых для существования.

Вызывает сомнение и утверждение А.П. Бутенко о том, что пере­ход общества к запрещению инцеста был сознательным. Вряд ли люди представляли себе всю цепочку негативного действия крово­смешения. Даже в наши дни в странах, страдающих из-за переизбыт­ка населения, агитация и пропаганда опыта малодетных семей, сопровождающаяся убедительными аргументами на этот счет и по­ниманием населения необходимости воздерживаться от многодет­ности, не может предотвратить избыточный рост населения, на­пример в Индии.

Вывод.Инцестная теория не способна дать полное представле­ние о причинах возникновения государства.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.