Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Органическая теория



Наиболее видный представитель данной теории, а по существу ее создатель — Г. Спенсер (англ. XIX в. Соч. «Позитивная политика»).

Суть теории. Данная теория возникла в XIX в., и появление ее было обусловлено успехами в развитии естествознания. Однако пред­ставления о государстве как своеобразном подобии человеческого ор­ганизма мы находим еще у древнегреческих мыслителей. Так, напри­мер, Платон сравнивал структуру и функции государства со способно­стями и отдельными сторонами человеческой души. Ему вторил Ари­стотель, говоря, что государство во многих отношениях напоминает человеческий организм, и поэтому утверждал, что человек сам по себе изолированно существовать не может. Стараясь проиллюстрировать выдвигаемые им положения, он приводил такой пример: руки и йоги.

отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функцио­нировать, также и человек не может существовать без государства.

Г. Спенсер развил эту идею и создал целую теорию в завершенном и аргументированном виде. Обладая обширными познаниями в облас­ти биологии, психологии, этнографии, истории, он и общество рас­сматривал как своеобразный организм, развивающийся по общему за­кону эволюции. «Эволюция есть переход от неопределенной, бессвяз­ной однородности к определенной, связной однородности, сопровож­дающий рассеяние движения и интеграцию материи». Появление общества, а затем и государства — это результат такой эволюции.

Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер пришел к выводу, что в развитии общества просматриваются неко­торые закономерности, присущие организмам — например, переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнород­ному (дифференциация). Наблюдаемые в жизни процессы роста и усложнения структуры и функций организма, связанности его от­дельных частей, их дифференциации он представил как процесс по­степенного объединения различных мелких образований челове­ческого общества в более крупные и сложные и дал им наименова­ние «агрегаты». Этим названием охватывались такие образования, как племя, союз племен, города государства, империи. Если орга­низм здоровый, то его клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его части, и, наобо­рот, больные клетки и тем более целые системы снижают эффек­тивность функционирования всего организма.

Возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают влияние факторов перемен — социально-классовую дифференциацию, спе­циализацию в виде разделения труда, образования органов полити­ческой власти.

В государстве — «живом теле» все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга (это он называл регулирующей системой в общест­венном организме), используя, в частности, право как передавае­мые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организ­ма, обеспечивают его жизнедеятельность (это — система органов пищеварения). Есть в организме и специализированная «распреде­лительная система» или своего рода кровеносная система (торгов­ля, транспорт и иные средства сообщения). Господствующие клас­сы отвечают за внешние функции, т.е. обеспечивают оборону.

Государство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ. Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов, затем его функции расширяются и задачей государственной власти становится обеспе­чение благополучия всего общества, служение ему, а не наоборот.

Оценка теории. В период создания Спенсером органической теории она пользовалась большой популярностью. Возможно, это было обусловлено большим прорывом, который совершили биоло­гические науки во второй половине XIX в. Сейчас же наши знания об окружающем мире стали куда обширнее, и число сторонников Спенсера невелико. Вместе с тем надо отметить, что его мысль о том, ч'1ч> биологическим и социальным системам присущи некото­рые общие законы, является вполне справедливой. В самом деле, нельзя торить с тем, что законы социальной жизни предопределя­ются законами естественными хотя бы потому, что человек стано­вится существом общественным будучи уже биологически сформи­рованным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично человек является творением природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение чело­века как биологического вида будет означать гибель и общества, и государства.

Спенсер справедливо также обращает наше внимание на то, что все в мире взаимосвязано и находится в системе, и речь должна идти но только об упорядоченности структур внутри какого-либо организма (биологического или социального), по и о существова­нии «системы систем». Одним словом, он выводит принцип систем­ности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира.

И наконец, следует согласиться с автором теории ив том, что государство — это не продукт, навязанный обществу извне, а резуль­тат его постепенного развития (эволюции).

Однако, обращая внимание на положительные моменты органи­ческой теории, нельзя не отмстить, что глубинных процессов обра­зования государства она не объясняет. Да, можно уловить какое-то сходство между общественной системами и биологическими, но здесь все же больше различий. Общественные системы имеют свои законы и они являются определяющими. Сравнивать различные системы можно, но для их сравнения по необходимости придется взять критерий такой большой степени общности, который деталь­но рассмотреть системы и выяснить суть каждой не позволит. На­пример, сравнивая продукты питания и «духовную пищу» людей, можно лишь сказать, что общее между ними то, что они позволяют человеку удовлетворять спои потребности. Но это мысль, которая лежит что называется на поверхности, проникнуть же глубже в суть этих явлений только на основе такого сравнения трудно.

Кроме того, органическая теория страдает умозрительностью, и поэтому многие ее обвиняют в том, что она ненаучна.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.