В поэзии средних веков, Возрождения и Нового времени успешно использовались доставшиеся им в наследство размеры римской поэзии – особенно это касается гекзаметра и элегического дистиха, которые оставались на протяжении многих веков ритмом ученой поэзии.
Античная система стихосложения называлась метрической. С X в. в Европе появляется неизвестная античности рифма, которой начинают украшать гекзаметр, рифмуя или последние слоги рядом стоящих строк, или конец стиха и предшествующий цезуре слог. Эти стихи называются леонинскими, они часто встречаются в поэзии вагантов, например:
Póstquam nóbilitás servília cépit amáre,
Cépit nóbilitás cum sérvis dégeneráre.
В это время в поэзию начинают проникать народные ритмы, особенно в поэзию низовой культуры, к которой относится творчество вагантов. Складывается новая система стихосложения – ритмическая, где в отличие от античной (метрической) системы ритм строится на естественном ударении в словах, а не на чередовании долгих и кратких слогов. Эта поэзия изобилует различными формами и ритмами, часто песенного характера, чем отличается, например, стихотворение «О Fortuna»:
Sors salūtis
et virtūtis
mihi nunc contraria,
est affectus
et defectus
semper in angaria.
Случай правит,
Случай травит
Нас жестокой страстию:
В твоей власти
Наше счастье
И в твоей – несчастие.
Перевод М. Гаспарова
Собственно, большинство стихотворений средних веков пелось, и этим объясняется широкое распространение секвенции –изначально религиозно-музыкальной формы, перешедшей позднее и в светскую поэзию (сравн. Requiem и Mendosus Suevus из «Кембриджских песен»).
Начиная с середины XII в. наиболее излюбленной ритмической формой становится шестистопный хорейс затянутой цезурой и с одной рифмой в четырех подряд следующих строках, как, например, в «Исповеди» Архипииты Кельнского:
Aestuans intrinsecus ira vehementi
In amaritudĭne loquor meae menti:
Factus de materiā levis elementi
Folio sum simĭlis de quo ludunt venti.
Осудивши с горечью жизни путь бесчестный,
Приговор ей вынес я строгий и нелестный:
Создан из материи слабой, легковесной,
Я как лист, что по полю гонит ветр окрестный.
Перевод О. Румера
Любопытно, что этот размер дожил до наших дней, о чем можно судить по латинскому стихотворению Э. Коппэ:
Firmam amicitiam olim Homo junxit...
Произведения вагантов строятся в основном на хореической стопе.Примером может служить «Кабацкая песня»:
In tabernā quando sumus,
non curāmus, quid sit humus,
sed ad ludum properāmus,
cui semper insudāmus.
Во кабацком сидя чине,
Мы не мыслим о кручине,
А печемся лишь о зерни,
Чей приют у нас в таверне.
Перевод М. Гаспарова