Цилиндрические зубчатые колёса нарезают методами копирования и огибания на фрезерных или специальных станках.
Рис. 12.1. Нарезание впадины дисковой фрезой методом копирования
Рис. 12.2. Нарезание колеса червячной фрезой методом копирования
Достоинства зубчатых передач:
1) Высокая нагрузочная способность (P до 300 МВт) и, как следствие, компактность передачи.
2) Высокий КПД (h = 0,97…0,99).
3) Большая долговечность и надёжность работы.
4) Постоянство передаточного отношения.
5) Малые нагрузки на валы и опоры.
Недостатки:
1) Сравнительно сложная технология изготовления.
2) Повышенные требования к точности изготовления.
3) Наличие шума при больших скоростях.
Из всех разновидностей зубчатых передач наибольшее распространение получили передачи с цилиндрическими колесами как наиболее простые в изготовлении и эксплуатации, надёжные и малогабаритные. Прямозубые колёса при скорости u > 3 м/с заменяют косозубыми и шевронными (сдвоенные косозубые) для повышения нагрузочной способности и снижения шума.
12.2. Виды разрушений зубьев и критерии расчёта
При работе зубчатой передачи возникают усилия в зацеплении. Контакт происходит по контактным линиям, по которым действует распределённая нагрузка q (Н/м). Для упрощения расчётов её заменяют сосредоточенной силой Fn , направленной по нормали к сопряжённым поверхностям зубьев. При передаче крутящего момента в зацеплении кроме неё действует сила трения (рис. 12.3, а)
, (12.1)
связанная со скольжением.
Рис. 12.3. Напряжённое состояние зуба
Под действием этих сил зуб находится в сложном напряженном состо-янии. Решающее значение на его работоспособность оказывают два основ-ных напряжения: контактные напряжения и напряжения изгиба . Для каждого зуба и не являются постоянно действующими. Они изменя-ются во времени по пульсирующему циклу (рис. 12.3, б). Переменные на-пряжения являются причиной усталостного разрушения зубьев, которое проявляется различным образом.
1) Поломка зубьев. Поломка связана с напряжениями изгиба. Поломка зуба (выламывание углов или целого зуба, рис. 12.4) является одним из рас-пространённых и наиболее опасных видов разрушения, так как обломок зуба может попасть в зацепление и привести к аварии. Различают два вида по-ломки:
а) поломка от перегрузок ударного действия;
б) усталостная поломка, связанная с циклической нагрузкой и концентрацией напряжений.
Все остальные виды разрушения зубьев – поверхностные. Они связаны с контактными напряжениями и трением.
2) Усталостное выкрашивание. Такой вид разрушения характерен для закрытых зубчатых передач, работающих при хорошей смазке. Зубья таких передач разделены тонким слоем смазки. При этом износ зубьев мал. Пере-дача работает длительное время до появления усталости в поверхностных слоях зубьев. На контактной площадке малых размеров под действием си-лы появляются трещины, расположенные в подповерхностном слое, различно ориентированные на ведущем и ведомом профилях.
За счёт гидростатического давления трещины на поверхности ножек расклиниваются и частички металла со временем откалываются, образуя углубления, напоминающие оспинки, которые растут и превращаются в раковины (рис. 12.5). Причина выкрашивания – контактные напряжения.
Основные меры по предотвращению выкрашивания:
а) расчёт на выносливость по контактным напряжениям;
б) термообработка с целью повышения твёрдости.
3) Абразивный износ (рис. 12.6). Износ является основной причиной выхода из строя открытых зубчатых передач, работающих при недоста-точой смазке. В таких передачах усталостное выкрашивание не наблюда-ется, так как поверхностные слои истираются раньше, чем появляются трещины усталости.
4) Заеданиенаблюдается преимущественно в высоконагруженных пе-редачах. В месте соприкасания зубьев развивается высокая температура, способствующая разрыву масляной пленки и образованию металлического контакта. Здесь происходит микросхватывание, своеобразное сваривание частиц металла с последующим отрывом их от менее прочной поверхности. Образовавшиеся наросты задирают рабочие поверхности зубьев в направ-лении скольжения (рис. 12.7). Уменьшить склонность к заеданию можно ограничением контактных напряжений.
Рис. 12.7. Задир
Анализируя виды разрушения, выявляют основные критерии работо-способности зубчатых передач:
а) контактная прочность;
б) изгибная прочность.
Основными критериями работоспособности и расчёта зубчатых пе-редач являются контактные и изгибные напряжения. Расчёт по первому критерию предотвращает усталостное выкрашивание и заедание, по вто-рому – поломку зубьев.
Силы в зацеплении
В зубчатой передаче (рис. 12.8) наклонную силу , расположенную к перпендикуляру к межосевой линии под углом зацепления , расклады-вают по двум направлениям, получая окружное усилие , направленное по касательной к начальной окружности, и радиальное усилие , направлен-ное по радиусу к центру вращения. Такое разложение удобно при расчёте валов и опор.
Рис. 12.8. Силы в зацеплении прямозубой передачи
Окружную силу для любой детали вращательного движения определяют по формуле:
либо . (12.2)
Окружная сила на шестерне направлена против направления вращения, на колесе — по направлению вращения.
Радиальное усилие (направлено по радиусу колеса к оси вращения):
. (12.3)
Полная нормальная сила:
. (12.4)
По принципу равенства действия и противодействия силы на колесе противоположны силам на шестерне.
12.4. Расчёты на прочность
Расчёты на прочность цилиндрических зубчатых передач стандартизи-рованы по ГОСТ 21345. Задача расчёта состоит в определении таких зна-чений основных параметров передачи, которые наилучшим образом удов-летворяют прочностным, триботехническим, кинематическим, геометри-ческим и экономическим требованиям.
Исследованиями установлено, что наименьшей контактной усталостной прочностью обладает околополюсная зона рабочей поверхности зубьев. Поэтому расчёт контактных напряжений принято выполнять при контакте в полюсе зацепления (рис. 12.9).
Рис. 12.9. Контактные напряжения в зацеплении
Контакт зубьев можно рассматривать как контакт двух цилиндров с радиусами и . При этом контактные напряжения определяют по соотношениям из теории упругости по формуле Герца:
, (12.8)
где q – удельная нагрузка в Н/мм.
Удельную нагрузку определяют по формуле:
q = Fn/lΣ, (12.9)
где lΣ – суммарная длина контактных линий, мм; μ – коэффициент Пуассона; μ = 0,25…0,35; Е – приведенный модуль упругости в МПа;
, (12.10)
где Е1 и Е2 – модули упругости соприкасающихся тел; ρ – приведенный радиус кривизны:
; (12.11)
где ρ1 и ρ2 – радиусы кривизны контактирующих поверхностей.
Формулу (12.8) значительно упрощают, приняв стальные колёса с 2,15×105 МПа и μ = 0,3, а параметры и записать с учётом геометрических соотношений:
; , откуда , (12.12)
. (12.13)
После упрощений формула проверочного расчёта примет вид:
. (12.14)
Формула (12.14) непригодна для проектного расчета, так как содержит два неизвестных геометрических параметра – межосевое расстояние и ширину колеса b. Для дальнейшего упрощения решения задачи один параметр выражают через другой. Вводят коэффициент ширины колеса
, откуда . (12.15)
Подставляя (12.15) в формулу (12.14) и решая её относительно , получают формулу проектного расчёта:
, (12.16)
где u – передаточное число (в редукторах равно передаточному отношению); Ka- численный коэффициент, равный 315 для прямозубых колёс; [σ]H– допу-скаемое контактное напряжение, МПа; Т2 – вращающий момент на валу коле-са, Н·мм; KН – коэффициент нагрузки.
Вычисленное значение в мм округляют до ближайшего значения либо по ГОСТ 2185, либо из ряда Ra40 ГОСТ 6636 (прил. Г). Остальные геометрические параметры определяют в результате расчёта геометрии.
Расчётная схема расчёта зуба на изгиб представлена на рис. 12.10. Зуб рассматривают как консольную балку, нагруженную нормальной силой , которая приложена к кромке зуба (наиболее неблагоприятный случай).
Нормальную силу переносят на ось симметрии зуба и раскладывают на две составляющие: силу , направленную по оси симметрии, и ей перпендикулярную силу . Составляющие силы приводят к опасному сечению с размерами b и s, расположенному вблизи основания зуба. При приведении силы добавляется момент , который будет изгибающим для опасного сечения зуба. Сила является сжимающей.
Рис. 12.10. Напряжения на ножке зуба
Напряжения сжатия в опасном сечении:
(12.17)
Напряжения изгиба:
(12.18)
На рис. 13,10 показаны эпюры напряжений, построенные в соответствии с формулами (12.17) и (12.18). Наибольшие суммарные напряжения будут на сжатом (правом) волокне, однако расчёт ведут по растянутому волокну, где наиболее вероятно зарождение усталостных трещин. Результирующее напряжение с учётом концентрации напряжений и коэффициента нагрузки:
(12.19)
где KT– теоретический коэффициент концентрации напряжений, определяемый методом теории упругости для переходной окружности от эвольвенты к окружности впадин; KF – коэффициент нагрузки,
С учётом преобразований формула (12.19) примет вид:
, (12.20)
где – коэффициент формы зуба, который зависит от числа зубьев колеса; bw– рабочая ширина зубьев, мм; m – модуль зацепления, мм.