Червячная передача относится к передачам зацеплением со скрещивающимися осями валов. Угол скрещивания обычно равен 90°. Возможны и другие углы, отличные от 90°, однако такие передачи применяют редко. Движение в червячных передачах преобразуется по принципу винтовой пары. Червячную передачу можно получить из передачи винт–гайка, разрезав гайку осевой плоскостью, согнув её половину в дугу и дополнив дугу до окружности. Видоизмененная гайка c зубьями особой дуговой формы называется червячным колесом, а винт – червяком. По форме поверхности, на которой нарезана резьба, различают передачи:
– червячные с цилиндрическим червяком (рис. 14.1);
Наиболее распространены цилиндрические червяки по ГОСТ 18498. Червяк, торцовым профилем которого является архимедова спираль (рис. 14.3, а, б), называют архимедовым и обозначают буквами ZA. В осевом сечении он имеет трапецеидальный профиль и представляет собой обычный
винт с углом профиля 2a = 40°. Его можно нарезать на токарных или резьбофрезерных станках.
Рис. 14.3. Профили архимедова и эвольвентного червяков
Исследования показали, что работоспособность червячной передачи повышается с уменьшением шероховатости и повышением твёрдости поверхности червяка. Это достигается шлифованием и полированием, однако для шлифования архимедовых червяков требуются специальные шлифовальные круги фасонного профиля, что затрудняет обработку и снижает точность изготовления. Поэтому архимедовы червяки изготавливают, в основном, с нешлифованными витками при Н £350НВ. Для высокотвердых шлифуемых витков (Н > 45 HRC) применяют эвольвентные червяки.
Эвольвентный червяк ZI (рис. 14.3, б, в) в осевом сечении имеет выпуклый профиль, а в торцовом сечении – эвольвентный. Он представляет собой косозубое зубчатое колесо с очень большим углом наклона и малым числом зубьев (равным числу витков). Основное преимущество эвольвентных червяков – возможность шлифования витков плоской стороной круга.
Оценка и применение:
Достоинства:
1) возможность получения больших передаточных отношений в одной паре; u = 10…60 (100);
2) плавность и бесшумность работы;
3) повышенная кинематическая точность;
4) возможность самоторможения.
Недостатки:
1) низкий КПД;
2) повышенный износ и склонность к заеданию;
3) необходимость применения дорогих антифрикционных материалов;
4) повышенные требования к точности сборки.
Червячные передачи применяют в грузоподъёмных машинах, станкостроении, автомобилестроении и других машинах. В частности, в путевых машинах червячно-винтовые передачи используют в механизмах раскрытия крыльев стругов и дозаторов.
Червячные передачи используют в стрелоподъёмных лебёдках автокранов, в механизмах поворота отвала автогрейдеров, в механизмах подъёма электробалластёров и машины ВПО-3000. Мощность червячных передач обычно не превышает 50…60 кВт. При больших мощностях потери на трение в передаче столь существенны, что её применение становится экономически нецелесообразным.
На рис. 14.4 приведена геометрия червячного зацепления, где червяк – ведущее звено передачи. Основные параметры передачи с цилиндрическим червяком регламентированы ГОСТ 19650: a = 20°, ha* = 1, с* = 0,2. Делитель-ный диаметр червяка:
d1 = m×q, (14.1)
где m – торцовый модуль; q – коэффициент диаметра червяка.
Рис. 14.4. Геометрия червячного зацепления
Диаметр вершин червяка (рис. 14.4, б):
da1 = d1+2ha = m(q + 2). (14.2)
Диаметр впадин (рис. 14.4, в):
df1 = m(q – 2,4). (14.3)
Делительный угол подъёма винтовой линии (рис. 14.4, а):
откуда (14.4)
где px – осевой шаг; px = p×m.
Для числа заходов z1= 1…4 угол g = 3…26°.
Червячное колесо (рис. 14.4, б, в) нарезают червячной фрезой, являющейся почти точной копией червяка, поэтому стандартные параметры инструментального червяка автоматически переносятся на колесо. Червячное колесо является косозубым с углом наклона b = g. В червячных передачах стандартизирован торцовый модуль m. Делительный диаметр:
(14.5)
Диаметры вершин и впадин колеса:
(14.6)
. (14.7)
Число зубьев колеса рекомендуется z2³ 28. Максимальный диаметр колеса:
(14.8)
Ширина венца колеса:
(14.9)
Делительное межосевое расстояние червячной передачи:
(14.10)
Передаточное число червячной передачи u = d2/(d1tgg) выше, чем зубчатой, так как tgg значительно меньше единицы. Передаточное число u = z2/z1 не зависит от диаметра червяка (а зависит от числа заходов).
С увеличением g (увеличением z1) КПД растет. Ориентировочные значения КПД: при z1 =1h < 0,75; при z1 = 4 h = 0,85…0,92. При g < j¢ передача становится самотормозящей и передача движения от колеса к червяку становится невозможной. В самотормозящей передаче с ведущем червяком h < 0,5.
Вследствие скольжения в зацеплении детали червячных передач изготовляют из антифрикционных материалов. Стальной червяк обеспечивает высокую прочность и жёсткость. Червячное колесо изготовляют из менее прочного материала (бронза, чугун) и выход из строя передачи, как правило, связан с повреждением колеса.
Виды повреждений передачи:
1) Заедание – «диффузионная сварка» червячного колеса под нагрузкой; проявляется в виде:
а) «намазывания» мягкого материала (оловянистые бронзы) на червяк (натира);
б) задира, характерного для колёс из твёрдого материала (безоловянистые бронзы), приводящего к усиленному износу зубьев червячного колеса, искажению их профилей и последующему их разрушению.
Заедание в первую очередь ограничивает нагрузочную способность червячных передач.
2) Изнашивание связано с граничным трением в зацеплении, когда отсутствует режим жидкостного трения, и является типичным видом разрушения.
3) Усталостное выкрашивание зубьев встречается редко и характерно для передач с колёсами из бронз с высокой твёрдостью.
Все перечисленные виды разрушений связаны с контактными напряжениями. Поэтому расчёт по контактным напряжениям для червячных передач является основным. Расчёт по напряжениям изгиба производится при этом как проверочный.
Формулу Герца (12.8) применяют и для червячного зацепления.После подстановки геометрических параметров червячной передачи, численных данных и упрощений формула (12.8) примет форму, удобную для провероч-ного расчёта:
(14.11)
С упрощениями получают формулу проектного расчёта:
(14.12)
В расчётных формулах численные коэффициенты рассчитаны для СИ: момент в Н×мм, линейные размеры – в мм, а напряжения – в МПа (Н/мм2).
По напряжениям изгиба рассчитывают только зубья колеса, так как витки червяка значительно прочнее зубьев колеса. Расчётная формула имеет вид: