2. К взаимообусловленным категориям диалектики относятся:
а) сущность и явление б) причина и следствие в) форма и возможность
3. Относительность позиций и знаний можно использовать для личного интереса, а содержание самого знания зависит от форм его выражения в языке:
а) софистика; б) эклектика; в) догматизм.
4. Эклектика – это:
а) форма произвольного, часто механического объединения элементов, не стремящаяся отыскать внутренние причины единства;
б) учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики;
в) философское учение о сверхчувственных формах бытия.
Уровень
1. Иллюстрацией закона взаимоперехода количественных и качественных изменений могут послужить:
а) многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое;
б) периодический закон Менделеева;
в) противоречия в материальном производстве.
2. Примеры скачков:
а) образование звезд и планет;
б) возникновение жизни на земле;
в) селекция новых сортов.
3. Наследником гегелевской диалектики как учения о взаимосвязи и развитии стал:
а) диалектический материализм;
б) физикализм;
в) натурализм.
4.Установление качественных границ лежит в основе:
а) классификации минералов, растений;
б) технических устройств, профессий;
в) математических выражений.
5. Данная идея о том, что диалектика находится в единстве с логикой и теорией познания, то есть одновременно является методом и учением о мировидении, принадлежит:
а) Марксу; б) Гераклиту; в) Канту.
6. Вставьте пропущенное слово:
_____________________________ - это наиболее широкие и важные понятия любой науки, фиксирующие качественные характеристики предмета познания.
7. Вставьте пропущенные слова:
«_______________________ учит неправильным доводам, ______________________ раскрывает их ложность и путем различения истинных доказательств учит откидывать ложные». (П.Абеляр).
8. Исправьте высказывание Гегеля:
«Диалектика приводит к негативному результату, так как ее результат – это пустое, абстрактное ничто, а отрицание отдельных определений».
9. Найдите связи и исключите лишнее:
а) отрицание, категории, противоречие;
б) Гегель, Эйнштейн, Гераклит, Маркс.
Иллюстрацией какого закона диалектики могут послужить следующие примеры: анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация, ассимиляция и диссимиляция?
а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закона отрицания отрицания;
в) закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.
Уровень.
Как вы понимаете высказывание Платона: «Кто способен охватить все – тот диалектик, тот же, кому это не под силу – нет»? – аргументируйте свой ответ и представьте его в развернутом виде.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 1997. – 568 с.
2. Аристотель. Метафизика. /Соч.: в 4-х т. М.1976. Т.1. - С. 28-36,50-89.
3. Введение в философию: В 2 ч. /И.Т. Фролов и др. - М.,1989.
4. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Основи філософії: Навч. посібник. – Харків, 2003. – 352 с.
5. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. /Соч.: в 3 т. - М., 1970. Т.1. - с. 137-168, с. 237-347; Т.2. - с. 31-66, с. 121-138; Т.3. - с. 30-36.
6. История античной диалектики. – М., 1972.
7. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1972.
8. История диалектики ХІ – ХVІІІ вв. – М., 1974.
9. Кант И. Критика чистого разума. /Соч. в 6-ти т. - М., 1964. Т.3. - с. 11-19, с. 31-68.
10. Ленин В.И. К вопросу о диалектике / Полное собрание сочинений - Т.29.
11. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. – М., 1991.
12. Соловьева Г.Г. Негативная диалектика. – Алма-Ата, 1990.
13. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2002. – 520 с.
14. Хайдеггер М. Закон тождества. – В кн: Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.
15. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. , Энгельс Ф. Сочинения. - Т.20. - с. 128-136.